"Методические указания по разработке и актуализации программ инновационного развития акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий"
Утверждены
решением Межведомственной комиссии
по технологическому развитию
при Правительственной комиссии
по модернизации экономики
и инновационному развитию России,
протокол от 25.10.2019 N 34-Д01,
с учетом изменений, внесенных
решением Межведомственной рабочей группы
по технологическому развитию (МРГ)
при Правительственной комиссии
по модернизации экономики
и инновационному развитию России,
протокол от 21.12.2020 N 23-Д01
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ И АКТУАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ИННОВАЦИОННОГО
РАЗВИТИЯ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ УЧАСТИЕМ,
ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ, ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОМПАНИЙ
И ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
I. Общие положения
1. Настоящие Методические указания разработаны с целью методического обеспечения разработки и актуализации программ инновационного развития (далее - Методические указания, ПИР) акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий (далее - компании с государственным участием).
2. ПИР компаний с государственным участием разрабатываются и актуализируются с учетом:
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года";
Указа Президента Российской Федерации от 10 октября 2019 г. N 490 "О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации";
(абзац внесен протоколом МРГ N 23-Д01)
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 октября 2020 г. N 2634-р об утверждении плана мероприятий "Развитие водородной энергетики в Российской Федерации до 2024 года";
(абзац внесен протоколом МРГ N 23-Д01)
национальных программ и проектов, утвержденных президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, включая национальную программу "Цифровая экономика Российской Федерации", национальные проекты "Наука", "Повышение производительности труда и поддержка занятости", "Международная кооперация и экспорт", "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", "Образование", "Экология";
планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы (НТИ), одобренных президиумом Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России;
Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 <1>.
--------------------------------
<1> Включая утверждаемые Правительством Российской Федерации планы мероприятий по ее реализации, в том числе План мероприятий по реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на 2017 - 2019 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 1325-р.
Учет в ПИР мероприятий национальных проектов и программ осуществляется в первую очередь в части мероприятий, предусматривающих привлечение внебюджетных источников финансирования. Дополнительные рекомендации по увязке ПИР с национальными проектами и программами могут доводиться до компаний с государственным участием федеральными органами исполнительной власти, являющимися ответственными исполнителями по соответствующим национальным проектам и программам.
При разработке ПИР также учитываются:
профильные для компании с государственным участием государственные программы Российской Федерации, в том числе научно-технологической направленности;
отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации, другие документы стратегического планирования Российской Федерации, влияющие на инновационное развитие компании с государственным участием <2>;
--------------------------------
<2> Перечень документов, учитываемых при разработке ПИР, определяется с учетом Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".
стратегии и дорожные карты внедрения цифровой трансформации и искусственного интеллекта по отраслям экономики.
(абзац введен протоколом МРГ N 23-Д01)
В рамках разработки или актуализации ПИР компания с государственным участием проводит анализ перечисленных в настоящем пункте документов и обеспечивает учет положений указанных документов в ПИР с учетом специфики деятельности и научно-технических компетенций.
3. В приоритеты разработки ПИР входит:
рост производительности труда, повышение эффективности деятельности компании с государственным участием за счет разработки и внедрения новых технологий;
цифровая трансформация компании с государственным участием, включая внедрение решений, основанных на технологии искусственного интеллекта в компании;
(абзац в редакции протокола МРГ N 23-Д01)
импортозамещение и внедрение российских технологий и продуктов;
обеспечение международного лидерства компании с государственным участием по отношению к аналогичным иностранным и международным компаниям, а также расширение экспорта несырьевых товаров и услуг (с учетом специфики компании с государственным участием);
мероприятия по производству, хранению, транспортировке и использованию водорода;
(абзац введен протоколом МРГ N 23-Д01)
взаимодействие компании с государственным участием с инновационными малыми и средними предприятиями, научными и образовательными организациями, объектами инновационной инфраструктуры с целью разработки и внедрения инновационных технологий и продуктов.
4. ПИР должна быть увязана со стратегией, долгосрочной программой развития, инвестиционной программой, другими стратегическими, программными и плановыми документами компании с государственным участием. В частности:
цели, задачи, ключевые показатели эффективности (далее - КПЭ), продуктовые и технологические приоритеты, инновационные проекты и мероприятия ПИР формируются исходя из вышестоящих целей, задач, приоритетов и проектов стратегии и долгосрочной программы развития;
при разработке ПИР учитываются предстоящие проекты инвестиционной программы, требующие внедрения инновационных решений, с целью своевременной разработки таких решений в рамках ПИР;
в рамках инвестиционной программы компании с государственным участием выделяются необходимые ресурсы для реализации проектов и мероприятий инвестиционного характера, входящих в ПИР и среднесрочный план реализации ПИР, с учетом требуемых сроков и завершения указанных проектов и мероприятий в полном (требуемом) объеме.
5. ПИР также должна быть увязана со стратегией цифровой трансформации компании государственным участием и содержать раздел по реализации стратегии цифровой трансформации.
Стратегия цифровой трансформации разрабатывается с учетом методических рекомендаций по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, разработанных в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
При этом стратегия цифровой трансформации является стратегическим документом, который задает ключевые ориентиры и цели цифровой трансформации компании с государственным участием, в том числе определяет роль цифровых технологий в изменении бизнес-модели компании, а также определяет процессы, в которые будут внедряться технологии искусственного интеллекта.
(абзац в редакции протокола МРГ N 23-Д01)
В разделе ПИР, содержащем мероприятия по реализации стратегии цифровой трансформации, отражаются ключевые положения стратегии цифровой трансформации, основные планируемые мероприятия по цифровой трансформации и проекты цифровой трансформации с высокой инновационной составляющей, меняющие производственные и бизнес-процессы компании с государственным участием, а также синхронизированные с "дорожными картами" по направлениям развития "сквозных" цифровых технологий, включая внедрение технологий искусственного интеллекта.
(абзац в редакции протокола МРГ N 23-Д01)
6. Изложенные далее рекомендации по содержанию ПИР применяются компанией с государственным участием с учетом:
отраслевой специфики организации инновационной деятельности,
длительности инновационного цикла и скорости обновления технологий в сфере деятельности компании с государственным участием;
преобладающей роли компании с государственным участием в развитии инноваций (разработка и производство инновационной высокотехнологичной продукции, технологий или обеспечение спроса на них).
7. В ПИР следует представить следующие разделы:
Раздел 1. Анализ и прогноз конкурентоспособности компании и ее технологического уровня, результаты бенчмаркинга.
Раздел 2. Цели и ключевые показатели эффективности реализации ПИР.
Раздел 3. Приоритеты инновационного развития, инновационные проекты и мероприятия.
Раздел 4. Развитие системы управления инновациями и инновационной инфраструктуры, взаимодействие со сторонними организациями.
Раздел 5. Финансирование ПИР.
Ниже приведены рекомендации по содержанию ПИР в разрезе указанных разделов.
8. Разработанная (актуализированная) ПИР, в том числе все необходимые разделы ПИР, в обязательном порядке должны содержать преимущественно сведения открытого характера, а информация ограниченного распространения, имеющая степень секретности, с учетом соблюдения режимов защиты государственной тайны, выносится в виде отдельных приложений к ПИР, направляемых в федеральные органы исполнительной власти в установленном порядке.
9. В случае, если по каким-либо направлениям, рекомендуемым для включения в ПИР согласно разделам IV и V настоящих Методических указаний, компания с государственным участием уже реализовала мероприятия, реализует их в рамках отдельных программных и плановых документов, либо такие мероприятия не содержат значимой инновационной составляющей, возможно не включать их в ПИР. При этом рекомендуется привести соответствующие обоснования в тексте ПИР (включая отсылки к другим программным и плановым документам компании с государственным участием). К подобным направлениям могут относиться в том числе:
энергосбережение и повышение экологичности;
импортозамещение и локализация производства;
повышение операционной эффективности, распространение принципов бережливого производства;
внедрение систем менеджмента качества;
внедрение систем управления рисками.
II. Рекомендации по Разделу 1 ПИР "Анализ и прогноз
конкурентоспособности компании и ее технологического
уровня, результаты бенчмаркинга"
10. Данный раздел ПИР включает:
10.1. итоги реализации действующей (действовавшей ранее) ПИР, включая анализ фактического выполнения ключевых инновационных проектов и других важнейших мероприятий ПИР не менее чем за последние 3 года, ключевых инновационных продуктов, услуг, выпущенных за 3 года, а также внедренных инновационных технологий и результатов их применения;
10.2. результаты анализа значений КПЭ компании с государственным участием, в том числе:
оценку достигнутой динамики значений КПЭ ПИР не менее чем за последние 3 года;
результаты сопоставления текущих значений КПЭ компании с государственным участием со значениями показателей ведущих компаний-аналогов <3>;
--------------------------------
<3> Проводится на основании Методических рекомендаций по сопоставлению уровня технологического развития и значений ключевых показателей эффективности акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий с уровнем развития и показателями ведущих компаний-аналогов, одобренных Межведомственной рабочей группой по реализации приоритетов инновационного развития Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, протокол от 19 сентября 2017 года N 2 (далее - Методические рекомендации по сопоставлению уровня технологического развития).
