Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 29.05.2007 N ГКПИ07-329

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2007 г. N ГКПИ07-329

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Промгазсервис" о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 15 марта 2005 г. N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание",

установил:

подпунктом "а" пункта 1 Приказа Федеральной таможенной службы от 15 марта 2005 г. N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (далее - Приказ) предписано составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.15, частью 1 статьи 7.12, статьей 14.10, частью 1 статьи 15.6, частью 2 статьи 15.7, статьей 15.8, статьей 15.9, статьей 15.25, статьями 16.1 - 16.23, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьей 19.6, статьей 19.7, статьей 19.26, частью 2 статьи 20.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицам таможенных органов Российской Федерации, перечень которых приведен в приложении к Приказу, при выполнении возложенных на них функций.

В названный перечень включены, в частности, должности главного государственного таможенного инспектора таможенного поста и государственного таможенного инспектора таможенного поста (пункты 3.2 и 3.5).

ООО "Промгазсервис" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим подпункта "а" пункта 1 Приказа в части, устанавливающей составление главными государственными таможенными инспекторами таможенных постов и государственными таможенными инспекторами таможенных постов протоколов о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.2 и 16.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В заявлении указано, что оспариваемое предписание противоречит статье 23.8, пункту 12 части 2 статьи 28.3 и части 2 статьи 28.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которых полномочия по вынесению определения о возбуждении дел об административных правонарушениях по статьям 16.2 и 16.16 Кодекса и проведении административного расследования возложены только на руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместителей; начальников региональных таможенных управлений, их заместителей; начальников таможен, их заместителей; начальников таможенных постов - об административных правонарушениях, совершенных физическими лицами.

В судебном заседании представители ООО "Промгазсервис" Шакиров Р.С. и Тимергалиев З.З. заявленное требование поддержали и просили о его удовлетворении.

Представители Федеральной таможенной службы Морозова О.В. и Семенова И.В., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Мокрова Е.А. требование заявителя не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Приказа в полной мере соответствует законодательству Российской Федерации.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., просившей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление ООО "Промгазсервис" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из приведенных выше положений Приказа и приложения к нему видно, что ими урегулирован круг должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях.

Вопросу о том, какие должностные лица правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях, посвящена статья 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).

Согласно части 1 указанной нормы протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. (Как следует из буквального толкования названной части 1, она отсылает к главе 23 Кодекса в отношении уполномоченных органов, а не их должностных лиц.)

В силу статьи 23.8 Кодекса таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 3 статьи 16.1, статьями 16.2 - 16.23 Кодекса.

Кроме того, должностные лица таможенных органов пунктом 12 части 2 статьи 28.3 Кодекса наделены полномочием составлять протоколы об административных правонарушениях, перечисленных в этом пункте, в том числе по части 2 статьи 16.1 Кодекса.

Следовательно, федеральным законодателем закреплено, что должностные лица таможенных органов уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.1 - 16.23, то есть всей главой 16 Кодекса.

При этом в Кодексе не определено, какие именно должностные лица таможенных органов обладают названным полномочием. Установление перечня таких должностных лиц делегировано частью 4 статьи 28.3 Кодекса соответствующему уполномоченному федеральному органу исполнительной власти в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральным законодательством.

Из Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459, следует, что Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

За Службой закреплены полномочия по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены, в частности, федеральными законами (в данном случае - частью 4 статьи 28.3 и частью 2 статьи 27.3 Кодекса).

Ссылку заявителя на то, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.2 и 16.16 Кодекса, могут быть составлены лишь должностными лицами таможенных органов, поименованными в части 2 статьи 23.8 Кодекса, нельзя признать состоятельной.

Действительно, в данной норме содержится перечень должностных лиц таможенных органов, а именно: руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, его заместители; начальники региональных таможенных управлений, их заместители; начальники таможен, их заместители; начальники таможенных постов.

Однако эти должностные лица уполномочены на рассмотрение дел об административных правонарушениях от имени таможенных органов. Рассмотрение дел об административных правонарушениях регулируется главой 29 Кодекса. По результатам рассмотрения дела выносится либо постановление (о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении), либо определение (о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации; о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревших его судьи, органа, должностного лица).

Поскольку оспариваемый ООО "Промгазсервис" нормативный правовой акт закрепляет за указанными в нем должностными лицами таможенных органов полномочия не по рассмотрению дел об административных правонарушениях, а по составлению протоколов об административных правонарушениях, которые согласно статье 28.8 Кодекса направляются для рассмотрения дел об административных правонарушениях судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, противоречия подпункта "а" пункта 1 Приказа в оспариваемой части статье 23.8, пункту 12 части 2 статьи 28.3 и части 2 статьи 28.7 Кодекса не имеется.

В соответствии с частью первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

ООО "Промгазсервис" в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Другие документы по теме
"Об учете международных обязательств государств - членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС при принятии решений органами таможенного союза"
<Об оставлении без удовлетворения заявления об оспаривании пункта 1 Постановления Правительства РФ от 26.09.1994 N 1093 и пункта 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2004 N 911>
"О внесении изменений в некоторые решения Комиссии Таможенного союза"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца второго пункта 1 Порядка выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, утв. Приказом МЧС России от 25.12.2014 N 719>
Ошибка на сайте