Решение Верховного Суда РФ от 08.09.2010 N ГКПИ10-744
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 8 сентября 2010 г. N ГКПИ10-744
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. о признании недействующим абзаца одиннадцатого пункта 3 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (Приложение N 1) к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189,
установил:
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы. Правила согласованы с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, зарегистрированы 8 ноября 2005 г., регистрационный номер 7139 и опубликованы в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" N 46, 14 ноября 2005 г.
Правила поведения подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) являются составной часть Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, определяют правила общежития для названной категории лиц.
В соответствии с абзацем одиннадцатым пункта 3 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых подозреваемым и обвиняемым запрещается содержать животных.
Гражданин Т., отбывающий наказание в местах лишения свободы, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим абзаца одиннадцатого пункта 3 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (заявитель ошибочно указал абзац десятый пункта 3).
Как указывает заявитель, оспариваемое положение нормативного правового акта не соответствует требованиям законодательства и ограничивает его права и законные интересы.
Т. извещен о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Представители Министерства юстиции Российской Федерации С., Генеральной прокуратуры Российской Федерации Б. возражали против удовлетворения заявленного требования и пояснили суду, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует требованиям Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", издано в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушает права и законные интересы подозреваемых и обвиняемых.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной пограничной службой Российской Федерации по согласованию с Генеральным прокурором Российской Федерации утверждаются Правила внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которыми устанавливаются также правила поведения подозреваемых и обвиняемых (статья 16).
Во исполнение требований Федерального закона Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Согласно статье 15 Федерального закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определяется статьей 6 названного Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". В соответствии с данной нормой подозреваемые и обвиняемые пользуются правами и свободами и несут обязанности, установленные для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными этим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Статья 36 названного Федерального закона предусматривает основные обязанности подозреваемых и обвиняемых, среди них названа обязанность подозреваемых и обвиняемых соблюдать порядок содержания под стражей, установленный данным Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка. Соблюдение Правил поведения является обязательным для всех лиц, содержащихся под стражей, и обусловлено требованиями режима.
Запрет подозреваемым и обвиняемым содержать животных не нарушает их прав, предусмотренных Федеральным законом. Установление такого запрета также корреспондирует обязанности администрации в местах содержания под стражей выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых, установленные частью 1 статьи 24 Федерального закона.
Кроме того, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы согласно статье 8 Федерального закона предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.
Учитывая, что оспариваемое положение нормативного правового акта соответствует действующему законодательству, издано компетентным федеральным органом исполнительной власти и не нарушает права подозреваемых и обвиняемых, заявление Т. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Т. о признании недействующим абзаца одиннадцатого пункта 3 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (Приложение N 1) к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 октября 2005 г. N 189, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