Рейтинг@Mail.ru

Постановление Правительства РФ от 29.05.2025 N 781

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2025 г. N 781

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ

ПРОВЕДЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

В соответствии со статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения рекультивации и консервации земель.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 29, ст. 4441);

постановление Правительства Российской Федерации от 7 марта 2019 г. N 244 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2019, N 11, ст. 1128).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 сентября 2025 г. и действует до 1 сентября 2031 г.

4. Рекультивация земель, консервация земель, осуществляемые в соответствии с утвержденными в установленном порядке до вступления в силу настоящего постановления проектом рекультивации земель, проектом консервации земель соответственно, а также приемка работ по результатам проведения таких рекультивации земель, консервации земель осуществляются в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель".

Председатель Правительства

Российской Федерации

М.МИШУСТИН

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 29 мая 2025 г. N 781

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ И КОНСЕРВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок проведения рекультивации и консервации земель, а также особенности рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, и в равной мере распространяются на земли и земельные участки.

2. Понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее:

"деградация земель" - ухудшение качества земель в результате негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности, природных и (или) антропогенных факторов;

"консервация земель" - мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель;

"лица, обеспечивающие консервацию земель" - лица, которые в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил обеспечивают разработку проекта консервации земель и проведение консервации земель;

"лица, обеспечивающие рекультивацию земель" - лица, которые в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящих Правил обеспечивают разработку проекта рекультивации земель и проведение рекультивации;

"нарушение почвенного слоя" - порча (снятие) или уничтожение почвенного слоя, которые характеризуются утратой, разрушением почвенного слоя или ухудшением его физических и биологических свойств;

"нарушенные земли" - земли, деградация которых привела к невозможности их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием;

"плодородный слой почвы" - верхняя гумусированная часть почвенного слоя, обладающая наибольшим плодородием по отношению к более глубоким горизонтам;

"проект консервации земель" - документ, на основании которого проводится консервация земель;

"проект рекультивации земель" - документ, на основании которого проводится рекультивация земель;

"рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания агролесомелиоративных насаждений, агрофитомелиоративных насаждений.

3. Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

4. В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и у правообладателей земельных участков, органов государственной власти или органов местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, отсутствует информация о таких лицах, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются:

а) гражданами и юридическими лицами - собственниками земельных участков, за исключением случая, когда земельный участок передан его собственником в аренду и договором аренды предусмотрено иное;

б) арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством);

в) органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, - в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам, а также в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

5. Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с установленным целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель:

а) установленным нормативам качества окружающей среды для почв (земель), в том числе региональным;

б) при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для почв (земель) (для конкретного загрязняющего вещества) - значениям концентраций загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, на сопредельной территории аналогичного целевого назначения и вида использования.

6. Качество земель при их рекультивации должно соответствовать критериям, предусмотренным пунктом 5 настоящих Правил, а также:

а) требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - для земель населенных пунктов;

б) нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью с разбивкой по сельскохозяйственным угодьям, - для земель сельскохозяйственного назначения;

в) целевому назначению лесов и выполняемым ими полезным функциям - для земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации.

7. Рекультивации земель в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, с учетом пунктов 5 и 6 настоящих Правил.

8. Консервация земель проводится в отношении нарушенных земель, негативное воздействие на которые привело к их деградации, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, в результате которых не допускается осуществление хозяйственной деятельности, если устранение таких последствий путем рекультивации земель в целях обеспечения качества земель, предусмотренного пунктами 5 и 6 настоящих Правил, невозможно в течение 15 лет.

9. Рекультивация земель, консервация земель осуществляются в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель, проектом консервации земель соответственно путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

При осуществлении технических мероприятий допускается использование вскрышных и вмещающих горных пород, отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами, а также отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Использование отходов недропользования V класса опасности, образовавшихся при осуществлении пользования недрами (за исключением вскрышных и вмещающих горных пород), отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля, фосфогипса V класса опасности при осуществлении технических мероприятий допускается при условии подтверждения отнесения соответствующих отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами производства и потребления.

При осуществлении технических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, использование отходов производства и потребления не допускается.

Биологические мероприятия включают в том числе комплекс мелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

При проведении рекультивации земель использование отходов недропользования V класса опасности (за исключением вскрышных и вмещающих горных пород), образовавшихся при осуществлении пользования недрами, отходов производства черных металлов IV и V классов опасности, золошлаковых отходов V класса опасности от сжигания угля для проведения работ по рекультивации земель, связанных с восстановлением плодородного слоя почвы, не допускается.