10.3. прогноз внешних факторов, способных оказать существенное влияние на инновационное развитие компании с государственным участием в долгосрочной перспективе (до 5 - 15 лет, в зависимости от скорости обновления технологий и решений в отрасли), включая долгосрочные тенденции развития рынков и изменения спроса потребителей, соответствующих им перспективных ключевых характеристик продуктов, услуг, производственных и бизнес-процессов, других аспектов деятельности компании с государственным участием;
10.4. результаты оценки уровня технологического развития компании с государственным участием относительно уровня ведущих компаний-аналогов <4>, в том числе перечни:
--------------------------------
<4> Проводится на основании Методических рекомендаций по сопоставлению уровня технологического развития.
технологий, по которым компания с государственным участием отстает от уровня ведущих компаний-аналогов с градацией степени такого отставания от незначительного до существенного и критического, или непреодолимого;
технологий, по которым компания с государственным участием соответствует уровню ведущих компаний-аналогов;
технологий, по которым компания с государственным участием превышает уровень ведущих компаний-аналогов;
10.5. перечни перспективных (инновационных) технологий и решений, в первую очередь сквозных <5>, в разработку, приобретение и внедрение которых инвестируют зарубежные ведущие компании-аналоги, текущие и потенциальные конкуренты в течение последних лет, учитывая в том числе потенциально "подрывные" технологии и бизнес-модели (при наличии информации в открытых источниках).
--------------------------------
<5> Включая технологические, конструкционные, организационно-управленческие и другие виды решений.
11. По результатам прогноза внешних факторов и тенденций спроса, способных оказать существенное влияние на инновационное развитие компании с государственным участием (п. 10.3), оценки текущего уровня технологического развития компании с государственным участием относительно ведущих компаний-аналогов (п. 10.4), прогноза внедрения новых технологий и решений ведущими компаниями-аналогами, а также оценки потенциальной экономической эффективности внедрения в компании с государственным участием проанализированных технологий и решений, разрабатываемых и внедряемых ведущими компаниями-аналогами, следует выделить те технологии и решения, на развитии которых компания с государственным участием считает целесообразным сконцентрировать основные ресурсы в рамках реализации ПИР, в том числе для улучшения позиции относительно мирового уровня и (или) изменения основных источников таких технологий и решений (с импортных на российские). Данные технологии и решения следует далее отразить в числе приоритетов ПИР в разделе 3 "Приоритеты инновационного развития, инновационные проекты и мероприятия".
III. Рекомендации по Разделу 2 ПИР "Цели и ключевые
показатели эффективности реализации ПИР"
12. Цели и КПЭ ПИР должны отражать следующие направления повышения эффективности деятельности компании с государственным участием:
повышение производительности труда <6>;
--------------------------------
<6> Может рассчитываться согласно методике, утвержденной приказом Росстата от 23 сентября 2014 г. N 576 для годовой формы федерального статистического наблюдения N ПТ (ГС) "Сведения о производительности труда по предприятиям сектора нефинансовых корпораций с государственным участием", сбор и обработка данных по которой осуществляются в системе Росимущества (или заменяющими ее методиками), или согласно иным методикам, утвержденным внутренними документами компании с государственным участием.
повышение эффективности производственных и (или) бизнес-процессов;
уменьшение себестоимости, снижение удельных издержек производства продукции, оказания услуг;
улучшение качества (потребительских свойств) производимой продукции, предоставляемых услуг;
экономическую эффективность инвестиций в инновации <7>;
--------------------------------
<7> Для проектов, доходящих до стадии внедрения и тиражирования инновации.
рост объемов (доли) продаж инновационной продукции и услуг;
рост объемов несырьевого экспорта;
повышение энергоэффективности и экологичности производства.
Возможно, чтобы один КПЭ характеризовал сразу несколько из перечисленных направлений. С учетом специфики деятельности компании, по каким-либо направлениям допускается не применять КПЭ <8>. В ПИР могут быть включены КПЭ по направлениям, не обозначенным выше, если такие КПЭ в значимой мере зависят от реализации ПИР. При этом общее число КПЭ ПИР не должно превышать 10 (десяти).
--------------------------------
<8> Например, в КПЭ по объему продаж инновационных товаров, работ, услуг и по улучшению потребительских свойств производимой продукции, могут применяться только в компаниях, реализующих продуктовые инновации.
В число КПЭ ПИР обязательно включаются показатели, входящие в состав интегрального ключевого показателя эффективности инновационной деятельности (далее - ИКПЭ) компании с государственным участием, одобренного в установленном порядке <9>. При этом следует указать в ПИР, какие КПЭ ПИР входят в состав ИКПЭ.
--------------------------------
<9> В соответствии с Рекомендациями по применению интегрального ключевого показателя эффективности инновационной деятельности для акционерных обществ с государственным участием, государственных корпораций, государственных компаний и федеральных государственных унитарных предприятий.
13. В разделе следует привести обоснование целевых значений КПЭ ПИР на плановый период с учетом фактической динамики значений в прошлые периоды и результатов сопоставления значений КПЭ компании с государственным участием со значениями показателей ведущих компаний-аналогов.
14. Повышение эффективности и улучшение значений показателей по некоторым из направлений, перечисленных в п. 12, может достигаться не только за счет проектов и мероприятий из ПИР. В таких случаях предпочтительно формировать КПЭ ПИР таким образом, чтобы динамика их значений в наименьшей мере зависела от проектов и мероприятий других программ компании с государственным участием и от внешних факторов.
15. В случае, если одним из основных источников финансирования ПИР являются средства федерального бюджета (в рамках профильных государственных программ, национальных программ и проектов, федеральных проектов, ведомственных проектов и т.п.), состав и целевые значения КПЭ ПИР компании с государственным участием должны учитывать состав и целевые значения показателей соответствующих документов, в рамках которых осуществляется финансирование.
16. КПЭ ПИР должны быть каскадированы на все подразделения, дочерние и зависимые общества и другие структурные единицы, способствующие их достижению, и включены в систему мотивации менеджмента и персонала с учетом их функциональных задач, полномочий и имеющихся в распоряжении ресурсов. Описание системы каскадирование КПЭ ПИР следует включить в ПИР.
IV. Рекомендации по Разделу 3 ПИР "Приоритеты инновационного
развития, ключевые инновационные проекты и мероприятия"
17. Данный раздел является основным содержательным разделом ПИР. Рекомендуется сформировать его как сочетание:
стратегической составляющей, ориентированной на долгосрочный горизонт, который может составлять до 5 - 15 лет в зависимости от скорости обновления технологий и решений в отрасли (чем быстрее, тем меньше горизонт), а также степени конкретности и обоснованной вероятности реализации долгосрочных прогнозов развития технологий и решений в отрасли (как российских, так и мировых);
проектной составляющей, ориентированной на среднесрочный горизонт, который может составлять 3 - 5 лет. Точный горизонт планирования определяется с учетом специфики компании с государственным участием, подхода к формированию и обновлению портфеля инновационных проектов, средней длительности каждого проекта. Отдельно выделяются проекты и мероприятия по цифровой трансформации компании с государственным участием.
18. При формировании долгосрочных технологических приоритетов инновационного развития и инновационных проектов ПИР рекомендуется обратить особое внимание на целесообразность разработки, приобретения и внедрения в компании с государственным участием следующих технологий:
а) искусственный интеллект;
(абзац введен протоколом МРГ N 23-Д01)
б) иные "сквозные" цифровые технологии <10>, включая:
--------------------------------
<10> С учетом дорожных карт развития перспективных "сквозных" цифровых технологий, предусмотренных пп. 1.1 задач и результатов федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
новые производственные технологии (в т.ч. цифровое моделирования, использование цифровых двойников продуктов и процессов; технологии "цифровой фабрики"; аддитивные технологии прототипирования и массового производства);
интернет вещей, промышленный интернет;
технологии виртуальной и дополненной реальностей;
нейротехнологии;
системы распределенного реестра;
компоненты робототехники и сенсорика (включая использование промышленных робот, в том числе роботов-ассистентов; роботизированных дронов);
технологии беспроводной связи;
большие данные (включая сбор, хранение и анализ больших данных; предиктивную аналитику);
квантовые технологии (включая технологии квантовой коммуникации);
в) прочие значимые, в том числе "сквозные" (межотраслевые) технологии, включая:
новые материалы, в том числе композиционные;
технологии фотоники;
медицинские технологии и биотехнологии;
технологии биометрии;
технологии комплексной добычи и переработки сырья, производства и использования катализаторов и спецполимеров;
технологии энергетики и энергосбережения, включая технологии транспортировки электроэнергии и распределенных интеллектуальных энергосистем, технология создания новых и портативных источников энергии;
технологии энерго- и ресурсосбережения, экономики замкнутого цикла;
технологии по производству, хранению, транспортировке и использованию водорода.
