Рейтинг@Mail.ru

"СМ N 04.1-1.0021. Руководство по гармонизации санкций и реагированию в отношении мошеннического поведения (IAF MD 7:2023, IDT). Версия 01. Август 2023 г."

Утверждаю

Руководитель

Федеральной службы по аккредитации

Н.В.СКРЫПНИК

14 августа 2023 г.

СМ N 04.1-1.0021

ВЕРСИЯ 01. АВГУСТ 2023 Г.

РУКОВОДСТВО

ПО ГАРМОНИЗАЦИИ САНКЦИЙ И РЕАГИРОВАНИЮ В ОТНОШЕНИИ

МОШЕННИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ

(IAF MD 7:2023, IDT)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее руководство разработано Федеральной службой по аккредитации с учетом требований документа IAF MD 7:2023 и стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 и вводится впервые. Настоящее руководство вводится в действие по истечении десяти рабочих дней со дня его утверждения.

1. Область применения

1.1. Настоящее руководство является обязательным для последовательного соблюдения пунктов 7.2 и 7.11 стандарта ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 в определенных обстоятельствах, описанных в настоящем руководстве. Настоящее руководство не подменяет ни одно из требований указанного стандарта.

1.2. В соответствии со стандартом ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 от ОА требуется иметь процедуры для приостановления аккредитации, отмены или сокращения области аккредитации, а также начала процесса отмены аккредитации в определенных обстоятельствах <1>.

--------------------------------

<1> См. пункты 7.11.1 и 7.11.2 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018.

1.3. Целью настоящего руководства является разъяснение ситуаций, когда в отношении заявителя или аккредитованных ООС должны применяться санкции, а также последующего необходимого информационного взаимодействия, которое должно быть осуществлено со стороны ОА.

1.4. Настоящее руководство применимо не только для области IAF MLA, но и в отношении любой иной деятельности IAF по аккредитации. Он также может применяться в других ситуациях (с соответствующими поправками), касающихся отдельных ОА, ООС, третьих сторон, регуляторов, владельцев схем, государственных органов и других.

1.5. В разделе 4 настоящего руководства описаны некоторые конкретные ситуации, в которых ОА следует прибегать к санкциям, а в разделе 5 настоящего руководства описаны санкции, которые обычно последовательно применяются ОА.

1.6. В разделах 6 и 7 настоящего руководства описаны конкретные примеры, требующие гармонизированного подхода со стороны всех ОА.

1.7. Приложение 1 (обязательное) содержит требования к подходу, применяемому ОА при обнаружении мошеннического поведения со стороны ООС-заявителей, аккредитованных ООС и/или их клиентов.

1.8. Приложение 2 (информационное) представляет основания и контекст, касающиеся требований пункта 6.2 настоящего руководства.

2. Нормативные ссылки

2.1. В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие документы <2>:

--------------------------------

<2> ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 применяются к области аккредитации.

ГОСТ ISO/IEC 17011-2018

Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 (ISO/IEC 17011:2017, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия"

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017

Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 (ISO/IEC 17021-1:2015, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента. Часть 1. Требования"

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017

Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017 (ISO/IEC 17024:2012, IDT) "Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала"

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022

Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17029-2022 (ISO/IEC 17029:2019, IDT) "Оценка соответствия. Общие принципы и требования к органам по валидации и верификации"

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012

Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 (ISO/IEC 17065:2012, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг"

ISO/IEC 17030:2021

Международный стандарт ISO/IEC 17030:2021 "Оценка соответствия. Общие требования к знакам соответствия при оценке, проводимой третьей стороной" (ISO/IEC 17030:2021 "Conformity assessment - General requirements for third-party marks of conformity")

IAF MD 7:2023

Документ Международного форума по аккредитации IAF MD 7:2023 "Обязательный документ IAF по гармонизации санкций и реагированию в отношении мошеннического поведения" (IAF MD 7:2023 "IAF Mandatory Document for the Harmonization of Sanctions and Dealing with Fraudulent Behaviour")

2.2. При применении настоящего руководства следует проверять действие ссылочных документов. Если ссылочный документ заменен, то при применении настоящего руководства следует руководствоваться замененным (измененным) документом.