10. При осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, в целях создания защитных лесных насаждений проводятся работы по искусственному или комбинированному лесовосстановлению или лесоразведению с применением саженцев с открытой или закрытой корневой системой в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации и в соответствии с правилами лесовосстановления или правилами лесоразведения, предусмотренными статьями 62 и 63 Лесного кодекса Российской Федерации соответственно.

11. При осуществлении мероприятий по рекультивации земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, по границе рекультивируемого лесного участка устанавливаются аншлаги с предупреждающей информацией об опасности заготовки пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, сенокошения на рекультивируемом лесном участке.

12. В случае если в границах рекультивируемого лесного участка располагались объекты, указанные в части 2 статьи 13 и части 1 статьи 21 Лесного кодекса Российской Федерации, для строительства, реконструкции и эксплуатации которых были вырублены лесные насаждения и на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, были выполнены работы по лесовосстановлению или лесоразведению в соответствии с частью 1 статьи 63.1 Лесного кодекса Российской Федерации, работы по лесовосстановлению или лесоразведению при осуществлении биологических мероприятий по рекультивации земель на такой площади в границах рекультивируемого участка не проводятся.

13. Рекультивация земель может осуществляться путем поэтапного проведения работ по рекультивации земель при наличии в проекте рекультивации земель выделенных этапов работ, для которых определены содержание, объемы и график работ по рекультивации земель для каждого этапа работ, а в случае осуществления рекультивации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации также сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель для каждого этапа работ.

14. Проект рекультивации земель подготавливается:

а) в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения (далее - проектная документация);

б) в составе проекта ликвидации накопленного вреда окружающей среде, если при ликвидации накопленного вреда планируются работы по рекультивации земель;

в) в составе иного документа, предусмотренного федеральными законами, в случае если федеральными законами предусмотрено включение сведений о работах по рекультивации земель в такой документ;

г) в виде отдельного документа в иных случаях.

15. В случае проведения работ по сносу объектов капитального строительства, приводящих к деградации земель, проект рекультивации земель подготавливается в составе проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства либо в составе проектной документации, которая подготавливается для возведения объекта капитального строительства на земельных участках, нарушенных в результате сноса объектов капитального строительства.

16. Проект консервации земель подготавливается в виде отдельного документа.

17. Разработка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется с учетом:

а) площади нарушенных земель, степени и характера их деградации, выявленных в результате проведенного обследования земель;

б) требований в области охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологических требований, требований технических регламентов, а также региональных природно-климатических условий и местоположения земельного участка;

в) целевого назначения и разрешенного использования нарушенных земель, а также целевого назначения и разрешенного использования земель после их рекультивации.

18. Проект рекультивации земель, проект консервации земель подготавливаются в виде отдельных документов, за исключением случаев, когда проект рекультивации земель является разделом проектной документации, и содержат следующие разделы:

а) раздел "Пояснительная записка", включающий:

описание исходных условий рекультивируемых, консервируемых земель, их площадь, месторасположение, степень и характер деградации земель;

кадастровые номера земельных участков (при наличии), в отношении которых проводится рекультивация, консервация, сведения о границах земель, подлежащих рекультивации, консервации, в виде их схематического изображения на кадастровом плане территории или в выписке из Единого государственного реестра недвижимости;

сведения об установленном целевом назначении земель и разрешенном использовании земельного участка, подлежащего рекультивации, консервации;

информацию о правообладателях земельных участков;

сведения о нахождении земельного участка в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий, особо охраняемые природные территории, территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и другие);

сведения об отнесении земельного участка в соответствии с земельным законодательством к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям;

описание результатов оценки воздействия планируемой деятельности по рекультивации земель, консервации земель на окружающую среду в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

описание результатов инженерных изысканий в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

б) раздел "Эколого-экономическое обоснование рекультивации земель, консервации земель", включающий:

экологическое и экономическое обоснование планируемых мероприятий и технических решений по рекультивации земель, консервации земель с учетом целевого назначения и разрешенного использования земель после завершения рекультивации земель, консервации земель;

описание требований к параметрам и качественным характеристикам работ по рекультивации земель, консервации земель;

обоснование достижения запланированных значений физических, химических и биологических показателей состояния почв и земель по окончании рекультивации земель (в случае разработки проекта рекультивации земель);

