Решение Верховного Суда РФ от 14.01.2016 N АКПИ15-1333
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 14 января 2016 г. N АКПИ15-1333
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению У. и Ж. о признании частично не действующим абзаца второго пункта 1 Порядка выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 декабря 2014 г. N 719,
установил:
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 декабря 2014 г. N 719 утвержден Порядок выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования (далее - Порядок). Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 февраля 2015 г., N 36140 и опубликован 25 февраля 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru и 4 марта 2015 г. в "Российской газете".
Согласно абзацу второму пункта 1 Порядка сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС МЧС России), увольняемые по основаниям, предусмотренным в пунктах "а", "б", "в", "г", "е", "ж", "з", "н" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение), имеющие общую продолжительность службы 20 лет и более, имеют право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования за неполученное указанное имущество в том случае, если право на его получение наступило в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России.
Ж. и У. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующей данной нормы Порядка в части, предусматривающей выплату денежной компенсации за неполученное вещевое имущество личного пользования лишь при наступлении права на получение данного имущества в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России, ссылаясь на то, что она противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 5 мая 2008 г. N 339 "О выплате отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы, денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования" (далее - Постановление N 339), и ограничивает их право на получение денежной компенсации за время службы.
В обоснование своего требования административные истцы указали, что имеют стаж службы в органах Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) более 20 лет, в мае 2015 года уволены из федеральной противопожарной службы ГПС по пункту "з" части первой статьи 58 Положения (по ограниченному состоянию здоровья). В период службы они были вынуждены приобретать за собственные денежные средства неполученное вещевое имущество. Однако при увольнении МЧС России отказало в выплате денежной компенсации расходов, понесенных в период службы с 1 января 2007 г. по день увольнения со службы.
Административные истцы и их представитель Г., извещенные о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Министерство юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) в письменных возражениях указало, что Порядок утвержден полномочным органом государственной власти, оспариваемое положение не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административных истцов.
В судебном заседании представитель МЧС России В. и представитель Минюста России К. поддержали изложенные в возражениях правовые позиции и просили в удовлетворении административного иска отказать.
Обсудив доводы административных истцов, выслушав объяснения представителей административных ответчиков, проверив оспариваемое положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
В соответствии с частью десятой статьи 7 и частями первой и четвертой статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) сотрудники и военнослужащие Государственной противопожарной службы имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством Российской Федерации. Финансовое обеспечение деятельности федеральной противопожарной службы, социальных гарантий и компенсаций ее личному составу в соответствии с данным федеральным законом является расходным обязательством Российской Федерации. Материально-техническое обеспечение федеральной противопожарной службы осуществляется в порядке и по нормам, установленным Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 789 "О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы" (далее - Постановление N 789) утверждены нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы.
В силу пункта 1 Постановления N 339 вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования может выплачиваться денежная компенсация отдельным категориям сотрудников ГПС МЧС России, имеющим специальные звания внутренней службы - в порядке, устанавливаемом МЧС России. При этом действие данного постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г. (пункт 3).
Во исполнение предписаний Правительства Российской Федерации МЧС России утвердило Порядок.
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт утвержден компетентным органом с соблюдением установленного порядка введения в действие и опубликования.
Порядок вещевого обеспечения сотрудников ГПС МЧС России определен приложением N 3 "Общие положения о вещевом обеспечении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания внутренней службы" (далее - Приложение N 3) к Постановлению N 789, согласно которому вещевое имущество, за исключением расходных материалов, подразделяется на вещевое имущество личного пользования и инвентарное имущество. К вещевому имуществу личного пользования относятся предметы вещевого имущества, выдаваемые сотрудникам в соответствии с нормами снабжения во владение и безвозмездное постоянное личное пользование на срок, установленный нормой снабжения и исчисляемый со дня присвоения им первого специального звания внутренней службы. Первичная выдача сотрудникам вещевого имущества личного пользования производится со дня присвоения им первого специального звания внутренней службы; последующая - по истечении сроков носки ранее выданных указанных предметов (пункты 11 - 14, 19).
Из приведенных положений, а также пунктов 24 - 26 Приложения N 3 следует, что вещевое имущество в период прохождения службы передается сотрудникам во владение и безвозмездное пользование и переходит в их собственность лишь по окончании сроков его носки. Сотрудники обязаны своевременно получать положенное им имущество, использовать переданное им во владение и безвозмездное пользование вещевое имущество в соответствии с его функциональным предназначением, поддерживать в исправном состоянии и принимать меры по предотвращению его повреждения или утраты. При увольнении сотрудника за нарушение условий контракта, а также по основаниям, предусмотренным пунктами "к", "л", "м" статьи 58 Положения, выданное им вещевое имущество личного пользования, сроки носки которого не истекли, подлежит возврату или возмещению. Положенное по нормам снабжения вещевое имущество личного пользования, не выданное сотрудникам либо не полученное ими в период времени, в течение которого оно должно было находиться во владении и безвозмездном пользовании, переходит в собственность этих сотрудников с момента получения этого вещевого имущества.
В Постановлении N 339 Правительство Российской Федерации закрепило право отдельных категорий сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы, на выплаты денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, однако установить порядок ее выплаты, в том числе и период, за который она производится, возложило на МЧС России.
Оспариваемая норма Порядка, предусматривающая выплату сотрудникам ГПС МЧС России денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования лишь при наступлении права на получение этого имущества в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России, изложенным выше положениям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, не противоречит, каких-либо ограничений в реализации права отдельными категориями сотрудников, имеющих специальные звания внутренней службы, на получение положенных по нормам предметов вещевого имущества не содержит и снижение социальных гарантий не влечет.
Положение, аналогичное оспариваемому, содержится в подпункте "г" пункта 1 Правил получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 390, в соответствии с которым военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, за исключением военнослужащих федеральных органов исполнительной власти, указанных в подпункте "а" этого пункта, увольняемые с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" - "г" и "к" пункта 1, подпунктами "а", "б" и "ж" пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, имею право на получение денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих, в мирное время за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев на момент исключения из списков личного состава воинской части.
Поскольку абзац второй пункта 1 Порядка в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и законные интересы административных истцов, то в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления У. и Ж. о признании частично не действующим абзаца второго пункта 1 Порядка выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 25 декабря 2014 г. N 719, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.М.НАЗАРОВА