(абзац введен протоколом МРГ N 23-Д01)
Формирование приоритетов ПИР рекомендуется проводить с учетом инновационных приоритетов, содержащихся в утвержденных комплексных научно-технических программах полного инновационного цикла <11>.
--------------------------------
<11> Разрабатываемых и реализуемых в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2019 г. N 162 "Об утверждении Правил разработки, утверждения, реализации, корректировки и завершения комплексных научно-технических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла в целях обеспечения реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации".
19. В стратегической составляющей ПИР представляется перечень ключевых направлений инновационного развития компании на долгосрочный период. По выбранным направлениям рекомендуется представить прогнозную динамику и основные этапы реализации в привязке к различным временным отрезкам (например, 5, 10, 15 лет). Для представления данной информации может быть использован, в том числе, формат продуктовых и/или технологических дорожных карт со следующими "слоями":
характеристика перспективных целевых рынков и (или) приоритетных потребностей потребителей;
целевые характеристики продуктов (услуг) и (или) производственных и бизнес-процессов, соответствующих целевым рынкам и (или) приоритетным потребностям потребителей;
направления перспективных технологий, технических и иных решений, требуемых для достижения целевых характеристик продуктов (услуг) и (или) производственных и бизнес-процессов, либо перечень прикладных проблем, требующих решения для разработки инновационных продуктов (услуг) и (или) производственных и бизнес-процессов, и научно-технических задач по обеспечению достижения целевых характеристик продуктов (услуг);
формы развития и (или) приобретения перспективных технологий, технических и иных решений (с учетом задач импортозамещения), включая: разработку собственными силами или посредством привлечения сторонних организаций, либо приобретение на рынке с учетом таких факторов.
20. В проектной составляющей ПИР раскрываются конкретные инновационные проекты и мероприятия на среднесрочный горизонт.
Инновационные проекты должны носить комплексный характер, то есть включать совокупность взаимосвязанных мероприятий (работ), направленных на достижение конечного полезного результата <12>, проявляющегося в следующих формах:
--------------------------------
<12> В ПИР не рекомендуется выделять в отдельные инновационные проекты промежуточные мероприятия и работы, отдельные этапы проектов (НИР, ОКР, технологическая подготовка производства, освоение технологии и т.п.) или обеспечивающие, т.е. не имеющие самостоятельного значения мероприятия, работы, подпроекты (т.е. те, которые направлены на реализацию вышестоящего инновационного проекта).
вывод на рынок (коммерциализации) нового или значительно усовершенствованного продукта, услуги (продуктовые технологические инновации);
промышленное внедрение и масштабирование новой или значительно усовершенствованной технологии или производственного процесса (процессные технологические инновации);
внедрение и масштабирование новых или значительно усовершенствованных бизнес-процессов, моделей, методов и способов управления и продаж, представления и продвижения на рынки сбыта и т.п. (организационные и маркетинговые инновации).
21. В ПИР включаются наиболее значимые инновационные проекты, которые определяются с учетом масштаба и уровня влияния проекта на достижение целей и КПЭ ПИР, уровня новизны, степени влияния проекта на деятельность компании с государственным участием и реализацию национальных технологических приоритетов.
При этом рекомендуется выделить среди инновационных проектов ключевые, которые могут оказать наибольшее влияние на бизнес компании и КПЭ за счет внедрения инновационных решений, соответствующих мировому уровню, и (или) направленные на преодоление технологического отставания и выход компании на новый уровень технологического развития. Рекомендуется выделить как ключевые ориентировочно около трети (по стоимости) инновационных проектов. Ключевые инновационные проекты рекомендуется представить в основном тексте ПИР. Все инновационные проекты и мероприятия на среднесрочную перспективу (как ключевые, так и прочие) следует отразить в среднесрочном плане реализации ПИР, прилагаемом к ПИР (форма приведена в Приложении к настоящим Методическим указаниям).
По каждому из проектов, включаемых в ПИР, определяются ожидаемые результаты, сроки их достижения, влияние проектов на достижение КПЭ, экономические и прочие эффекты <13>, а также объемы и источники финансирования.
--------------------------------
<13> При этом при описании экономических и прочих эффектов инновационных проектов следует указывать влияние результатов планируемых к реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на применяемые конструкторские решения и в целом на качество выпускаемой продукции (услуг).
(новый пункт 22 введен протоколом МРГ N 23-Д01)
22. При разработке и актуализации ПИР также следует предусмотреть проекты и мероприятия, направленные на создание и внедрение технологий производства, хранения, транспортировке и использования водорода (при необходимости).
Рекомендуется также провести оценку внешних и внутренних рисков реализации инновационных проектов ПИР.
23. Рекомендуется считать инновационными и включать в ПИР проекты и мероприятия по внедрению решений, новых для компании. Конкретное значение длительности периода после первого (пилотного) внедрения решения, когда решение еще считается новым, устанавливается компанией с государственным участием с учетом скорости обновления используемых технологий и решений в отрасли <14>. Объем пилотного внедрения решения определяется с учетом цели внедрения - оценки достижения заявленных эффектов для принятия решения о целесообразности дальнейшего масштабирования решения. В ПИР также может включаться деятельность по началу масштабирования решения в компании с государственным участием в случаях, если оно сопровождается новизной и рисками (например, масштабирование происходит на объектах с разными условиями функционирования и с разными эффектами от внедрения). Масштабирование решений, не включающее элемент новизны, не рекомендуется рассматривать как предмет инновационной деятельности и не следует включать в ПИР. Такое масштабирование следует продолжать в рамках других программ (в т.ч. инвестиционной программы) и (или) в рамках текущей деятельности, в т.ч. закупочной.
--------------------------------
<14> Рекомендуемый период - не более 5 лет.
24. С учетом стратегии цифровой трансформации компании, сформированной с учетом методических рекомендаций по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием, разработанных в рамках реализации мероприятий федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации", в ПИР компании с государственным участием следует предусмотреть проекты и мероприятия, направленные на создание единого информационного пространства на всем жизненном цикле создания стоимости, сочетающего различные методы и инструменты управления данными, с приоритетным использованием отечественным программных продуктов. В частности, по неисчерпывающему перечню, рекомендуется предусмотреть:
использование решений в сфере искусственного интеллекта;
(абзац введен протоколом МРГ N 23-Д01)
использование программных продуктов для основных производственных и бизнес-процессов, в том числе: PLM (Product Life-cycle Management), ALM (Application Life-cycle Management), MES (Manufacturing Execution System), ERP (Enterprise Resource Planning), MDM (Master Data Management), CRM (Customer Relationship Management), ERM (Enterprise Risk Management), с приоритетом на отечественные программное обеспечение;
формирование "цифровых двойников" технологических и бизнес-процессов, а также продуктов компании с государственным участием; использование методов имитационного моделирования для принятия решений;
управление процессами в режиме реального времени, дистанционное управление операциями;
создание и использование экспертных систем поддержки принятия решений, перехода к самооптимизации операционных и управленческих процессов через использование технологий машинного обучения;
переход от описательной (descriptive) к предсказательной (predictive), а затем и к предписывающей аналитике (prescriptive analytics);
формирование интегрированной модели управления активами на предприятии (цифровые активы), в том числе с учетом оценки технического состояния и рисков;
расширение масштабов использования сервисной модели - рост доли выручки компании от предоставления услуг, связанных с использованием выпускаемой продукции, по сравнению с выручкой от прямой продажи продукции) (концепция everything-as-a-service);
создание цифровой экосистемы - единой информационной среды участников цепочки создания ценности компании (платформы), в которой взаимодействие между участниками происходит с использованием стандартизированных сервисов, а управление модулями цепочки создания ценности происходит на основе оценки рентабельности;
реализация эффективных и безопасных механизмов дополнения используемых внутренних (операционных, организационных, производственных и прочих) данных организации данными, полученными из внешних источников, в том числе сети Интернет; обеспечение защиты данных и алгоритмов (используемого программного обеспечения) в цифровых платформах;
использование единых машиночитаемых форматов обмена данными (XBRL, SDMX, ISO 20022 и другие);
обеспечение совместимости цифровых платформ, решений и сервисов с применением инструментов стандартизации.
При реализации мероприятий по цифровой трансформации, внедрения методов управления данными, рекомендуется обеспечивать информационную безопасность на основе отечественных разработок при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства <15>.
--------------------------------
<15> С учетом федерального проекта "Информационная безопасность" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
24.1. В рамках стратегических документов компаний с государственным участием по развитию искусственного интеллекта рекомендуется предусмотреть проекты и мероприятия, направленные на разработку таких тематик, как:
"сильный" искусственный интеллект;
компьютерное зрение;
обработка естественного языка;
распознавание и синтез речи;
рекомендательные системы и интеллектуальная поддержка принятия решений, включая прогнозирование на основе искусственного интеллекта;
перспективные архитектуры вычислительных систем;
анализ больших данных; наборы данных и среды для искусственного интеллекта;
машинное и глубокое обучение, нейронные сети;
эволюционные алгоритмы
(пункт 24.1 введен протоколом МРГ N 23-Д01)
25. При разработке и актуализации ПИР также рекомендуется учесть целесообразность осуществления организационных инноваций, в первую очередь направленных на повышение эффективности деятельности и производительности труда <16>, в том числе:
--------------------------------
<16> Также следует учитывать рекомендации по созданию центров компетенций в области повышения производительности труда в компаниях с государственным участием, предусмотренные учетом пп. 9.1. задач и результатов федерального проекта "Системные меры по повышению производительности труда" национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости".