обоснование невозможности обеспечения качества земель, предусмотренного пунктами 5 и 6 настоящих Правил, при проведении рекультивации земель в течение 15 лет (в случае разработки проекта консервации земель);

информацию об установлении санитарно-защитных зон и их границах в пределах границ земельного участка, на котором планируется осуществление рекультивации земель, консервации земель, в случае, если подготовка проекта рекультивации земель, проекта консервации земель осуществляется лицом, которым указанные зоны разрабатывались в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) раздел "Содержание, объемы и график работ по рекультивации земель, консервации земель", включающий:

состав работ (этапов работ) по рекультивации земель, консервации земель, определяемый на основе результатов обследования земель, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава работ по рекультивации земель, консервации земель, включая почвенные и иные полевые обследования, лабораторные исследования, в том числе физические, химические и биологические показатели состояния почв, а также результатов инженерно-геологических изысканий;

описание последовательности и объема проведения работ по рекультивации земель, консервации земель;

сроки проведения работ (этапов работ) по рекультивации земель, консервации земель;

планируемые сроки окончания работ по рекультивации земель, консервации земель;

г) раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение работ по рекультивации земель, консервации земель" содержит локальные и сводные сметные расчеты затрат по видам и составу работ по рекультивации земель, консервации земель. Такой раздел разрабатывается в случае осуществления рекультивации земель, консервации земель с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

19. Проект рекультивации земель, за исключением случаев его подготовки в составе проектной документации и случаев, предусмотренных пунктом 27 настоящих Правил, проект консервации земель до их утверждения подлежат согласованию:

а) с собственником земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае, если лицо, обеспечивающее рекультивацию земель, или лицо, обеспечивающее консервацию земель, не является собственником земельного участка;

б) с арендатором, землевладельцем, землепользователем земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случае, если разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов;

в) с органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченным на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, в случае, если разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, а также арендаторами, землепользователями, землевладельцами земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством).

20. Лицо, обеспечивающее рекультивацию земель (лицо, обеспечивающее консервацию земель), подает или направляет лицу, согласующему проект рекультивации земель (проект консервации земель), заявление о согласовании проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) с приложением проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) лично на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В указанном заявлении указывается способ направления заявителю уведомления о согласовании проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) или об отказе в таком согласовании.

21. Предметом согласования проекта рекультивации земель является достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по рекультивации земель для достижения соответствия рекультивируемых земель качеству, предусмотренному пунктами 5 и 6 настоящих Правил. Предметом согласования проекта консервации земель является обоснованность проведения консервации земель в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, а также достаточность и обоснованность предусмотренных мероприятий по консервации земель для достижения целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду.

22. Не позднее 20-го рабочего дня со дня поступления проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) лицо, которое согласует проект рекультивации земель (проект консервации земель), направляет лицу, обеспечивающему рекультивацию земель (лицу, обеспечивающему консервацию земель), уведомление о согласовании проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) или об отказе в таком согласовании способом, указанным в заявлении о согласовании проекта рекультивации земель (проекта консервации земель).

Решение о согласовании проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) или об отказе в таком согласовании в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, принимается органом государственной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, с учетом позиции федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 28 настоящих Правил.

23. Лицо, которое согласует проект рекультивации земель (проект консервации земель), направляет уведомление об отказе в согласовании проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) только в следующих случаях:

а) мероприятия, предусмотренные проектом рекультивации земель, не обеспечат качества земель, предусмотренного пунктами 5 и 6 настоящих Правил;

б) мероприятия, предусмотренные проектом консервации земель, не обеспечат достижения целей уменьшения степени деградации земель, предотвращения их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду;

в) представлен проект консервации земель в отношении земель, восстановление состояния которых до качества земель, предусмотренного пунктами 5 и 6 настоящих Правил, возможно путем рекультивации таких земель в течение 15 лет;

г) площадь рекультивируемых (консервируемых) земель и земельных участков, предусмотренная проектом рекультивации земель (проектом консервации земель), не соответствует площади земель и земельных участков, в отношении которых требуется проведение рекультивации земель (консервации земель);

д) раздел "Пояснительная записка" проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) содержит недостоверные сведения о рекультивируемых (консервируемых) землях и земельных участках.

24. В уведомлении об отказе в согласовании проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) указываются все основания для отказа, их обоснование, а также рекомендации по доработке проекта рекультивации земель (проекта консервации земель).

