Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 10.11.2010 N ВКГПИ10-56

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 10 ноября 2010 г. N ВКГПИ10-56

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Жудро К.С.,

при секретаре А.А.,

с участием представителей Правительства Российской Федерации Ш., Л. и Б.С., действующих по доверенностям, выданным Министром обороны Российской Федерации по поручению Правительства Российской Федерации, и старшего военного прокурора отдела управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А.Н. об оспаривании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих" (с последующими изменениями) и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей",

установил:

Бывший военнослужащий Минобороны России капитан второго ранга запаса А.Н., уволенный с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и имеющий общую продолжительность военной службы в льготном исчислении 37 лет, просит признать противоречащими федеральному закону и недействующими изменения, внесенные в пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093 "О порядке возмещения расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, санаторно-курортным лечением и отдыхом военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, санаторно-курортным лечением членов их семей, а также медико-психологической реабилитацией военнослужащих" (далее - Постановление от 26.09.1994 N 1093) Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 "О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей" (далее - Постановление от 31.12.2004 N 911).

В обоснование своих требований А.Н. указывает, что в оспариваемых частях нормативных правовых актов Правительство Российской Федерации неправомерно ограничило предоставленное статьей 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право уволенных с военной службы офицеров на получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Факт этого нарушения подтверждается вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда гор. Пензы от 28 мая 2010 г., который со ссылкой на указанные правовые нормы отказал ему в иске к военному комиссариату Пензенской области и Минобороны России о возмещении понесенных расходов на изготовление зубных протезов.

От Правительства Российской Федерации поступили возражения, в которых указывается, что согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право на получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения имеют при определенных условиях только военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, что обусловлено особенностями военной службы - ее прохождением в отдаленных местностях, где может не быть военно-медицинских учреждений, а также отсутствием у военнослужащих страховых медицинских полисов обязательного медицинского страхования. Что касается граждан, уволенных с военной службы, то они имеют право на бесплатную медицинскую помощь в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения и подлежат обязательному медицинскому страхованию. Следовательно, право указанных граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь оспариваемыми правовыми нормами не нарушено. Нельзя рассматривать в качестве такого нарушения и отказ районного суда в иске А.Н. к военному комиссариату и Минобороны России о возмещении расходов на изготовление зубных протезов, так как он производил протезирование в медицинском учреждении, с которым органами Минобороны России не заключен соответствующий договор, и ставил вопрос о компенсации лично ему затраченных средств.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей Правительства Российской Федерации, поддержавших возражения, и заключение прокурора, полагавшего необходимым в заявлении отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление А.Н. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, имеют право на бесплатную медицинскую помощь, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), бесплатное обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских, военно-медицинских подразделениях, частях и учреждениях федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения. Расходы указанным учреждениям здравоохранения по оказанию медицинской помощи военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, возмещаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 той же статьи закона (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 08.11.2008 N 203-ФЗ, от 22.07.2010 N 159-ФЗ) права и социальные гарантии военнослужащих, указанные в пункте 2 настоящей статьи, распространяются на офицеров, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 20 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 25 лет и более вне зависимости от основания увольнения.

Порядок финансирования расходов, связанных с оказанием медицинской помощи, военнослужащим и гражданам, перечисленным в пунктах 2 и 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно пункту 7 той же статьи определяется Правительством Российской Федерации.

Таким образом, лица, имеющие стаж военной службы, указанный в пункте 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", и уволенные с военной службы по основаниям, перечисленным в этом же пункте статьи, при отсутствии возможности получить медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях по месту жительства имеют право бесплатно получить такую же медицинскую помощь в учреждениях государственной или муниципальной систем здравоохранения в порядке и на условиях, при которых эта помощь оказывается военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы.

Определение порядка финансирования расходов, связанных с оказанием этим лицам медицинской помощи, и порядка возмещения учреждениям государственной и муниципальной систем здравоохранения расходов по оказанию им медицинской помощи отнесено законом к компетенции Правительства Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия, Правительство Российской Федерации издало Постановление от 26.09.1994 N 1093.

Первоначально пункт 1 данного Постановления был изложен в следующей редакции:

"1. Оказывать медицинскую помощь за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, в следующем порядке:

а) военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, все виды медицинской помощи, включая отпуск лекарств, оказываются в военно-медицинских учреждениях бесплатно. При отсутствии по месту военной службы или по месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях - беспрепятственно и бесплатно в учреждениях здравоохранения, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

б) членам семей офицеров (женам, мужьям, детям до 18 лет) и лицам, находящимся на их иждивении, - бесплатно в военно-медицинских учреждениях. При амбулаторном лечении лекарства членам семей отпускаются за плату по розничным ценам, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством плата не взимается либо лекарства отпускаются за плату на льготных условиях. При отсутствии по месту жительства членов семей военнослужащих военно-медицинских учреждений или при отсутствии в них соответствующих отделений либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях - в учреждениях здравоохранения на общих основаниях с гражданами Российской Федерации;

в) офицерам, уволенным с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более (в льготном исчислении), - в порядке, предусмотренном подпунктом "а", а членам их семей - подпунктом "б" настоящего пункта.".

