Рейтинг@Mail.ru

"Методические указания по оценке качества разработки или актуализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий

Утверждены

решением Межведомственной комиссии

по технологическому развитию

при Правительственной комиссии

по модернизации экономики

и инновационному развитию России,

протокол от 25.10.2019 N 34-Д01,

с учетом изменений, внесенных решением

Межведомственной рабочей группы

по технологическому развитию (МРГ)

при Правительственной комиссии

по модернизации экономики

и инновационному развитию России,

протокол от 21.12.2020 N 23-Д01

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ОЦЕНКЕ КАЧЕСТВА РАЗРАБОТКИ ИЛИ АКТУАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ

С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ,

ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

I. Общие положения

1. Оценка качества разработки или актуализации программы инновационного развития (далее - ПИР) акционерного общества с государственным участием, государственной корпорации, государственной компании или федерального государственного унитарного предприятия (далее - компания с государственным участием) в соответствии с настоящими Методическими указаниями проводится с целью формирования численно выраженной оценки качества разработки или актуализации ПИР, входящей в расчет интегрального ключевого показателя эффективности инновационной деятельности, включаемого в долгосрочную программу развития (при наличии) и в систему мотивации высшего руководства компании с государственным участием.

2. Оценка осуществляется в порядке, предусмотренном разделом II Положения о порядке мониторинга и оценки качества разработки, актуализации и реализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий.

II. Методика оценки качества разработки или актуализации

программы инновационного развития

3. Оценка осуществляется на основании новой или актуализированной ПИР, включая среднесрочный план на первые 3 года реализации ПИР (или до 4 - 5 лет, по решению компании).

4. Оценка качества разработки или актуализации ПИР проводится по 12 блокам по шкале 0 - 5 баллов. Перечень блоков и критерии оценки по каждому блоку приведены в Таблице 1. Оценка проводится с учетом Методических указаний по разработке и актуализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий и с учетом специфики компании (далее - Методические указания по разработке и актуализации ПИР).

Критерии оценки:

5 баллов - высокое качество проработки и учет всех требований (принимая во внимание специфику компании), несущественные замечания;

4 балла - хорошее качество проработки, учет ключевых требований (принимая во внимание специфику компании), некоторые значимые замечания;

3 балла - среднее качество проработки, необоснованный неучет некоторых ключевых требований, ряд значимых (принципиальных) замечаний;

2 балла - низкое качество проработки, необоснованный неучет многих ключевых требований, значимые (принципиальные) замечания, только формальный подход к проработке раздела;

1 балл - формально выполнена небольшая часть (наиболее простых) требований к разделу, не учтены основные ключевые требования, только формальное наличие раздела;

0 балл - информация по блоку оценки в ПИР отсутствует.

Таблица 1. Структура и критерии оценки качества разработки

или актуализации ПИР

Наименование блока оценки

Критерии оценки по блоку

1. Анализ и прогноз конкурентоспособности компании в инновационной сфере и ее технологического уровня, результаты бенчмаркинга

-

Сопоставление уровня технологического развития и значений КПЭ компании с государственным участием с уровнем развития и значениями КПЭ компаний-аналогов проведено объективно и корректно, выявлены и показаны области отставания компании от ведущих компаний-аналогов

-

В анализе и прогнозе рынков и технологий учтены актуальные мировые тенденции в сфере деятельности компании, включая потенциально "подрывные" технологии и бизнес-модели (с учетом представленных в ПИР сведений, а также дополнительной информации, которой располагает эксперт).

-

На основе результатов сопоставления и прогноза рынков и технологий представлены предложения по приоритетам ПИР, в т.ч. по внедрению "сквозных" технологий с учетом оценки экономической целесообразности.

2. Цели и ключевые показатели эффективности реализации ПИР

-

Представленные КПЭ отражают необходимые направления повышения эффективности деятельности компании (с учетом перечня направлений, представленного в пункте 11 Методических указаний по разработке и актуализации ПИР, и специфики компании).

