Решение Верховного Суда РФ от 10.07.2013 N ВКГПИ13-28
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 июля 2013 г. N ВКГПИ13-28
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Королева Л.А.,
при секретаре Б.,
с участием старшего военного прокурора 3 отдела 4 управления Главной военной прокуратуры Л.К., представителя заявителя Л.С. - К., представителя Министерства юстиции Российской Федерации главного специалиста - эксперта отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в финансовой и экономической сферах Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов Ю., представителей Министра обороны Российской Федерации - начальника 3 отдела Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации С. и главного специалиста - эксперта Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Л.С. о признании недействующим со дня его издания абзаца девятого пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации",
установил:
приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок).
Абзацем девятым пункта 9 Порядка установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения и ведения учета ветеранов боевых действий к обращению прикладываются - для лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях.
Л.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим с момента его издания пункт 9 Порядка в той части, которая устанавливает, что лицам, принимавшим участие в боевых действиях в Республике Таджикистан, для получения удостоверения ветерана боевых действий необходимо предоставлять выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях.
В обоснование заявления он указал, что с 4 апреля 1997 года по 13 февраля 1998 года участвовал в боевых действиях в республике Таджикистан. Документальным подтверждением его участия в боевых действиях является учетная карточка.
Заявитель полагает, что Порядок в оспариваемой части противоречит приложению (Перечень III) к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и препятствует реализации его прав.
Заявитель Л.С., своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия, но с участием его представителя по доверенности К.
Представитель заявителя Л.С. - К. в дополнении к заявлению и в судебном заседании в том числе в связи с изменениями, внесенными в Порядок приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 апреля 2013 года N 282, уточнил требования заявителя, конкретизировав их и указав, что оспаривается норма абзаца девятого пункта 9 Порядка, которая противоречит подпункту первому пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", разделу III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, приведенного в приложении к названному Федеральному закону, и пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий".
Представители Министерства юстиции Российской Федерации - Ю. и Министерства обороны Российской Федерации - С. и И. требования заявителя не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили каждый в отдельности, что Порядок издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий, а оспариваемая норма абзаца девятого пункта 9 Порядка не противоречит действующему законодательству и какие-либо права заявителя не нарушает.
Выслушав выступления представителя заявителя Л.С. - К., представителей Министерства юстиции Российской Федерации - Ю. и Министерства обороны Российской Федерации - С. и И., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Лиховидова К.С., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Л.С. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется.
Статьей 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
В силу статьи 28 названного Федерального закона реализация мер их социальной поддержки осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений Федерального закона Правительством Российской Федерации 19 декабря 2003 года издано постановление N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", утвердившее Инструкцию о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно пункту второму названного постановления в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 559 выдача указанных удостоверений производится в порядке, установленном соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В соответствии с пунктом первым, подпунктом 43 пункта седьмого Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции, реализует меры правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.
Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издает нормативные правовые акты.
На основании указанных выше норм Федерального закона и нормативных правовых актов Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему этими нормативными правовыми актами полномочий 11 августа 2012 года издан приказ N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", которым утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 сентября 2012 года, N 2555, и официально опубликован в "Российской газете", 2012 г., 5 октября, N 230.
Таким образом, упомянутый приказ, утвердивший оспариваемый Л.С. Порядок, издан правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.
Вопреки доводам заявителя Л.С., оснований утверждать, что оспариваемая им норма абзаца девятого пункта 9 Порядка противоречит подпункту первому пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", разделу III Перечня, приведенного в Приложении к названному Федеральному закону и пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" и нарушает какие-либо его права и свободы, не имеется.
В пункте 9 Порядка установлено, что для оформления заключения о выдаче (об отказе в выдаче) удостоверения к обращению прикладываются в том числе и документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей.
Оспариваемым абзацем девятым этого пункта определено, что такими документами для лиц, принимавших участие в боевых действиях в Республике Таджикистан, являются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал.
Из анализа оспариваемой нормы видно, что она определила одно из условий оформления и выдачи удостоверения ветерана боевых действий лицам, принимавшим участие в боевых действиях в Республике Таджикистан.
Что же касается содержания норм, имеющих большую юридическую силу, о противоречии которым оспариваемой нормы указывает в своем заявлении Л.С., то следует отметить следующее.
Подпункт первый пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" закрепляет круг лиц, которые законодателем отнесены к ветеранам боевых действий.
Приложением к Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" установлен перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий, участие в которых дает право на приобретение статуса ветерана боевых действий. В его разделе III указаны боевые действия в Республике Таджикистан с февраля 1993 года по декабрь 1997 года.
Пунктом третьим постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" определены органы исполнительной власти, которым поручена выдача удостоверения ветерана боевых действий, в зависимости от категории лиц.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм усматривается, что оспариваемый абзац девятый пункта 9 Порядка, который устанавливает, что лица, принимавшие участие в боевых действиях в Республике Таджикистан, для получения удостоверения ветерана боевых действий предоставляют выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, не противоречит названным выше нормам Федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации.
Более того, оспариваемая норма Порядка полностью соответствует норме, закрепленной в абзаце втором пункта второго постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", согласно которой периоды выполнения военнослужащими и сотрудниками задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей, начальников штабов, оперативных и иных групп.
Не нарушает оспариваемый абзац девятый пункта 9 Порядка и права заявителя Л.С., поскольку закрепленные в правовых нормах упомянутых выше Федерального закона, постановления Правительства Российской Федерации и изданного в их развитие приказа Минобороны России, утвердившего Порядок, основания и условия отнесения к категории ветеранов боевых действий конкретных лиц в зависимости от выполнения служебных обязанностей, страны пребывания и времени нахождения на соответствующей территории основан на учете объективных обстоятельств - важности и сложности поставленных задач, а также условий их выполнения, а потому не может рассматриваться как ущемляющий права граждан.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку абзац девятый пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288, соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, этот приказ издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации и официально опубликован для всеобщего сведения, то заявление Л.С. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Л.С. о признании недействующим абзаца девятого пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288 "Об утверждении порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Л.А.КОРОЛЕВ