3. Термины и определения

3.1. В настоящем руководстве применяются следующие сокращения:

ОА

-

орган по аккредитации

ООС

-

орган по оценке соответствия

IAF

-

международный форум по аккредитации

IAF MLA

-

многостороннее соглашение о взаимном признании результатов аккредитации IAF

ILAC

-

Международная ассоциация по аккредитации лабораторий

ILAC MRA

-

Договоренности о взаимном признании ILAC

4. Введение санкций

4.1. Ситуации, ведущие к применению санкций в отношении заявителя или аккредитованного ООС, включают, но не ограничиваются:

- неспособность устранить несоответствия в соответствии с процедурами ОА;

- негативные результаты рассмотрения жалобы;

- неправильное использование/неправильное представление знака аккредитации <1>;

--------------------------------

<1> См. пункт 4.3.5 и Примечание ГОСТ ISO/IEC 17011-2018.

- несоответствие соответствующему законодательству, нормативным документам, указам или директивам, которые применяются в отношении области аккредитации;

- ситуации, описанные в разделе 6 настоящего руководства, включая доказательства мошеннического поведения <2>;

--------------------------------

<2> См. пункт 6.1 настоящего руководства.

- неуплата обязательных платежей.

5. Возможные санкции

5.1. Возможные санкции включают, но не ограничиваются <3>:

--------------------------------

<3> Никакие положения настоящего руководства не отменяют права ООС апеллировать против принятого решения, как это описано в пункте 7 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018. Применение санкций, упомянутых в настоящем руководстве, не исключает возможности юридических действий со стороны третьих лиц, регуляторов, владельцев схем, государственных органов или любых других заинтересованных сторон.

- усиление контроля и целенаправленные расследования (включая документарную проверку и/или проверки по месту осуществления деятельности, а также свидетельские оценки);

- сокращение области аккредитации (в т.ч. в части мест осуществления деятельности, указанных в области);

- приостановление аккредитации;

- отмена аккредитации;

- приостановление или прекращение процесса первичной аккредитации или подтверждения компетентности;

- публичное уведомление о сокращении области, приостановлении, отмене аккредитации или о ненадлежащем заявлении об аккредитации;

- действия юридического характера.

6. Конкретные гармонизированные санкции

Ниже описаны ситуации, требующие применения конкретных санкций со стороны ОА:

6.1. Если, как это описано в пункте 7.11.2 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018, имеются доказательства мошеннического поведения или намеренного предоставления ООС ложной информации, или сокрытия информации, или, в дополнение к прочему, если ООС умышленно нарушают правила аккредитации, ОА должен инициировать процесс отмены аккредитации или прекращения работ по заявке или по подтверждению компетентности ООС (что применимо);

6.2. Если ООС осуществляет оценку соответствия третьей стороной, используя стандарты уровней 1 - 4 IAF MLA или ILAC MRA, применяемые как основа при аккредитации ООС (например, ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 или ISO 15189:2022), ОА должен приостановить процесс рассмотрения заявки ООС или инициировать процесс приостановления аккредитации (что применимо) <1>.

--------------------------------

<1> См. Приложение 2.

- Дальнейшие решения должны основываться на действиях ООС.

- ОА должны включить необходимое положение, касающееся такой возможности, в свои соглашения по аккредитации с ООС.

7. Информационное взаимодействие

7.1. В случае приостановления или отмены аккредитации, обязательным является публичное уведомление <2>.

--------------------------------

<2> См. пункт 8.2.2 ГОСТ ISO/IEC 17011-2018. Важно поддерживать обновление информации во всех соответствующих базах данных IAF (например, как этого требует IAF CertSearch в части сертификации систем менеджмента), включая информацию о приостановленных/отмененных аккредитациях и соответствующих подтверждениях о соответствии.