25. После устранения причин отказа проект рекультивации земель (проект консервации земель) представляется на повторное согласование в течение 8 месяцев со дня получения лицом, обеспечивающим рекультивацию земель (лицом, обеспечивающим консервацию земель), уведомления об отказе в согласовании проекта рекультивации земель (проекта консервации земель).

26. Проект рекультивации земель (проект консервации земель), в который внесены изменения после его согласования, подлежит повторному согласованию с лицами, указанными в пункте 19 настоящих Правил.

27. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, проект рекультивации земель до его утверждения подлежит государственной экологической экспертизе.

28. Орган государственной власти, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в течение 3 рабочих дней со дня получения проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) направляет копию проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) в следующие федеральные органы исполнительной власти:

а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Министерство сельского хозяйства Российской Федерации - в случае проведения рекультивации земель (консервации земель) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации вправе передать функции по рассмотрению и согласованию проектов рекультивации земель (проектов консервации земель) уполномоченному государственному бюджетному учреждению, подведомственному Министерству сельского хозяйства Российской Федерации.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору вправе передать функции по рассмотрению и согласованию проектов рекультивации земель (проектов консервации земель) уполномоченному государственному бюджетному учреждению, подведомственному Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации земель (консервации земель) в отношении земель, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

29. При наличии замечаний к проекту рекультивации земель (проекту консервации земель) федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 28 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней с даты получения копии проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) информируют орган государственной власти, который ее представил, о наличии замечаний к проекту рекультивации земель (проекту консервации земель).

В случае непоступления в срок, установленный настоящим пунктом, замечаний от федеральных органов исполнительной власти, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 28 настоящих Правил, проект рекультивации земель (проект консервации земель) считается согласованным ими.

Проект рекультивации земель (проект консервации земель) не направляется в федеральный орган исполнительной власти, указанный в подпункте "б" пункта 28 настоящих Правил, в случае, если такой проект подлежит государственной экологической экспертизе.

30. Лицо, обеспечивающее рекультивацию земель (лицо, обеспечивающее консервацию земель), утверждает проект рекультивации земель (проект консервации земель) не позднее 20-го рабочего дня со дня поступления уведомления о согласовании такого проекта или со дня получения положительного заключения государственной экологической экспертизы проекта рекультивации земель и в течение 10 рабочих дней направляет способами, указанными в пункте 20 настоящих Правил, уведомление об этом с приложением утвержденного проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) лицу, согласовавшему проект рекультивации земель (проект консервации земель), а также в следующие федеральные органы исполнительной власти:

а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации земель (консервации земель) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае проведения рекультивации земель (консервации земель) в отношении земель, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

31. В случае невыполнения или несвоевременного выполнения работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель), в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом рекультивации земель (проектом консервации земель), лицо, которое согласовало проект рекультивации земель (проект консервации земель), информирует об этом федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 30 настоящих Правил.

Информация о невыполнении или несвоевременном выполнении работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом рекультивации земель (проектом консервации земель) направляется на бумажном носителе или посредством почтовой связи либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 3-дневный срок с момента установления такого невыполнения или несвоевременного выполнения работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель).

32. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, не позднее 10-го рабочего дня со дня утверждения проекта консервации земель в отношении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, принимает решение об их консервации.

33. Лицо, обеспечивающее рекультивацию земель, обязано обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такого проекта в составе проектной документации) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, или в срок, установленный лицензией на пользование недрами, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены либо произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель произошло в результате природных явлений, в течение 8 месяцев, в отношении нарушенных земель Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - в течение 18 месяцев:

а) со дня окончания деятельности, осуществление которой привело к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

б) со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель;

в) со дня выявления деградации земель;

г) со дня получения предписания, выданного Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, о необходимости проведения рекультивации земель (консервации земель).

34. Лицо, обеспечивающее консервацию земель, обязано обеспечить разработку проекта консервации земель и приступить к консервации земель в течение 8 месяцев, а в отношении нарушенных земель Крайнего Севера и приравненных к ним местностям - в течение 18 месяцев со дня наступления событий, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 33 настоящих Правил, если достижение соответствия качества земель, предусмотренного пунктами 5 и 6 настоящих Правил, путем проведения рекультивации земель невозможно в течение 15 лет.