повышение операционной эффективности, распространение принципов бережливого производства;
совершенствование организационной структуры и бизнес-процессов, включая оптимизацию структуры производства и технологических цепочек, организацию производства по модели "ключевых компетенций" с передачей на аутсорсинг вспомогательных производственных и бизнес-процессов и выделением в отдельные проекты имеющихся неключевых компетенций.
Также рекомендуется предусмотреть совершенствование системы инновационного менеджмента, а также систем менеджмента качества, систем энергетического менеджмента и систем управления рисками.
V. Рекомендации по Разделу 4 ПИР "Развитие системы
управления инновациями и инновационной инфраструктуры,
взаимодействие со сторонними организациями"
26. В ПИР рекомендуется представить проекты и мероприятия, направленные на развитие системы управления инновациями, инновационной инфраструктуры и механизмов взаимодействия со сторонними организациями, по следующим направлениям:
развитие организационной структуры и механизмов управления ПИР;
развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий;
развитие технологий искусственного интеллекта;
(абзац введен протоколом МРГ N 23-Д01)
развитие взаимодействия со сторонними организациями, применение принципов "открытых инноваций", включая:
развитие взаимодействия с малыми и средними предприятиями как с источниками инновационных технологий и поставщиками инновационной продукции;
участие в реализации Национальной технологической инициативы;
развитие партнерства в сферах образования и науки;
развитие взаимодействия с технологическими платформами;
реализацию инновационного потенциала регионов, развитие взаимодействия с инновационными территориальными кластерами;
развитие внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в инновационной сфере.
В ПИР следует включать проекты и мероприятия, которые необходимы с учетом:
результатов анализа действующей системы управления инновациями и взаимодействия со сторонними организациями, состояния инновационной инфраструктуры и их сравнения с лучшими практиками зарубежных компаний-аналогов;
преобладающего типа инноваций в компании с государственным участием и относительной значимости деятельности, связанной с разработкой инновационной продукции и технологий или их закупкой.
27. Рекомендуется обеспечить максимальную конкретность представленных планов, а также предусмотреть по каждому из направлений проектов и мероприятий количественные показатели эффективности (далее - ПЭ).
28. По направлению "Развитие организационной структуры и механизмов управления программной инновационного развития" рекомендуется предусмотреть:
планомерное развитие управленческих структур, ответственных за инновационное развитие компании с государственным участием (комитет совета директоров, отвечающий за вопросы инновационного развития; научно-технический совет с привлечением внешних независимых экспертов; директор, отвечающий за развитие инновационной деятельности, специализированное подразделение, обеспечивающее управление инновационным развитием);
четкое распределение функций, ответственности и полномочий между созданными управленческими структурами, включая предоставление необходимых полномочий по обеспечению реализации ПИР специализированному структурному подразделению компании с государственным участием, отвечающему за инновационное развитие, и директору, отвечающему за развитие инновационной деятельности;
достижение более тесной увязки ПИР с другими стратегическими, программными и плановыми документами компании с государственным участием;
формирование максимально эффективной системы мотивации руководства компании с государственным участием, включая высшее руководство, к реализации ПИР, расширению научной и производственной кооперации;
совершенствование работы коллегиальных экспертно-консультативных органов, ответственных за экспертизу, анализ и выработку рекомендаций по ключевым решениям в области инновационного развития компании с государственным участием, в том числе путем включения в данные органы независимых представителей ведущих организаций (образовательных организаций высшего образования, научных организаций, государственных институтов инновационного развития, венчурного сообщества), а также технологических платформ, инновационных территориальных кластеров.
29. По направлению "Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий" рекомендуется предусмотреть следующие мероприятия.
29.1. Рекомендуется создать в компании с государственным участием систему подготовки и принятия управленческих решений, предусматривающую, в том числе, развитие инструментов планирования и организационного обеспечения выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ инновационных проектов, включаемых в ПИР, на основе прогнозирования развития рынков и технологий и сформированной системы приоритетов инновационного развития компании с государственным участием, включая:
непрерывный мониторинг развития перспективных технологий в России и за рубежом, включая их внедрение и практику применения ведущими компаниями, а также сопоставление данных технологий и разработок на предмет целесообразности их внедрения в компании с государственным участием;
непрерывное выявление новых технологий и инновационных решений, которые можно применить в деятельности компании с государственным участием, в том числе на ранних стадиях их развития, оценку возможностей их приобретения;
расширение направлений поиска новых технологий и инновационных решений за счет расширения контактов с независимыми экспертами, ведущими российскими и зарубежными организациями и их объединениями, применения практики пользования услугами технологического посредничества, регулярного поиска по базам данных результатов интеллектуальной деятельности, реестрам инновационной продукции, банкам технологий, включая отраслевые справочники наилучших доступных технологий.
регулярную выработку предложений по перспективным и долгосрочным стратегическим исследованиям, включая формирование и обновление базы данных перспективных технологий и проектов, в том числе тех, которые могут быть реализованы в интересах нескольких подразделений компании с государственным участием, ее дочерних и зависимых обществ, а также других российских организаций и структур (в том числе на базе технологических платформ и в формате консорциумов);
регулярное использование результатов патентных ландшафтов, проведение патентных исследований при планировании и проведении НИОКР в целях обеспечения результатов интеллектуальной деятельности правовой охраной и актуализации направлений исследований;
регулярный анализ необходимости расширения и развития тематики научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на основе результатов прогнозирования развития рынков и технологий и формирования новых исследовательских структур (в том числе центров, лабораторий) для развития перспективных (стратегических) направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ или формирования кооперации с иными организациями для восполнения недостающих компетенций и создания необходимых научно-технологических заделов;
совершенствование деятельности научно-технологического комплекса компании с государственным участием (дочерних научных организаций), включая оптимизацию его структуры, функциональных взаимосвязей между организациями, распределение компетенций между научными организациями, разработка планов по увеличению аутсорсинга научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
развитие специализированной инфраструктуры инжиниринга, проектирования и промышленного дизайна, на базе которой могут осуществляться в том числе распространение современных информационных технологий проектирования, поддержка коллективной работы и параллельного инжиниринга, применение методологии системного инжиниринга в управлении высокотехнологичными проектами, формирование единого информационного пространства в процессе разработки нового продукта. Развитие собственной инновационной инфраструктуры рекомендуется осуществлять в сочетании с использованием услуг иных объектов инновационной инфраструктуры, в том числе объектов, созданных за счет средств федерального бюджета.
29.2. Рекомендуется обеспечить максимальную отдачу от проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ силами компании с государственным участием, а также с привлечением иных организаций, широкого вовлечения в хозяйственный оборот имеющихся научно-технологических заделов, результатов интеллектуальной деятельности иных организаций, включая образовательные организации высшего образования, в компании с государственным участием через формирование механизмов внедрения в производство и распространения новых технологий и инновационных решений, включая:
систематический учет результатов мониторинга появления и развития новых технологий и инновационных решений (в том числе у российских поставщиков и разработчиков) в системе закупок компании с государственным участием, а также в случае целесообразности принятие решений о приобретении технологических малых инновационных предприятий <17> и других технологических компаний для последующего доведения разрабатываемых ими технологий до необходимого уровня готовности, их внедрения и распространения в компании с государственным участием;
--------------------------------
<17> В том числе получивших поддержку Фонда содействия инновациям.
формирование либо совершенствование сложившейся системы рассмотрения профильными подразделениями компании с государственным участием, ее дочерних и зависимых обществ, ответственными за реализацию ПИР, документации, регулирующей реализацию ключевых проектов компании с государственным участием, а также ее текущую деятельность, на предмет выявления возможностей применения новых технологий и инновационных решений, разработки и внедрения соответствующих предложений;
развитие механизмов доведения (адаптации) новых технологических решений до уровня производственных подразделений компании с государственным участием, ее дочерних и зависимых обществ, оценки технологической готовности и сертификации новых технологий (с использованием собственных профильных структур, включая сертификационные и испытательные центры, экспериментальные площадки, или с привлечением иных объектов инновационной инфраструктуры, в том числе инновационных территориальных кластеров);
обеспечение своевременного включения новых требований и апробированных инновационных решений в техническую политику компании с государственным участием для последующего применения при закупках, включая развитие соответствующих организационных механизмов;
непрерывное обновление нормативно-технической базы проектирования, внедрения и эксплуатации инновационных разработок (формирование предложений и участие в разработке и обновлении документов по стандартизации инновационной продукции а также экспертизе документов в области стандартизации, технического регулирования и промышленной безопасности).
29.3. Обеспечение эффективного трансфера и коммерциализации технологий, а также надлежащей правовой охраны создаваемых, приобретаемых и имеющихся результатов интеллектуальной деятельности, прежде всего наиболее значимых для бизнеса. Для этого рекомендуется предусмотреть развитие системы управления интеллектуальной собственностью и результатами интеллектуальной деятельности, отвечающей потребностям компании с государственным участием, в том числе с учетом роли компании в развитии инноваций <18>.
--------------------------------
<18> При разработке проектов и мероприятий в данном направлении используются Рекомендации по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в организациях, доведенные до компаний с государственным участием в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N ИШ-П8-5594.
Система управления интеллектуальной собственностью и результатами интеллектуальной деятельности должна обеспечить выполнение таких задач (функций), как:
содействие созданию, выявлению потенциально охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности путем нормативно-методического, информационно-аналитического обеспечения указанной деятельности, в том числе при осуществлении функций заказчика научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
обеспечение правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, в том числе выявление потенциально охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, осуществление соответствующих процедур по обеспечению правовой охраны, а также организации учета прав на результаты интеллектуальной деятельности;
коммерциализацию прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе определение перспективных направлений и рынков;
обеспечение внутреннего трансфера и внедрения технологий и результатов интеллектуальной деятельности в компании с государственным участием;
предотвращение дублирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
предотвращение нарушения прав компании с государственным участием на ее результаты интеллектуальной деятельности, а также прав компании с государственным участием на результаты интеллектуальной деятельности третьих лиц.
Для эффективной реализации задач (функций) по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности рекомендуется предусмотреть соответствующие мероприятия, включая:
определение оптимальной организационной структуры управления правами на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в части распределения соответствующих полномочий между подразделениями компании с государственным участием, ее дочерних и зависимых обществ, а также аутсорсинга ряда задач (функций), если целесообразно;
определение способов, обеспечивающих стимулирование персонала компании с государственным участием к созданию и выявлению результатов интеллектуальной деятельности;
мониторинг эффективности системы управления правами на результаты интеллектуальной деятельности;
ускорение выведения на рынок новой продукции, основанное, в том числе, на разработке и применении предварительных национальных стандартов; формирование системы взаимосвязанных документов по стандартизации, направленной на создание условий для масштабного наращивания объема производства инновационной продукции, новых инновационных материалов и изделий из них.
29.4. В целях улучшения информационной поддержки инновационной деятельности, обеспечения необходимыми знаниями и информацией персонала компании с государственным участием рекомендуется предусмотреть формирование и развитие как формализованных инструментов накопления, хранения и распространения знаний (через базы данных, хранилища информации), так и неформализованных (через институты экспертов, системы наставничества, профессиональные сетевые сообщества).
Рекомендуется также:
формирование и использование фонда документов по стандартизации инновационной продукции за счет гармонизации с международными стандартами, увеличения в нем доли стандартов на новые производственные технологии и продукцию высокотехнологичных отраслей промышленности;
информирование заинтересованных лиц о роли стандартизации в обеспечении доступа на рынок инновационной продукции и вовлечение малого и среднего бизнеса в работы по стандартизации.
30. По направлению "Взаимодействие с малыми и средними предприятиями как с источниками инновационных технологий и поставщиками инновационной продукции" рекомендуется предусмотреть мероприятия по развитию сети поставщиков компании с государственным участием (в том числе оборудования, промежуточной продукции, комплектующих, материалов, услуг, сервисов), в том числе по повышению эффективности предлагаемых поставщиками технологий и решений, внедрению ими инноваций, а также по привлечению новых поставщиков инновационных решений, в первую очередь российских. Особое внимание следует уделить российским частным высокотехнологическим компаниям-лидерам <19>, в том числе разрабатывающим продукты, сервисы и платформенные решения на базе сквозных цифровых технологий для цифровой трансформации <20> и внедрения искусственного интеллекта, а также компаниям, участвующих в реализации "дорожных карт" НТИ, реализующим проекты по созданию, развитию и продвижение передовых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции на формируемых глобальных рынках, и компаниям, получившим поддержку Фонда содействия инновациям, а также других государственных институтов развития, в том числе Фонда "Сколково", ОАО "Роснано", Фонда инфраструктурных и образовательных программ, портфельных компаний венчурных фондов, получивших поддержку ОАО "Российская венчурная компания" и ОАО "Роснано".
--------------------------------
<19> Участникам ведомственного приоритетного проекта Минэкономразвития России "Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров" (перечень компаний размещен в сети Интернет по адресу http://national-champions.ru/) и участникам аналогичных региональных проектов.
<20> С учетом федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
(абзац в редакции протокола МРГ N 23-Д01)
30.1. Рекомендуется предусмотреть своевременное информирование потенциальных поставщиков о текущих и будущих потребностях компании с государственным участием в инновационных технологиях и продукции, о планируемом внесении изменений в техническую политику компании с государственным участием, в том числе за счет:
проведения на регулярной основе конференций поставщиков;
раскрытия потребностей компании с государственным участием в инновационных решениях;
внедрения практики регулярного формирования целевых запросов о предоставлении информации и технико-коммерческих предложений для потенциальных поставщиков инновационных решений перед реализацией новых проектов компании с государственным участием.
30.2. Рекомендуется обеспечить снижение административных и информационных барьеров для организаций - потенциальных поставщиков инновационных технологий и продукции (включая малые и средние предприятия) <21>, выстроить простую и прозрачную систему внедрения инновационных решений, предлагаемых сторонними организациями (система "одного окна").
--------------------------------
<21> С учетом пп. 4.2, 4.5, 5.1 задач и результатов федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства" национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
Система "одного окна" может включать:
выделенное подразделение, ответственное за взаимодействие с потенциальными поставщиками инновационных решений и за организацию сбора, рассмотрения, апробации (тестирования), оценки эффективности предлагаемых сторонними организациями инновационных решений потенциальными функциональными заказчиками внутри компании с государственным участием;
размещение в открытом доступе положения о порядке и правилах внедрения инновационных решений в компании с государственным участием;
создание в рамках совещательного органа компании с государственным участием, отвечающего за общественный аудит эффективности проводимых закупок, рабочей группы, отвечающей за аудит закупок и использование российских технологий и инновационной продукции, включающей представителей отраслевых научных и образовательных организаций, технологических платформ, инновационных территориальных кластеров.
30.3. Рекомендуется предусмотреть совершенствование регламентов и процедур закупок для повышения возможностей закупки инновационных решений, в том числе за счет:
применения в процедуре закупок критериев оценки исходя из стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта, а не его первоначальной цены (цены контракта) <22>;
--------------------------------
<22> С учетом Методических материалов по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке ранее не закупавшейся, в том числе инновационной, высокотехнологичной продукции (письмо Минэкономразвития России от 28.12.2017 N 38141-ОФ/Д01и).
внедрения практики проработки требований к закупкам, включающих широкую трактовку предмета закупки (закупка, ориентированная на результат, а не закупка конкретных товаров, работ, услуг) и позволяющих поставщикам с нетрадиционными, но потенциально более эффективными решениями, участвовать в конкурсах компании с государственным участием.
30.4. В рамках ПИР компании с государственным участием рекомендуется обеспечить развитие механизмов, способствующих расширению внедрения новых российских технологий в производство и замещению приобретаемой иностранной продукции (в том числе оборудования, комплектующих, материалов, программного обеспечения) российской инновационной продукцией.
При этом следует учитывать не только текущую, но и потенциальную конкурентоспособность российских поставщиков относительно иностранных компаний с учетом имеющихся у российских поставщиков научно-технологического задела и компетенций, а также потенциала их развития при условии поддержки компании с государственным участием и за счет средств других источников, в том числе средств федерального бюджета
Развитие поддержки российских поставщиков инновационных технологий и продукции (в том числе на период достижения ими конкурентоспособности, сопоставимой с иностранными поставщиками) может предусматриваться по следующим направлениям:
реализация пилотных программ партнерства между компанией с государственным участием и российскими поставщиками инновационных технологий и продукции, предусматривающих в том числе создание общеотраслевых понятных и прозрачных принципов и требований к поставщикам, четких стандартов квалификации поставщиков, создание системы поддержки надежных, квалифицированных и ответственных поставщиков (исполнителей) из числа российских организаций;
установление особенностей закупок технологий у участников закупок, представивших план привлечения субподрядчиков из числа российских организаций, выполняющих научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в целях внедрения российских технологий;
внедрение практики заключения долгосрочных контрактов с российскими поставщиками при условии повышения ими степени локализации производства и снижения доли импортных компонентов и комплектующих, обеспечения роста эффективности производства;
внедрение процедуры регулярного рассмотрения возможностей локализации производства, создания российских или совместных предприятий по производству оборудования, материалов, комплектующих, разработке программного обеспечения
предоставление российским поставщикам инновационных решений доступа к объектам инновационной инфраструктуры компании с государственным участием (инжиниринговым центрам, центрам прототипирования, коллективного пользования оборудованием);
участие в создании технопарков и индустриальных (промышленных) парков в рамках развития инновационной инфраструктуры регионов, на территории которых располагаются дочерние и зависимые общества компании с государственным участием, с целью формирования и развития конкурентной среды российских поставщиков инновационных технологий и продукции;
развитие отраслевых систем аттестации и испытания оборудования, технологических процессов и производств, образцов выпускаемых изделий и продукции посредством создания материально-технической, экономической и научной базы, способствующей развитию субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и промышленного производства;
развитие взаимодействия с институтами развития, осуществляющими инвестиции в проектные компании, разрабатывающие инновационные решения <23>, применимые в компании с государственным участием, внедрение практики заключения партнерских соглашений, при которых институты развития и (или) внешние венчурные фонды выступают инвесторами, а компания с государственным участием - потребителем продукции их компаний.
--------------------------------
<23> В том числе с Фондом содействия инновациям.
31. По направлению "Партнерство в сферах образования и науки" следует предусмотреть следующие мероприятия.
31.1. В целях увеличения внутреннего спроса на результаты исследований и разработок, осуществляемых в сфере высшего образования и научных организаций, включая организации Российской академии наук, максимального использования научного и инновационного потенциала следует предусмотреть в программах инновационного развития систему мер, направленных на расширение кооперации в сферах образования и науки.
Совершенствование системы партнерства компании с государственным участием с научными и образовательными организациями должно быть направлено на решение технологических вызовов компании и сокращение отставания от зарубежных компаний-аналогов, в том числе благодаря расширению и повышению эффективности использования компетенций, научно-технологического задела, а также исследовательской и инновационной инфраструктуры научных и образовательных организаций. Особое внимание рекомендуется обратить на взаимодействие с создаваемыми научно-образовательными центрами мирового уровня (НОЦ) и центрами компетенций НТИ на базе ведущих университетов, обеспечивающими формирование инновационных решений в области "сквозных" технологий <24>.
--------------------------------
<24> С учетом пп. 1.1 - 1.8 задач и результатов федерального проекта "Развитие научной и научно-производственной кооперации" национального проекта "Наука".
Этому может способствовать использование следующих механизмов:
определение предметных (научных, технологических) направлений и объемов проведения образовательными организациями высшего образования и научными организациями исследовательских (конструкторских, технологических) работ по заказам компаний с государственным участием;
участие в формировании комплексных планов научных исследований (КНПИ) совместно с институтами Российской академии наук, другими научными организациями и образовательными организациями высшего образования в целях формирования необходимого для компаний с государственным участием фундаментального задела научных исследований;
участие в формировании и реализации комплексных научно-технологических программ полного инновационного цикла и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла;
создание и (или) использование инжиниринговых центров, создаваемых при образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
создание с участием образовательных организаций высшего образования и научных организаций центров компетенций по приоритетным направлениям инновационного развития компании с государственным участием;
создание исследовательских центров, лабораторий с участием образовательных организаций высшего образования и научных организаций с целью размещения долгосрочных заказов на исследования и разработки;
создание с участием научных организаций и образовательных организаций высшего образования отраслевых ресурсных центров коллективного пользования, региональных инжиниринговых консорциумов;
открытие центров трансфера технологий совместно с образовательными организациями высшего образования и научными организациями (от научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских работ до внедрения их результатов в производство);
взаимодействие с исследовательскими центрами в сфере искусственного интеллекта в интересах компаний с государственным участием;
(абзац введен протоколом МРГ N 23-Д01)
реализация комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства в кооперации с российскими образовательными организациями высшего образования и научными организациями;
создание открытых объединенных научно-технических советов с участием представителей образовательных организаций высшего образования, научных организаций, рассматривающих научные и инновационные проекты в интересах компании с государственным участием; участие представителей компании в попечительских советах вузов и научных организаций;
формирование исследовательских консорциумов совместно с образовательными организациями высшего образования и научными организациями для участия в научных и инновационных проектах, финансируемых в рамках федеральной целевой программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" <25> и иных проектах;
--------------------------------
<25> Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы".
взаимодействие с лидирующими исследовательскими центрами (ЛИЦ) в рамках реализации дорожных карт по направлениям "сквозных" цифровых технологий, использование цифровых платформ для реализации исследований и разработок по направлениям "сквозных" цифровых технологий в интересах компании с государственным участием <26>.
--------------------------------
<26> С учетом федерального проекта "Цифровые технологии" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
Компанией с государственным участием могут использоваться некоторые из перечисленных механизмов с учетом целесообразности.
31.2. При реализации ПИР следует предусмотреть дальнейшее развитие персонала компании с государственным участием, участвующего в том числе в инновационной деятельности, обеспечив оптимальное сочетание использования различных собственных образовательных механизмов и инструментов (корпоративные университеты и корпоративные учреждения образования и повышения квалификации) и привлечения подобных механизмов и инструментов иных организаций. В частности, могут предусматриваться:
создание системы непрерывного образования в компании с государственным участием, развитие практико-ориентированных моделей обучения, в том числе на основе модели дуального обучения, развитие собственного образовательного комплекса и формирование корпоративных университетов;
организация обучения руководителей и специалистов компании с государственным участием по компетенциям цифровой экономики <27> цифровой трансформации и искусственного интеллекта;
--------------------------------
<27> С учетом федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации".
(абзац в редакции протокола МРГ N 23-Д01)
реализация проектов по работе с молодежью и школьниками <28>;
--------------------------------
<28> С учетом федеральных проектов "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Цифровая образовательная среда" национального проекта "Образование", а также Плана мероприятий ("дорожной карты") "Кружковое движение" Национальной технологической инициативы.
развитие системы переподготовки и повышения квалификации персонала и стажировок специалистов, в том числе в российских и иностранных компаниях;
развитие партнерств с образовательными организациями высшего образования и профессиональными образовательными организациями <29> в образовательной сфере, включая:
--------------------------------
<29> С учетом федерального проекта "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)" национального проекта "Образование".
совместную разработку специализированных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала компании с государственным участием, в том числе на базе Университета НТИ ("Университет 2035");
участие в разработке образовательных и профессиональных стандартов;
создание базовых кафедр целевой подготовки студентов в интересах компании с государственным участием на долгосрочный период (5 - 10 лет) с учетом территориального размещения компании с государственным участием, ее дочерних и зависимых обществ, совершенствование образовательных программ таких кафедр, вовлечение в преподавательскую деятельность и разработку учебных планов сотрудников компании с государственным участием, привлечение студентов старших курсов к производственной практике и преддипломной работе в подразделениях и дочерних и зависимых обществах компании с государственным участием;
развитие системы прохождения практики и стажировок обучающихся, студентов, аспирантов, научно-педагогических работников в компании с государственным участием, в том числе с целью освоения современных инструментов кадрового обеспечения на основе WorldSkills.
Компанией с государственным участием могут использоваться некоторые из перечисленных механизмов с учетом целесообразности.
31.3. Номенклатура и целевые значения ПЭ, характеризующих развитие взаимодействия с образовательными организациями высшего образования и научными организациями, формируются с учетом рекомендаций Минобрнауки России <30>.
--------------------------------
<30> До направления Минобрнауки России обновленных рекомендаций следует руководствоваться рекомендациями, изложенными в письме Минобрнауки России от 24.12.2015 N АП-2256/02.
32. По направлению "Взаимодействие с технологическими платформами" рекомендуется сформировать механизмы, позволяющие на регулярной основе информировать профильные технологические платформы о текущих и будущих потребностях компании с государственным участием в инновационных технологиях и продукции, а также прорабатывать возможность привлечения профильных технологических платформ к выполнению соответствующих работ и проектов. Для этого рекомендуется предусмотреть:
участие в деятельности профильных технологических платформ по прогнозированию и мониторингу научно-технологического развития, в том числе мониторингу информации о наилучших доступных зарубежных технологиях, мониторингу состояния профильной научно-технической области в России;
участие в разработке и корректировке стратегических программ исследований профильных технологических платформ, включая подготовку предложений по тематике работ и проектов в интересах компании с государственным участием для осуществления в рамках реализации стратегических программ исследований и разработок;
участие компании с государственным участием в экспертизе проектов в сфере исследований и разработок, проводимых в рамках технологических платформ, в том числе путем вхождения представителей компании с государственным участием в соответствующие совещательные органы профильных технологических платформ (в том числе экспертные и научно-технические советы);
инициирование формирования на базе профильных технологических платформ исследовательских и технологических консорциумов для решения важнейших задач научно-технологического развития на доконкурентной стадии исследований и разработок, привлечение технологических платформ к реализации крупных инновационных и инвестиционных проектов;
инициирование исследовательских проектов и проектов по формированию инновационной инфраструктуры, потребителем результатов которых может стать компания с государственным участием; участие в формировании и развитии совместных инжиниринговых центров, развитии материально-технической базы, базы для опытных и демонстрационных работ и испытаний, необходимых для деятельности участников технологических платформ, в том числе внедрения в производство результатов исследований и разработок;
инициирование, участие в разработке и согласовании нормативно-правовой базы в области технологий, представляющей общий интерес для компании и технологической платформы, в том числе проектов технических регламентов и стандартов;
привлечение технологических платформ к деятельности компаний с государственным участием по повышению эффективности закупок инновационной продукции;
реализация мер по развитию мобильности научных и инженерно-технических кадров (стажировки, обмен кадрами, иные формы) и мер по созданию и функционированию системы мониторинга кадрового обеспечения предприятий - участников технологической платформы (формирование "кадрового резерва" и др.);
подготовка предложений по совершенствованию действующих и разработке новых образовательных и профессиональных стандартов на базе технологических платформ;
взаимодействие с европейскими технологическими платформами и иными зарубежными международными организациями по вопросам развития научно-технической кооперации;
совместная с технологическими платформами реализация мероприятий по содействию продвижению инновационной продукции на внешние рынки, привлечению прямых иностранных инвестиций, взаимодействию с торговыми представительствами и межправительственными комиссиями.
Компанией с государственным участием могут использоваться некоторые из перечисленных механизмов с учетом целесообразности.
Рекомендуется также предусмотреть проведение совместных мероприятий с технологическими платформами, направленных на обсуждение инициатив, которые могут внести существенный вклад в формирование компаниями опережающего научно-технического задела для повышения качества продукции (услуг), освоения и выпуска продукции с принципиально новыми характеристиками, стимулировать выбор новых направлений для технологического развития, а также на обсуждение формируемых на этой основе совместных инновационных и инвестиционных проектов.
33. По направлению "Реализация инновационного потенциала регионов, развитие взаимодействия с инновационными территориальными кластерами" рекомендуется предусмотреть следующие мероприятия.
33.1. В целях использования инновационного потенциала регионов, характеризующихся в том числе высокой концентрацией научно-технологического потенциала, наличием сформированных кооперационных связей, в рамках которых осуществляется разработка и производство инновационной продукции, рекомендуется:
выявлять образовательные организации высшего образования и среднего профессионального образования, научные организации, малые и средние инновационные предприятия <31>, объекты инновационной инфраструктуры, находящиеся в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, на территории которых расположена компания с государственным участием, ее дочерние и зависимые общества <32>;
--------------------------------
<31> В том числе при участии Фонда содействия инновациям.
<32> В том числе через организацию совместных мероприятий, посещение сотрудниками компании с государственным участием объектов инновационной инфраструктуры, инновационных компаний субъектов Российской Федерации, заинтересованных в развитии сотрудничества.
проводить оценку инновационного потенциала указанных организаций с точки зрения текущей и перспективной возможности осуществления кооперации с ними в рамках реализации ПИР посредством их привлечения к поставке инновационных технологий и продукции и к выполнению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также развития аутсорсинга.
По итогам данной работы рекомендуется рассмотреть возможность реализации инициатив, способствующих развитию координации и кооперации с иными организациями, расположенными на той же территории, что и компания с государственным участием, ее дочерние и зависимые общества. В частности, может быть предусмотрено согласование ПИР компании с государственным участием и (или) дочерних и зависимых обществ с планами развития иных организаций, размещенных на данной территории, в том числе посредством совместной разработки соответствующих стратегических, программных и плановых документов.
В случае если компания с государственным участием и (или) ее дочерние и зависимые общества располагаются на территориях особенно высокой концентрации инновационного потенциала, рекомендуется рассмотреть возможность формирования по инициативе компании с государственным участием новых инновационных территориальных кластеров.
Кооперация компании с государственным участием и (или) ее дочерних и зависимых обществ с находящимися на той же территории иными организациями может осуществляться по следующим основным направлениям:
проведение исследований и разработок, реализация инновационных проектов;
развитие локальных сетей поставщиков инновационных решений и продукции;
аутсорсинг бизнес-процессов или производственных функций;
реализация образовательных мероприятий на базе образовательных организаций высшего образования;
участие в управлении региональными системами подготовки кадров для удовлетворения потребности региона;
проведение совместных коммуникативных мероприятий.
При этом рекомендуется рассмотреть возможность привлечения к реализации ПИР объектов инновационной инфраструктуры (и их резидентов), в том числе объектов, созданных с участием средств федерального бюджета, включая:
технопарки, в том числе технопарки в сфере высоких технологий;
промышленные (индустриальные) парки;
промышленные технопарки;
особые экономические зоны;
центры коммерциализации технологий;
центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию;
центры прототипирования и промышленного дизайна;
центры технологической компетенции;
центры промышленного аутсорсинга (субконтрактация);
центры трансфера технологий;
центры испытаний и сертификации;
учебно-инновационные центры с учебно-демонстрационными площадками;
центры кластерного развития малого и среднего предпринимательства;
инжиниринговые центры.
Компанией с государственным участием могут использоваться некоторые из перечисленных выше механизмов и осуществляться взаимодействие с некоторыми из перечисленных выше объектов инновационной инфраструктуры с учетом целесообразности.
Выполнение указанных работ целесообразно осуществлять при поддержке заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, а также региональных институтов развития, включая корпорации развития регионов, центры кластерного развития малого и среднего предпринимательства.
33.2. Особенно высокий инновационный потенциал сконцентрирован на территориях, на которых расположены инновационные территориальные кластеры. В связи с этим рекомендуется формировать долгосрочные партнерства с профильными для компании с государственным участием инновационными территориальными кластерами, предусмотрев в том числе:
формирование долгосрочных программ сотрудничества, предусматривающих привлечение организаций, участвующих в инновационных территориальных кластерах, к реализации ПИР;
реализацию на территориях, на которых расположены профильные инновационные территориальные кластеры, инвестиционных проектов в инновационной сфере, включая создание новых или модернизацию существующих производств, объектов инновационной инфраструктуры компании с государственным участием, исследовательских и инжиниринговых центров;
инициирование и поддержка реализации образовательных программ в партнерстве с образовательными организациями, входящими в состав кластера;
вхождение в состав участников кластера;
участие в разработке (актуализации) стратегии развития кластеров и планов по ее реализации.
Компаниям оборонно-промышленного комплекса рекомендуется обратить внимание на развитие взаимодействия с инновационными территориальными кластерами рекомендуется обратить при решении задач наращивания доли продукции гражданского назначения.
Указанную работу следует организовывать с привлечением специализированных организаций, осуществляющих методическое, организационное, экспертно-аналитическое и информационное сопровождение развития инновационных территориальных кластеров, центров кластерного развития, а также заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В случае если компания с государственным участием или ее дочернее либо зависимое общество входит в состав организаций, участвующих в инновационном территориальном кластере, при разработке и актуализации ПИР рекомендуется учитывать положения региональной программы развития инновационного территориального кластера, обеспечив в наиболее полном объеме участие в ее реализации.
При этом если дочернее или зависимое общество компании с государственным участием, входящее в состав участников инновационного территориального кластера, не уполномочено компанией с государственным участием в полном объеме принимать решения по вопросам участия общества в разработке и корректировке и реализации программы развития данного инновационного территориального кластера, включая соответствующие инновационные и инвестиционные проекты, рекомендуется предусмотреть разработку плана участия такого общества в реализации программы развития инновационного территориального кластера, утверждаемого высшим руководством компании с государственным участием.
34. По направлению "Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество в инновационной сфере" рекомендуется предусмотреть следующие мероприятия <33>.
--------------------------------
<33> При разработке мероприятий по данному направлению рекомендуется учитывать цели и задачи национального проекта "Международная кооперация и экспорт".
34.1. Следует предусмотреть развитие международного сотрудничества в инновационной сфере (в том числе в сфере исследований и разработок) с целью встраивания компании с государственным участием в международные научно-технологические цепочки и сети, восполнения недостающего опыта и научно-технологического задела, для чего могут предусматриваться:
реализация работ и проектов в сфере исследований и разработок совместно с иностранными партнерами;
создание с участием иностранных, международных организаций совместных инновационных предприятий, центров исследований и разработок;
участие в международных технологических альянсах, консорциумах, стратегических партнерствах в инновационной сфере;
приобретение недостающих опыта, инновационных технологий и продукции у иностранных, международных компаний;
приобретение иностранных инновационных компаний или долей в их капитале;
организация стажировок на ведущих иностранных предприятиях;
обеспечение результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации надлежащей правовой охраной в странах деятельности и на перспективных рынках, в том числе при организации международного сотрудничества.
34.2. Компании с государственным участием следует рассмотреть возможность применения инструментов содействия экспорту высокотехнологичной продукции, включая:
участие в деловых советах, рабочих группах по инновациям в рамках межправительственных комиссий по наиболее перспективным экспортным рынкам или направлениям развития инновационного сотрудничества;
участие в информационных и выставочно-ярмарочных мероприятиях, организацию бизнес-миссий, в том числе в рамках отраслевых программ поддержки высокотехнологичного экспорта и при участии институтов развития и технологических платформ;
обеспечение коммерциализации и координации инновационной деятельности за счет применения документов по стандартизации, гармонизированных с международными и региональными стандартами.
