Рейтинг@Mail.ru

"СМ N 04.1-1.0022. Руководство по оценке аккредитации органов по оценке соответствия, осуществляющих деятельность в нескольких странах. Версия 01. Август 2023 г."

Утверждаю

Руководитель Федеральной

службы по аккредитации

Н.В.СКРЫПНИК

14 августа 2023 г.

СМ N 04.1-1.0022

ВЕРСИЯ 01. АВГУСТ 2023 Г.

РУКОВОДСТВО

ПО ОЦЕНКЕ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НЕСКОЛЬКИХ СТРАНАХ

(IAF MD 12:2023, IDT)

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее руководство разработано Федеральной службой по аккредитации с учетом требований документа IAF MD 12:2023 и стандарта ГОСТ ISO/IEC17011-2018 и вводится впервые. Настоящее руководство вводится в действие по истечении десяти рабочих дней со дня его утверждения.

1. Область применения

1.1. Настоящее руководство является обязательным для последовательного применения пункта 7 ISO/IEC 17011:2004 в отношении оценки ОА ООС, которые производят сертификацию в странах за пределами страны, в которой находится их головной офис. Аспекты аккредитации, связанные с сотрудничеством между ОА, являющимися участниками IAF MLA, подпадают под действие IAF ML 4.

1.2. Пункты 7.5.7 и 7.5.8 ISO/IEC 17011:2004 устанавливают требования к оценке ОА мест осуществления основных видов деятельности. Основные виды деятельности определены в пункте 7.5 IAF/ILAC A5:11/2013. В настоящем руководстве учитывается ответственность ОА за обеспечение соответствия всей деятельности ООС в рамках области аккредитации, предоставленной этим ОА, а не только основной деятельности, всем требованиям соответствующих стандартов оценки соответствия, независимо от места осуществления этой деятельности.

1.3. В настоящем руководстве учитывается тот факт, что некоторые виды деятельности могут осуществляться не в постоянных офисах, а удаленным персоналом с помощью системы информационных технологий ООС.

2. Нормативные ссылки

2.1. В настоящем руководстве использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ ISO/IEC 17011-2018

Межгосударственный стандарт ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 (ISO/IEC 17011:2017, IDT) "Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия"

IAF ML 4:2023

Документ Международного форума по аккредитации IAF ML 4:2023 "Политики и процедуры Договоренности о взаимном признании на уровне органа по аккредитации и на уровне региональной организации по аккредитации" (IAF ML 4:2023 "Policies and Procedures for a MLA on the Level of Single Accreditation Bodies and on the Level of Regional Accreditation Groups")

IAF MD 12:2023

Документ Международного форума по аккредитации IAF MD 12:2023 "Оценка аккредитации органов по оценке соответствия, осуществляющих деятельность в нескольких странах" (IAF MD 12:2023 "Accreditation Assessment of Conformity Assessment Bodies with Activities in Multiple Countries")

2.2. При применении настоящего руководства следует проверять действие ссылочных документов. Если ссылочный документ заменен, то при применении настоящего руководства следует руководствоваться замененным (измененным) документом.

3. Термины и определения

3.1. В настоящем руководстве применяются следующие термины:

орган по аккредитации

-

орган по аккредитации, являющийся членом IAF

постоянный офис

-

постоянное помещение, где осуществляется деятельность по сертификации и (или) по управлению ООС, независимо от местоположения и отношений с ООС

прочие виды деятельности

-

функции по сертификации, которые не относятся к основной деятельности

удаленный персонал

-

физические лица, которые могут быть внутренними или внешними сотрудниками и выполняют деятельность по сертификации для ООС вне постоянного офиса

3.2. В настоящем руководстве применяются следующие сокращения:

ОА

-

орган по аккредитации

ООС

-

орган по оценке соответствия

IAF

-

международный форум по аккредитации

IAF MLA

-

многостороннее соглашение о взаимном признании результатов аккредитации IAF

ILAC

-

Международная ассоциация по аккредитации лабораторий

ILAC MRA

-

Договоренности о взаимном признании ILAC

4. Применение

4.1. Сбор данных

ОА должен потребовать от аккредитованного ООС указания следующих данных <1>:

--------------------------------

<1> Регистрация этой информации осуществляется не с целью предоставления ООС предварительного разрешения на выдачу сертификатов в конкретной стране, а чтобы позволить ОА планировать свою программу оценки для ООС на основе актуальных знаний о полной географической области действия в отношении аккредитованной деятельности ООС.

1) страны, в которых выдаются аккредитованные сертификаты, и количество сертификатов, выданных в каждой стране;

2) страны, в которых ООС действует из постоянного офиса, который осуществляет деятельность по сертификации;

3) страны, в которых у ООС имеется удаленный персонал, который осуществляет деятельность по сертификации;

4) постоянные офисы, которые отвечают за осуществление и (или) управление основными видами деятельности согласно IAF/ILAC A5, либо из которых осуществляется управление удаленным персоналом, выполняющим основные виды деятельности; и

5) механизмы ООС для управления всеми видами деятельности, которые выполняются из постоянных зарубежных офисов либо удаленным персоналом.

4.2. Программа оценки

ОА должен иметь программу оценки, охватывающую текущий период аккредитации, которая позволяет подтвердить соответствие ООС требованиям соответствующего(-их) стандарта(-ов) оценки соответствия в рамках области аккредитации ООС, независимо от места осуществления деятельности по сертификации <1>.

--------------------------------

<1> На основе результатов оценки ОА может принять решение о сокращении или ограничении области аккредитации ООС определенными географическими районами или постоянными офисами.