-

Плановые значения КПЭ достаточно амбициозны и учитывают результаты бенчмаркинга с лучшими зарубежными компаниями-аналогами (предполагая сокращения отставания), а также не хуже плановых значений показателей профильных для компании с государственным участием документов стратегического планирования.

3. Приоритеты инновационного развития, инновационные проекты и мероприятия

-

Долгосрочные приоритеты инновационного развития сформированы с учетом актуальных мировых тенденций развития рынков, технологий и бизнес-моделей в сфере деятельности компании с государственным участием.

-

Представлена прогнозная динамика и основные этапы реализации долгосрочных приоритетов инновационного развития в привязке к различным временным отрезкам (например, 5, 10, 15 лет) (возможно, в формате продуктовых или технологических дорожных карт).

-

Инновационная деятельность на среднесрочный период спланирована в виде комплексных инновационных проектов, ориентированных на создание и внедрение конечного полезного результата.

-

Инновационные проекты обладают новизной (в т.ч. на фоне ведущих компаний-аналогов) и значимостью для повышения эффективности деятельности компании с государственным.

-

Инновационные проекты достаточно конкретизированы в тексте ПИР и среднесрочном плане реализации ПИР (указаны сроки, работы, результаты, экономические и другие эффекты, влияние на КПЭ).

-

Совокупность инновационных проектов достаточна для достижения заявленных целей и КПЭ ПИР.

-

Инновационные проекты обеспечены необходимы ресурсами.

-

Обеспечена взаимосвязь инновационного развития компании с государственным участием, ее дочерних и зависимых обществ через проекты с синергетическим эффектом (включая проекты по "сквозным" межотраслевым технологиям, инфраструктуре коллективного пользования и т.п.).

4. Цифровая трансформация компании и развитие искусственного интеллекта

-

Учтен приоритет по цифровой трансформации компании и развитию искусственного интеллекта с учетом рекомендаций раздела IV Методических указаний по разработке и актуализации ПИР.

5. Развитие организационной структуры и механизмов управления ПИР

6. Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий

7. Развитие взаимодействия с малыми и средними предприятиями как с источниками инновационных технологий и поставщиками инновационной продукции

-

В ПИР включены рекомендуемые проекты и мероприятия по развитию системы управления инновациями и инновационной инфраструктуры, взаимодействию со сторонними организациями с учетом:

- рекомендаций, представленных соответственно в пунктах 25 - 33 раздела V Методических указаний по разработке и актуализации ПИР;

- текущего уровня развития системы управления инновациями компании и инновационной инфраструктуры, взаимодействия компании со сторонними организациями;

- специфики компании и ее роли в развитии инноваций;

(Если рекомендации по какому-либо разделу обоснованно не применимы к деятельности компании с государственным участием ввиду ее особенностей, то баллы не снижаются).

- мероприятий национальных проектов и программ (с учетом рекомендаций федеральных органов исполнительной власти, являющихся ответственными исполнителями по соответствующим национальным проектам и программам), а также мероприятий Национальной технологической инициативы, предусмотренных планами мероприятий ("дорожными картами").

8. Развитие партнерства в сферах образования и науки

9. Развитие взаимодействия с субъектами инновационной инфраструктуры (институтами развития, центрами трансфера технологий, инновационными кластерами, инновационными научно-технологическими центрами, технологическими долинами, технологическими платформами и т.п.)

-

Проекты и мероприятия достаточно конкретизированы в тексте ПИР и среднесрочном плане реализации ПИР (указаны сроки, работы и контрольные точки).

-

Приведены количественные показатели эффективности (ПЭ) по направлениям.