Проект консервации земель может быть разработан также в случае, если в процессе рекультивации земель выявится невозможность достижения соответствия качества земель, предусмотренного пунктами 5 и 6 настоящих Правил, в течение указанного срока.

35. Срок проведения работ:

а) по рекультивации земель определяется проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет;

б) по консервации земель определяется проектом консервации земель и не должен составлять более 25 лет.

36. Не позднее чем за 10 рабочих дней до дня начала выполнения работ по рекультивации земель (консервации земель) правообладателю земельного участка направляется уведомление о начале работ по рекультивации земель (консервации земель), в котором указывается информация о дате начала и сроках проведения соответствующих работ. Проведение в соответствии с настоящим пунктом работ по рекультивации земель в период полевых сельскохозяйственных работ не допускается, за исключением случая, если это предусмотрено утвержденным проектом рекультивации земель.

Уведомление о начале работ по рекультивации земель (консервации земель) направляется:

а) лицом, обеспечивающим рекультивацию земель (лицом, обеспечивающим консервацию земель), в случае, если такое лицо не является правообладателем земельного участка;

б) органом государственной власти или органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков и обеспечивающими разработку проекта рекультивации земель и рекультивацию земель, разработку проекта консервации земель и консервацию земель в отношении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных гражданам или юридическим лицам, в случае ухудшения качества земель в результате воздействия природных явлений при условии, что арендаторами, землепользователями, землевладельцами принимались меры по охране земель в соответствии с земельным законодательством.

37. Лицо, обеспечивающее проведение рекультивации (лицо, обеспечивающее проведение консервации земель), не позднее 5-го рабочего дня со дня окончания работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) направляет лицу, которое согласовало проект рекультивации земель (проект консервации земель), а также в федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 30 настоящих Правил, письменное извещение о завершении работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель).

38. В течение 30 рабочих дней со дня получения извещения о завершении работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) лицо, обеспечивающее рекультивацию земель (лицо, обеспечивающее консервацию земель), и лицо, которое согласовало проект рекультивации земель (проект консервации земель), принимают акт о завершении работ по рекультивации земель (акт о завершении работ по консервации земель).

Акт о завершении работ по рекультивации земель подтверждает завершение работ по рекультивации земель.

Акт о завершении работ по консервации земель подтверждает завершение работ по консервации земель.

В случае если проектом рекультивации земель (проектом консервации земель) предусмотрено поэтапное проведение работ по рекультивации земель (консервации земель), составляется акт о завершении этапа работ по рекультивации земель (акт о завершении этапа работ по консервации земель) в соответствии с пунктами 37 - 45 настоящих Правил.

39. Результаты работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель), проведенных в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, принимает орган государственной власти, уполномоченный на предоставление таких земельных участков (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по предоставлению которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации). Для приемки результатов работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) органом государственной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, создается специальная комиссия по вопросам приемки результатов работ (этапов работ) по рекультивации земель, консервации земель (далее - комиссия по приемке работ), которая подтверждает полноту и достаточность работ (этапов работ), проведенных в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (проектом консервации земель).

В отношении земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по предоставлению которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации, и иных земельных участков порядок подготовки акта о завершении работ по рекультивации земель (акта о завершении работ по консервации земель) определяется лицом, которое утвердило проект рекультивации земель (проект консервации земель).

40. В целях приемки результатов работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) с привлечением комиссии по приемке работ органом государственной власти, уполномоченным на предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, привлекаются:

а) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае приемки работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель;

б) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования - в случае приемки работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) в отношении земель, не указанных в подпункте "а" настоящего пункта.

41. В состав комиссии по приемке работ, если работы по рекультивации земель (консервации земель) проведены в отношении земель или земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по предоставлению которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации), включаются представители органа государственной власти, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, арендаторы, землепользователи, землевладельцы, которым предоставлены такие земельные участки, федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 40 настоящих Правил, а также подведомственные им учреждения.

Порядок формирования и деятельности комиссии по приемке работ в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", виноградопригодных земель устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Порядок формирования и деятельности комиссии по приемке работ в отношении иных земель устанавливается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

42. В случае приемки результатов работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) при участии комиссии по приемке работ орган государственной власти, уполномоченный на предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по предоставлению которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации), в течение 5 рабочих дней с даты получения извещения о завершении работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) направляет копию такого извещения в комиссию по приемке работ.

Комиссия по приемке работ в течение 15 рабочих дней со дня получения копии извещения о завершении работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) выдает заключение о подтверждении полноты и достаточности работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель), проведенных в соответствии с утвержденными в установленном настоящими Правилами порядке проектом рекультивации земель (проектом консервации земель) или принимает решение об отказе в выдаче такого заключения. Решение об отказе в выдаче заключения о подтверждении полноты и достаточности работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) принимается в случае несоответствия состава и видов выполненных работ составу и видам работ, предусмотренных проектом рекультивации земель (проектом консервации земель).

Заключение о подтверждении полноты и достаточности работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) или решение об отказе в его выдаче направляется комиссией по приемке работ в орган государственной власти, представивший на рассмотрение копию извещения о завершении работ по рекультивации земель (консервации земель).

В течение 5 рабочих дней с даты получения заключения о подтверждении полноты и достаточности работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель) или решения об отказе в выдаче такого заключения должностное лицо органа государственной власти, уполномоченного на предоставление земельных участков, находящихся в федеральной собственности, подписывает акт о завершении работ (этапов работ) по рекультивации земель (акт о завершении работ (этапов работ) по консервации земель) либо уведомляет лицо, представившее извещение о завершении работ (этапов работ) по рекультивации земель (консервации земель), об отказе в принятии работ (этапов работ).

43. Акт о завершении работ (этапов работ) по рекультивации земель (акт о завершении работ (этапов работ) по консервации земель) подписывается лицом, обеспечивающим рекультивацию земель (лицом, обеспечивающим консервацию земель), и лицом, которое согласовало проект рекультивации земель (проект консервации земель), и должен содержать сведения о проведенных работах по рекультивации земель (консервации земель), а также данные о состоянии земель, на которых проведена их рекультивация (консервация), в том числе о физических, химических и биологических показателях состояния почвы, определенных по итогам проведения измерений, исследований, сведения о соответствии таких показателей качеству земель, предусмотренному пунктами 5 и 6 настоящих Правил.

Обязательным приложением к акту о завершении работ (этапов работ) по рекультивации земель (акту о завершении работ (этапов работ) по консервации земель) являются:

а) копии договоров с подрядными и проектными организациями в случае, если работы по рекультивации земель (консервации земель) выполнены такими организациями полностью или частично, а также акты приемки выполненных работ;

б) финансовые документы, подтверждающие закупку материалов, оборудования и материально-технических средств;

в) заключение комиссии по приемке работ в случае, предусмотренном пунктом 39 настоящих Правил.

44. Формы акта о завершении работ (этапов работ) по рекультивации земель и акта о завершении работ (этапов работ) по консервации земель утверждаются Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

45. Лицо, обеспечивающее рекультивацию земель (лицо, обеспечивающее консервацию земель), направляет лицу, которое согласовало проект рекультивации земель (проект консервации земель), а также в федеральные органы исполнительной власти, указанные в подпунктах "а" и "б" пункта 30 настоящих Правил, акт о завершении работ (этапов работ) по рекультивации земель (акт о завершении работ (этапов работ) по консервации земель) не позднее 30-го рабочего дня со дня его подписания.

46. В случаях, когда работы по рекультивации земель (консервации земель) выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации земель (проекта консервации земель) или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель, предусмотренное пунктами 5 и 6 настоящих Правил, лицо, выполнившее такие работы, безвозмездно устраняет имеющиеся недостатки.

47. Рекультивация земель, консервация земель, подвергшихся загрязнению радиоактивными веществами, осуществляются с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности.

48. Прекращение прав лица, деятельность которого привела к необходимости рекультивации земель или консервации земель, на земельный участок (в том числе в связи с отказом такого лица от прав на земельный участок) не освобождает его от обязанности выполнить мероприятия по рекультивации земель или консервации земель.

49. Заинтересованные правообладатели земельных участков могут самостоятельно осуществить мероприятия по рекультивации земель или консервации земель с правом взыскания с лица, уклонившегося от выполнения рекультивации земель или консервации земель, стоимости понесенных расходов в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

Другие документы по теме
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2019 г. N 224"
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"
"Об утверждении Правил принятия решений о нераспространении действия положений пункта 15 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации на субсидии и бюджетные инвестиции, предоставляемые российским юридическим лицам"
"Об утверждении Положения о межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности и Правил рассмотрения и одобрения межведомственной комиссией по рассмотрению программ повышения экологической эффективности программ повышения экологической эффективности"
Ошибка на сайте