Программа должна быть разработана для определения видов деятельности и основных видов деятельности для оценки, а также стран, в которых они осуществляются и (или) осуществляется их управление, с учетом следующих факторов:

1) отношения между ООС и его иностранными организациями и дочерними компаниями;

2) механизмы ООС для управления деятельностью по сертификации за рубежом;

3) наличие у ООС аккредитации местного ОА;

4) количество постоянных офисов, осуществляющих деятельность по сертификации, в каждой стране;

5) количество удаленного персонала, осуществляющего деятельность по сертификации, в каждой стране;

6) где осуществляются основные виды деятельности или управление ими, либо откуда осуществляется управление удаленным персоналом, выполняющим основные виды деятельности;

7) спектр осуществляемой деятельности по сертификации, место ее осуществления и управления удаленным персоналом;

8) эффективность мер административного контроля ООС в отношении деятельности по сертификации;

9) доступность записей ООС;

10) доступность выбранного персонала ООС (внутреннего и внешнего) для проведения опроса;

11) количество сертификатов, выданных через определенный постоянный офис;

12) схемы, для которых предоставляется сертификация через определенный постоянный офис;

13) постоянный офис, управляющий другими постоянными офисами или удаленным персоналом за рубежом;

14) количество разных стран, где находится удаленный персонал, и порядок управления этим персоналом;

15) риски, связанные с осуществляемой и (или) управляемой деятельностью и местом осуществления деятельности и (или) управления <2>;

--------------------------------

<2> Это могут быть неосновные виды деятельности.

16) способность ОА к проведению дистанционной оценки;

17) социальные и культурные аспекты каждой страны;

18) количество и тип жалоб;

19) эффективность надзора ООС за зарубежной деятельностью по сертификации, включая внутренние аудиты, которые проводятся в постоянных офисах; и

20) наличие доказательств недобросовестности, например, искажения информации торговым персоналом, ненадлежащих отношений с консультантами или неэффективного надзора со стороны ООС.

Программа оценки ОА подлежит ежегодному пересмотру с учетом изменений в информации согласно пункту 4.1 настоящего руководства и изменений вышеуказанных факторов.

Персонал, выполняющий и управляющий деятельностью по сертификации, имеет большее значение, чем место осуществления деятельности. Программа оценки должна включать проведение опросов персонала ООС (внутреннего и внешнего) с репрезентативной выборкой, чтобы ОА мог подтвердить соответствие деятельности ООС по сертификации, независимо от места ее осуществления, требованиям соответствующего(-их) стандарта(-ов) оценки соответствия.

Вместо проведения оценки на месте возможно проведение дистанционной оценки при условии, что результаты такой оценки эквивалентны результатам оценки на месте.

4.3. Первоначальная оценка

Первоначальная оценка ООС должна включать оценку всех постоянных офисов, независимо от отношений с ООС, где осуществляется основная деятельность и (или) управление такой деятельностью, либо откуда осуществляется управление удаленным персоналом, выполняющим основные виды деятельности, либо где ведется учет.

При необходимости первоначальная оценка должна также включать оценку выбранных постоянных офисов, независимо от отношений с ООС, где осуществляются другие виды деятельности, подпадающие под требования соответствующего(-их) стандарта(-ов) оценки соответствия, либо откуда осуществляется управление персоналом, выполняющим эти виды деятельности.

Что касается расширения области действия, то ОА определяет программу оценки с учетом факторов, указанных в пункте 4.2 настоящего руководства, и соответствие расширения новой основной области действия, новой подобласти или аккредитованной подобласти. Программа оценки не должна обязательно включать посещение каждого постоянного офиса.

4.4. Проверка компетентности и повторная оценка

Что касается проверки компетентности и повторной оценки, каждый постоянный офис, независимо от отношений с ООС, где осуществляется основная деятельность и (или) управление такой деятельностью, либо откуда осуществляется управление удаленным персоналом, выполняющим основные виды деятельности, либо где ведется учет, подлежит оценке не менее одного раза в течение каждого цикла аккредитации и в соответствии с программой оценки ОА.

ОА должен иметь процедуру отбора образцов в постоянных офисах, включая удаленный персонал, где осуществляются другие виды деятельности, либо откуда осуществляется управление персоналом, выполняющим эти виды деятельности. Процедура должна обеспечивать оценку репрезентативного количества таких офисов в течение определенного периода времени.

Приложение 1

ПРИМЕРЫ

ОТНОШЕНИЙ ООС СО СВОИМИ ИНОСТРАННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

(информативное)

В настоящем информационном приложении приводится несколько примеров отношений ООС со своими иностранными организациями и дочерними компаниями:

- находящаяся в полной или частичной (контрольный пакет акций) собственности региональная дочерняя компания, которая контролирует и осуществляет управление рядом дочерних компаний <1>;

--------------------------------

<1> Это может быть отдельная организация, находящаяся в полной или частичной (контрольный пакет акций) собственности ООС.

- находящаяся в полной или частичной (контрольный пакет акций) собственности дочерняя компания или филиал ООС в своей стране или другой стране <2>;

--------------------------------

<2> Это может быть отдельная организация, находящаяся в полной или частичной (контрольный пакет акций) собственности ООС.

- совместное предприятие, в котором ООС является партнером;

- находящаяся в полной или частичной (контрольный пакет акций) собственности дочерняя компания совместного предприятия <3>;

--------------------------------

<3> Это может быть отдельная организация, находящаяся в полной или частичной (контрольный пакет акций) собственности совместного предприятия.

- представитель, агентство, получатель франшизы или офис продаж ООС, находящаяся в полной или частичной (контрольный пакет акций) собственности дочерняя компания ООС или совместное предприятие;

- любая отдельная организация, состоящая в договорных отношениях с ООС для осуществления деятельности по сертификации.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте