Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 14.01.1998

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 14 января 1998 года

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам Барсукова Александра Сергеевича, Горобец Александра Андреевича, Куликовой Ирины Михайловны, Павловой Галины Дмитриевны, Тисленко Валентины Ивановны и Земсковой Любови Николаевны о признании незаконными и отмене абзаца 5 пункта 8, абзаца 1 пункта 9 и абзаца 1 пункта 12 совместных указаний Министерства социальной защиты населения РФ, Пенсионного фонда РФ и Министерства по делам национальностей и региональной политике РФ "О применении Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных пенсиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при назначении и перерасчете пенсий", утвержденных ими 6 июля, 8 июля и 14 июля 1994 г.,

установил:

Заявители Барсуков А.С., Горобец А.А., Куликова И.М., Павлова Г.Д., Тисленко В.И. и Земскова Л.Н. обратились в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что содержащиеся в оспариваемых пунктах Указаний положения, определяющие предельный размер районного коэффициента, применяемого для установления максимальных пенсий, в размере 1,5, противоречат требованиям ст. ст. 30 и 31 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" от 19 февраля 1993 г. N 4520-1, которые никаких ограничений в применении районного коэффициента при назначении пенсий указанным лицам не содержат.

Считают, что ссылка в оспариваемых Указаниях на ч. 2 ст. 112 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" от 20 ноября 1990 г. в обоснование ограничения предельного размера районного коэффициента при назначении максимальных пенсий является необоснованной, поскольку с принятием Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" данная норма закона фактически утратила силу.

Применение на практике предельного районного коэффициента 1,5, предусмотренного обжалуемыми Указаниями, вместо соответствующего районного коэффициента для данного района, как это предусмотрено ст. ст. 30, 31 названного выше Закона, нарушает их конституционное право на получение пенсии в установленном законом размере.

В судебном заседании заявитель Барсуков А.С. жалобу поддержал.

Другие заявители в суд не явились. Из имеющегося в деле сообщения следует, что они не возражают против рассмотрения дела в их отсутствие.

Представители Министерства труда и социального развития РФ (правопреемника Министерства социальной защиты населения РФ) Савицкая Т.М., Пенсионного фонда РФ Перова Г.С. и Скворцов А.Д., Министерства РФ по делам национальностей и федеративным отношениям Паршин А.В. с жалобами заявителей не согласились и просили об оставлении их без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые ими положения указаний соответствуют требованиям ч. 2 ст. 112 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и ст. ст. 30 и 31 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не противоречат.

Выслушав объяснения заявителя Барсукова А.С., представителей Министерства труда и социального развития РФ Савицкой Т.М., Пенсионного фонда РФ Перовой Г.С. и Скворцова А.Д., Министерства РФ по делам национальностей и федеративным отношениям Паршина А.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Диордиевой О.Н., полагавшей в удовлетворении жалоб отказать, Верховный Суд РФ находит жалобы заявителей не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 112 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" минимальные размеры трудовых пенсий и социальные пенсии определяются для граждан, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, с применением соответствующего коэффициента за период их проживания в указанных местностях. При этом, если установлены разные коэффициенты, применяется коэффициент, действующий в данном районе для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

В таком же порядке определяются для указанных граждан максимальные размеры трудовых пенсий. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого определяются максимальные размеры трудовых пенсий, составляет 1,5.

Как установлено судом, заявители работали в районах Крайнего Севера и которым, с учетом требований закона, была назначена пенсия в максимальном размере с применением предельного, как предусмотрено названной выше нормой закона и принятыми на ее основе оспариваемыми Указаниями, районного коэффициента 1,5.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителей заинтересованных лиц, а также материалами дела и не оспариваются самими заявителями.

Обжалуемые положения Указаний приняты названными ведомствами в пределах представленной им компетенции, и они действующему пенсионному законодательству не противоречат.

При таких данных, по мнению суда, каких-либо оснований для признания этих Указаний незаконными и их отмене в оспариваемой части не имеется.

Утверждение заявителей в жалобах о том, что положения ст. ст. 30 - 31 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. имеют приоритет перед положениями ст. 112 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", как принятые по времени более поздним законом, не может быть признано обоснованным, поскольку указанные выше статьи Закона РФ от 19 февраля 1993 г. устанавливают лишь право на получение трудовых и социальных пенсий с применением соответствующего районного коэффициента и каких-либо указаний по вопросу применения размера районного коэффициента при назначении максимальных пенсий не содержат.

Исходя из этого, суд приходит к выводу о том, что положения ч. 2 ст. 112 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ", как устанавливающее особый порядок применения районного коэффициента при максимальных трудовых пенсиях, требованиям ст. ст. 30 и 31 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. не противоречат.

В этой связи не может быть принята во внимание и ссылка заявителей на то, что Закон РФ от 19 февраля 1993 г., как принятый по времени последним, имеет приоритет перед ранее принятыми законами, поскольку из содержания Постановления Верховного Совета РФ о порядке введения его в действие от 19 февраля 1993 г. следует, что действующие законодательные акты РФ по этому вопросу не применяются лишь только в части, противоречащей данному Закону. Учитывая же, что ст. 112 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" и принятые на ее основе оспариваемые Указания по данному вопросу не противоречат требованиям Закона РФ от 19 февраля 1993 г., то они правомерно применяются при решении вопроса о назначении максимальных трудовых пенсий соответствующими компетентными органами.

При этом суд учитывает также и то, что в связи с последними внесенными изменениями от 18 декабря 1996 г. в Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" установлен приоритет данного Закона перед другими при назначении пенсий, а какие-либо изменения условий и норм пенсионного обеспечения осуществляются не иначе, как путем внесения изменений и дополнений в данный Закон (ст. 1 этого Закона).

С учетом того, что вопрос применения районного коэффициента при назначении максимальных трудовых пенсий урегулирован именно ст. 112 Закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" и именно этому Закону отдан приоритет перед другими пенсионными законодательными актами, то довод заявителей о противоречии оспариваемых ими Указаний требованиям ст. ст. 30 и 31 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. нельзя признать состоятельным.

Другие доводы, на которые заявители ссылаются в своих жалобах, также не могут служить основанием к признанию незаконными и отмене оспариваемых Указаний.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобы Барсукова Александра Сергеевича, Горобец Александра Андреевича, Куликовой Ирины Михайловны, Павловой Галины Дмитриевны, Тисленко Валентины Ивановны и Земсковой Любови Николаевны о признании незаконными и отмене абзаца 5 пункта 8, абзаца 1 пункта 9 и абзаца 1 пункта 12 совместных Указаний Министерства социальной защиты населения РФ, Пенсионного фонда РФ и Министерства по делам национальностей и региональной политике РФ "О применении Закона РФ от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при назначении и перерасчете пенсий", утвержденных ими соответственно 6 июля 1994 г., 8 июля 1994 г. и 14 июля 1994 г., оставить без удовлетворения.

Настоящее решение обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу со дня его провозглашения.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Д.РЕДЧЕНКО

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным подпункта "в" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054>
"О внесении изменений в Решение Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 г. N 825"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца девятого пункта 9 Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. Приказом Министра обороны РФ от 11.08.2012 N 2288>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца одиннадцатого пункта 3 Правил поведения подозреваемых и обвиняемых (Приложение N 1) к Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минюста РФ от 14.10.2005 N 189>
Ошибка на сайте