Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 30.01.2012 N ГКПИ11-2219

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 30 января 2012 г. N ГКПИ11-2219

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре И.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. признании недействующим пункта 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325,

установил:

Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, изданным в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Х. оспорил в Верховном Суде Российской Федерации указанное Положение в части абзаца первого пункта 24, согласно которому при выходе из гражданства Российской Федерации на основании части 1 статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории Российской Федерации, вместе с заявлением (приложение N 4) представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, а также документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов. Заявитель считает, что правило, обязывающее при выходе из российского гражданства представлять гарантии приобретения иностранного гражданства, противоречит части первой статьи 19 Федерального закона и нарушает его права на изменение гражданства в форме выхода, отказа от него посредством свободного волеизъявления.

Х. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Президента Российской Федерации, заинтересованного лица по делу, Г. в своих возражениях указал на то, что требование о необходимости представления документа полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства основано на нормах международного права и федерального закона, права и свободы заявителя не нарушает.

Обсудив приведенные в заявлении доводы, выслушав возражения представителя заинтересованного лица Г., исследовав представленные по делу доказательства, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для признания оспариваемой нормы недействующей.

В соответствии с Федеральным законом Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (часть 2 статьи 29); форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (часть 4 статьи 33).

Президент Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия, Указом от 14 ноября 2002 г. N 1325 утвердил Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, определив в нем перечень документов, необходимых применительно к конкретным основаниям для прекращения гражданства Российской Федерации. Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации за 2002 г. N 46, "Российской газете" 19 ноября 2002 г.

Утверждение заявителя о незаконности пункта 24 этого Положения в части, обязывающей лиц при выходе из гражданства Российской Федерацией представлять документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства Российской Федерации, лишено правовых оснований.

Федеральным законом установлено, что гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (абзац второй статьи 3); выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 данного Федерального закона (часть 1 статьи 19); выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (пункт "в" статьи 20).

Таким образом, в силу приведенных законоположений лицо не может произвольно избавиться от гражданства, отказавшись от своих прав и обязанностей по отношению к Российской Федерации, и стать лицом без гражданства, его добровольное волеизъявление является основанием для выхода из гражданства Российской Федерации, но при условии предоставления гарантий приобретения им иностранного гражданства.

Пункт 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации детализирует нормы Федерального закона, включая в состав документов, необходимых для выхода из российского гражданства, документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства.

Обязанность предоставить гарантии иностранного гражданства возлагается на лиц, намеренных выйти из российского гражданства, основана на нормах федерального закона, каких-либо прав и свобод заявителя не нарушает.

Доводы заявления о нарушении прав, установленных статьей 15 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.), не соответствуют содержанию этой статьи, которая не определяет процедуру выхода из гражданства.

Вместе с тем, в других международных актах содержатся нормы, препятствующие утрате лицом гражданства без приобретения гражданства другого государства. В частности, пунктом 1 статьи 8 Европейской конвенции о гражданстве (Страсбург, 6 ноября 1997 г.), участником которой является Россия, установлено, что каждое государство-участник разрешает отказ от его гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства.

Россия, несмотря на отсутствие ратификации этой Конвенции, в силу статьи 18 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 г. обязана воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.

С учетом изложенного доводы о незаконности оспариваемой нормы являются необоснованными, заявленное требование удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Х. о признании недействующим пункта 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Другие документы по теме
<Об удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца пятого подпункта "б" пункта 1 Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, утвержденного Приказом МВД РФ от 15.07.2005 N 568>
<О признании частично недействующим и не подлежащим применению абзаца первого пункта 35 Правил продажи товаров по образцам, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.1997 N 918>
<О признании недействующим пункта 48.8 Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утв. Приказом ФТС России от 18.04.2012 N 760>
"Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении сепараторов для очистки нефти и сепараторов для очистки нефтяных газов, сепараторов для очистки как нефтяных газов, так и нефти"
Ошибка на сайте