То есть, данная редакция предусматривала, что все виды медицинской помощи уволенным с военной службы офицерам, перечисленным в пункте 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", оказывались бесплатно во всех учреждениях здравоохранения, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, с отнесением расходов на счет средств Минобороны России, других министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба.

31 декабря 2004 г. Правительство Российской Федерации издало Постановление N 911. Пунктом 2 данного документа внесены изменения в Постановление от 26.09.1994 N 1093. В частности, пункт 1 Постановления изложен в следующей редакции:

"1. Оказывать за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, медицинскую помощь, в том числе изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), обеспечение лекарствами, изделиями медицинского назначения по рецептам, выданным врачами медицинских, военно-медицинских подразделений, частей и учреждений (далее - военно-медицинские учреждения) Министерства обороны Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, бесплатно:

а) военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы.

Военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, могут приниматься на лечение в военно-медицинские учреждения различных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, с осуществлением взаимных расчетов по оказанию им медицинской помощи между этими федеральными органами исполнительной власти.

При отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских учреждений или соответствующих отделений в них либо специального медицинского оборудования, а также в неотложных случаях медицинская помощь оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения (далее - учреждения здравоохранения) с возмещением расходов на оказание медицинской помощи указанным учреждениям здравоохранения Министерством обороны Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба;

б) офицерам, прапорщикам и мичманам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - граждане, уволенные с военной службы).".

Издавая Постановления от 26.09.1994 N 1093 и от 31.12.2004 N 911, Правительство Российской Федерации действовало в пределах своих полномочий. Эти нормативные правовые акты приняты, опубликованы и введены в действие в установленном порядке.

Правовой анализ новой редакции пункта 1 Постановления от 26.09.1994 N 1093 показывает, что он предоставляет уволенным с военной службы лицам, указанным в абзаце первом пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих", равное право с военнослужащими на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и зубное протезирование, за счет средств, выделяемых на содержание федеральных органов, в которых предусмотрена военная служба. Это право по своему объему соответствует праву, предоставленному указанным лицам пунктом 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

То обстоятельство, что при изменении редакции пункта 1 Постановления от 26.09.1994 N 1093 Правительством Российской Федерации не определен порядок возмещения федеральными органами, в которых предусмотрена военная служба, расходов на оказание медицинской помощи уволенным с военной службы лицам в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, не может служить основанием для признания новой редакции противоречащей закону, поскольку действующее законодательство не содержит положений, препятствующих органу, издавшему в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, внести изменения и дополнения в этот акт либо отменить его. Кроме того, порядок возмещения указанных расходов не был определен и в прежней редакции данного Постановления.

Формулировок и предписаний, непосредственно ограничивающих предусмотренное статьей 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" право уволенных с военной службы офицеров на получение бесплатной медицинской помощи в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, оспариваемые правовые нормы не содержат.

Суд также учитывает, что право граждан, уволенных с военной службы, на медицинскую помощь в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения прямо предусмотрено в абзаце третьем пункта 5 статьи 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих". Порядок реализации этого права определен Законом Российской Федерации от 28 июня 1991 г. N 1499-1 "О медицинском страховании граждан Российской Федерации", Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации, и территориальными программами обязательного медицинского страхования, утверждаемыми субъектами Российской Федерации.

Таким образом, пункт 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 не противоречит статье 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих".

Что касается решения районного суда об отказе А.Н. в возмещении расходов на зубное протезирование, то его законность не является предметом исследования по данному делу и может быть проверена в надзорном порядке, установленном главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Заявление А.Н. об оспаривании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1093 (с последующими изменениями) и пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 911 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

К.С.ЖУДРО

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 1.16 Приказа Генпрокуратуры РФ от 15.03.2010 N 107 "Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемыми (обвиняемыми) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам">
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими отдельных норм Положения о проведении конкурса среди юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на участие в проверке технического состояния транспортных средств с использованием средств технического диагностирования при государственном техническом осмотре, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.1998 N 880>
"Об учете международных обязательств государств - членов таможенного союза в рамках ЕврАзЭС при принятии решений органами таможенного союза"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 1 Приказа ФТС РФ от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание>
Ошибка на сайте