10. Блок исключен

11. Развитие внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в инновационной сфере

12. Развитие механизмов финансирования и инвестирования в инновационной сфере

(блоки 4, 9 и 10 - в редакции протокола МРГ N 23-Д01)

Таблица 2. Распределение весов между блоками оценки

Наименование блока оценки

Вес блока

1. Анализ и прогноз конкурентоспособности компании в инновационной сфере и ее технологического уровня, результаты бенчмаркинга

10%

2. Цели и ключевые показатели эффективности реализации ПИР

17%

3. Приоритеты инновационного развития, инновационные проекты и мероприятия

20%

4. Цифровая трансформация компании и развитие искусственного интеллекта (блок в редакции протокола МРГ N 23-Д01)

8%

5. Развитие организационной структуры и механизмов управления ПИР

5%

6. Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий

15%

(веса по разделам распределяются в пропорции, определенной компанией)

7. Развитие взаимодействия с малыми и средними предприятиями как с источниками инновационных технологий и поставщиками инновационной продукции

8. Развитие партнерства в сферах образования и науки

20%

(веса по разделам распределяются в пропорции, определенной компанией)

9. Развитие взаимодействия с субъектами инновационной инфраструктуры (институтами развития, центрами трансфера технологий, инновационными кластерами, инновационными научно-технологическими центрами, технологическими долинами, технологическими платформами и т.п.)

(блок в редакции протокола МРГ N 23-Д01)

10. (Блок исключен протоколом МРГ N 23-Д01)

11. Развитие внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в инновационной сфере

12. Развитие механизмов финансирования и инвестирования в инновационной сфере

5%

Веса между группами 6 и 7, а также 8, 9 и 11 распределяются в пропорции, определенной компанией с государственным участием при разработке (актуализации) ПИР (с учетом ограничений, изложенных в Приложении). При отсутствии предложений веса групп 6 и 7 считаются равными 7,5%, вес группы 8 - 8%, веса групп 9 и 11 - по 6%.

5.1. Оценка качества разработки или актуализации ПИР рассчитывается по формуле:

(4)

где

Q - значение оценки качества разработки или актуализации ПИР по шкале 0 - 100%;

Qg - оценка по блоку g по шкале 0 - 5 баллов;

Vg - вес блока g в соответствии с Таблицей 2 (в %).

Приложение

ФОРМАТ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕСОВ

МЕЖДУ КПЭ ПИР И МЕЖДУ ОТДЕЛЬНЫМИ ГРУППАМИ

ПРОЕКТОВ И МЕРОПРИЯТИЙ

Таблица 1. Установленное компанией с государственным участием распределение весов между КПЭ ПИР

N

Наименование КПЭ, ед. изм.

Вес, %

Итого

100%

Примечание: вес каждого КПЭ не может быть менее 10% из 100%.

Таблица 2. Установленное компанией с государственным участием распределение весов между отдельными группами проектов и мероприятий

Наименование группы

Вес группы

Предложение компании с государственным участием

6.

Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий

15%

7.

Развитие взаимодействия с малыми и средними предприятиями как с источниками инновационных технологий и поставщиками инновационной продукции

8.

Развитие партнерства в сферах образования и науки

20%

8%

9.

Развитие взаимодействия с субъектами инновационной инфраструктуры (институтами развития, центрами трансфера технологий, инновационными кластерами, инновационными научно-технологическими центрами, технологическими долинами, технологическими платформами и т.п.)

11.

Развитие внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в инновационной сфере

Примечание:

- группа 10 исключена протоколом МРГ N 23-Д01;

- веса каждой из групп 6 и 7 должны находиться в диапазоне от 5 до 10%;

- веса каждой из групп 9 и 11 должны находиться в диапазоне от 4 до 8% (по группе 8 "Развитие партнерства в сферах образования и науки" - 8%).

Другие документы по теме
(утв. решением Межведомственной комиссии по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России, протокол от 25.10.2019 N 34-Д01) (ред. от 21.12.2020)
(утв. решением Межведомственной комиссии по технологическому развитию при Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России, протокол от 25.10.2019 N 34-Д01) (ред. от 21.12.2020)
Ошибка на сайте