В каждой из ситуаций, упомянутых в пунктах 6.1 и 6.2 настоящего руководства, которые повлекли за собой приостановление или прекращение аккредитации, а также после любого решения по апелляции, принятого в соответствии с имеющейся в ОА процедурой для апелляций, ОА должен уведомить секретариат IAF о таком решении и его основаниях. Секретариат IAF в свою очередь должен довести информацию о таком решении до ОА-членов IAF в следующем формате:

"(Наименование ОА) (указывается действие, как "отменил" или "приостановил") аккредитацию (Наименование ООС) с (дата) в соответствии с (пунктом 4.1 или пунктом 4.2 документа СМ N 04.1-1.0020)".

Приложение 1

ПРОЦЕСС РЕАГИРОВАНИЯ НА ОБВИНЕНИЯ В МОШЕННИЧЕСКОМ ПОВЕДЕНИИ

(обязательное) <1>

--------------------------------

<1> IAF ID 15:2023 содержит информацию о тех подходах, которые может избрать ОА для достижения результатов, перечисленных в пунктах 1 - 6. Обязательными являются результаты, а не пути их достижения.

ОА должен <2>:

--------------------------------

<2> Это не означает требования для ОА применять санкции идентичные тем, которые использованы другим ОА-членом IAF

1) подготовить и опубликовать заявление о том, как он предполагает реагировать на мошенническое поведение аккредитованных ООС и/или их клиентов.

2) иметь в наличии политики, процедуры и юридически обязывающие механизмы, которые позволят ОА реагировать на такого рода мошенническое поведение.

3) иметь в наличии необходимые механизмы для получения, проверки, обработки и передачи информации, касающейся обвинений в мошенническом поведении (включая результаты любых действий, предпринятых им при реагировании на мошенническое поведение) соответствующим заинтересованным сторонам (включая, но не ограничиваясь, соответствующих ОА-членов IAF).

4) иметь необходимые процессы для установления подлинности любых обвинений в мошенническом поведении в отношении заявителя или аккредитованного ООС, а также неспособности ООС адекватно реагировать на обвинения в мошенническом поведении, касающиеся его клиентов.

5) иметь в наличии меры для эффективного и соразмерного реагирования на мошенническое поведение.

6) уважать и поддерживать любые законные действия других ОА-членов IAF, предпринятые в отношении мошеннического поведения.

Приложение 2

ООС,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ОЦЕНКУ СООТВЕТСТВИЯ ЛЮБЫМ СТАНДАРТАМ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫМ КАК ОСНОВУ ДЛЯ АККРЕДИТАЦИИ

(информационное)

Пункт 6.2 настоящего руководства основывается на резолюции N 7 Совместной Генеральной Ассамблеи IAF-ILAC 2007, г. Сидней, актуализированной в части включения деятельности по оценке соответствия, отличной от сертификации (например, по валидации и верификации).

"Совместная Генеральная Ассамблея IAF и ILAC, действуя по рекомендации Совместного комитета по взаимодействию (JCCC), постановляет, что в случаях, когда орган по оценке соответствия (ООС), аккредитованный органом по аккредитации (ОА), осуществляет сертификацию по любому стандарту, используемому в качестве основы для аккредитации ООС (например, ISO/IEC 17025 или ISO 15189), ОА должен инициировать процесс приостановления действия аккредитации, поскольку такие действия ООС поставят ОА, против его воли, в положение предоставления таких же услуг, как и ООС, в нарушение п. 4.3.6 ISO/IEC 17011. Дальнейшие решения должны основываться на действиях, предпринятых ООС.

Все ОА, являющиеся членами IAF и ILAC, должны включать соответствующие положения в отношении возможности в свои договоры с ООС.

Примечание: Согласно общепринятому мнению, ООС может проводить оценку субподрядчиков для подтверждения их соответствия требованиям ООС, что может включать стандарты для аккредитации, например, ISO/IEC 17025. В документации, выданной субподрядчикам по результатам успешной оценки, следует четко указывать, что оценка произведена исключительно для целей субподряда и не является сертификацией или аккредитацией согласно ISO/IEC 17011."

Другие документы по теме
Ошибка на сайте