Рекомендуется также рассмотреть возможность более широкого применения офсетных механизмов, способствующих трансферу иностранных технологий и опыта.
Может предусматриваться внедрение регламентированной процедуры, в соответствии с которой в рамках подготовки крупных контрактов по импорту продукции будет осуществляться проработка возможности включения в них встречных обязательств иностранных компаний, например по локализации производства на территории России и трансферу технологий, размещению иностранной компанией заказов на проведение исследований и разработок, с учетом объемов планируемого импорта, принятию обязательств по приему на стажировку в иностранные корпоративные исследовательские центры сотрудников российской компании.
34.3. При реализации ПИР компании с государственным участием рекомендуется расширить участие в иностранных, международных организациях и сетевых сообществах в инновационной сфере с целью участия в разработке документов, определяющих направления, ориентиры и ограничения технологического развития ("дорожные карты", стандарты, регламенты), обмена лучшим опытом и осуществления анализа лучшего опыта по различным аспектам инновационной деятельности.
VI. Рекомендации по Разделу 5 ПИР "Финансирование ПИР"
35. В ПИР должны быть определены объемы финансирования на среднесрочный горизонт планирования по годам, а также на долгосрочный горизонт планирования по укрупненным временным периодам (например, 5 лет) в разрезе:
основных направлений проектов и мероприятий ПИР;
источников финансирования (рекомендуется выделить финансирование из средств федерального бюджета и из других средств, в том числе собственных). Данные объемы могут впоследствии уточняться в рамках среднесрочного плана реализации ПИР.
36. В ПИР следует предусмотреть развитие механизмов и инструментов инвестирования в инновационной сфере, соответствующих специфике инновационной деятельности и приоритетам инновационного развития компании с государственным участием, для чего могут предусматриваться:
формирование корпоративного фонда поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, аккумулирующего соответствующие отчисления в целях обеспечения гибкости механизма финансирования реализации наиболее перспективных инновационных проектов, прошедших процедуру экспертизы и отбора;
обеспечение источниками финансирования поисковых исследований в целях реализации приоритетов инновационного развития ее дочерних и зависимых обществ, включая выделение для проведения таких исследований определенной доли средств бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и (или) формирование фондов поддержки поисковых исследований совместно с другими компаниями отрасли, институтами развития и на базе технологических платформ;
развитие механизмов привлечения компанией с государственным участием внешнего финансирования для реализации инновационных проектов, в том числе на принципах государственно-частного партнерства, а также на условиях паритетного финансирования с другими участниками рынка и институтами развития.
37. Рекомендуется рассмотреть возможность формирования корпоративного венчурного фонда или участия в различных формах в других фондах, включая отраслевые фонды и институты развития, выступающие участниками рынка венчурного инвестирования.
Развитие механизмов венчурного инвестирования осуществляется с учетом роли компании с государственным участием в развитии инноваций и может быть реализовано с целью:
коммерциализации собственных разработок и научно-технологического задела;
содействия доработке инновационных технологий сторонних компаний, включая участников программ акселерации, бизнес-инкубаторов и т.п., для последующего внедрения данных технологий в компании с государственным участием;
содействия развитию будущих поставщиков инновационной продукции для компании с государственным участием.
VII. Особенности разработки программ
инновационного развития в компаниях с государственным
участием с многоуровневой организационной структурой
38. Компании с государственным участием, выделяющие в своей структуре отдельные дочерние и зависимые общества и группы дочерних и зависимых обществ, различающиеся спецификой производственных процессов, производимой продукцией, рынками сбыта, могут предусмотреть выделение нескольких уровней реализации ПИР, включая общеорганизационный уровень, уровень дочерних и зависимых обществ и их однородных групп.
39. Дочерние и зависимые общества компании с государственным участием и их группы на основе настоящих методических указаний могут разрабатывать собственные ПИР, основные положения которых включаются в ПИР компании с государственным участием.
40. В состав ПИР компании с государственным участием рекомендуется включить кроме проектов и мероприятий, реализуемых отдельными дочерними и зависимыми обществами или их группами, проекты и мероприятия, способствующие достижению синергетического эффекта и (или) выполняемые в интересах нескольких дочерних и зависимых обществ. К таким проектам и мероприятиям могут относиться:
проекты по развитию межотраслевых технологий или "сквозных" технологических направлений в интересах нескольких дочерних и зависимых обществ (промышленные технологии, компонентная база, материалы), включая создание центров технологических компетенций;
проекты по развитию технологий в сфере искусственного интеллекта в интересах всех дочерних и зависимых обществ (программное обеспечение, промышленные технологии, компонентная база, материалы);
(абзац в редакции протокола МРГ N 23-Д01)
мероприятия по развитию исследовательской и инновационной инфраструктуры, включая экспериментальные площадки, центры коллективного пользования научным оборудованием, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, корпоративные венчурные фонды;
системы управления инновациями и знаниями, включая формирование и развитие инструментов накопления, хранения, распространения и обмена информацией и знаниями;
системные исследования развития инновационных (в том числе цифровых) технологий, включая формирование и обновление базы данных (реестров) перспективных инновационных технологий;
организационные инновации, способствующие внедрению систем управления инновациями и знаниями, созданию и развитию единого информационного пространства, включая электронные библиотеки и базы корпоративной и отраслевой нормативно-технической документации коллективного пользования;
проведение патентных исследований (включая патентную аналитику) в целях планирования и проведения НИОКР и обеспечения эффективного использования результатов интеллектуальной деятельности
мероприятия по развитию общекорпоративных программ обучения персонала, развитию корпоративной инновационной культуры.
На уровне компании с государственным участием следует обеспечивать организационно-методическую поддержку и координацию управления инновационным развитием ее дочерних и зависимых обществ, включая разработку локальных правовых актов в сфере инновационной деятельности компании с государственным участием и их распространение на отдельные подразделения и дочерние и зависимые общества.
Приложение
Среднесрочный план
реализации ПИР на период 20__ - 20__ гг. <34>
гр. 1
гр. 2
гр. 3
гр. 4
гр. 5
гр. 6
гр. 7
N п/п
Ответственный исполнитель
Наименование проекта или мероприятия, тип <35>
Этапы и работы <36> или контрольные точки
Объем финансирования, млн руб.
в том числе из средств федерального бюджета, млн руб.
Сроки реализации и планируемый конечный результат <37>
Год 1
Год 2
Год 3
Год 1
Год 2
Год 3
Год 1
Год 2
Год 3
1
Инновационные проекты и мероприятия, НИОКР (исследования и разработки)
1.1
Инновационные проекты и мероприятия по цифровой трансформации
...
1.2
Инновационные проекты и мероприятия по развитию искусственного интеллекта
...
1.3
Инновационные проекты и мероприятия по производству, хранению, транспортировке и использованию водорода (при необходимости)
...
1.4
Прочие инновационные проекты и мероприятия
...
1.5
НИОКР (исследования и разработки) <38>
...
2
Развитие системы управления инновациями и инновационной инфраструктуры, взаимодействие со сторонними организациями
2.1
Развитие организационной структуры и механизмов управления ПИР
2.1.1
...
2.2.
Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий
2.2.1
...
2.3.
Развитие взаимодействия со сторонними организациями, применение принципов "открытых инноваций"
2.3.1
Развитие механизмов закупок инновационных решений и взаимодействия с поставщиками инновационных технологий и продукции, включая малые и средние предприятия
...
...
2.3.2
Развитие партнерства в сферах образования и науки
...
...
2.3.3
Развитие взаимодействия с субъектами инновационной инфраструктуры (институтами развития, центрами трансфера технологий, инновационными кластерами, инновационными научно-технологическими центрами, "технологическим долинами, технологическими платформами и т.п.) - пункт в редакции протокола МРГ N 23-Д01
...
...
2.3.4
пункт исключен (протокол МРГ N 23-Д01)
2.3.5
Развитие внешнеэкономической деятельности и международного сотрудничества в инновационной сфере
...
...
2.3.6
Развитие механизмов финансирования и инвестирования в инновационной сфере
ИТОГО
--------------------------------
<34> Период - три года. Для компаний электроэнергетики - четыре - пять лет.
<35> Указывается, является ли проект ключевым (пометкой "ключевой").
<36> Должны быть указаны в каждом году так, чтобы возможно было однозначно определить их выполнение или невыполнение.
Этапами инновационных проектов могут быть, например:
- НИР, ОКР, ТР;
- опытное внедрение технологии и (или) изготовление экспериментального (опытного) образца продукта,
- промышленное внедрение и тиражирование технологии, серийный выпуск продукта (запуск услуги) и иные.
Мероприятиями (работами) в рамках инновационного проекта, могут быть, например:
- обучение персонала новым производственным технологиям;
- формирование кооперационных связей (закупки, соглашения и т.д.);
- внесение изменений в техническую политику и стандарты и т.п.
Инновационные проекты, выделенные как ключевые (с высоким уровнем влияния на цели и КПЭ и высоким уровнем новизны), рекомендуется детализировать.
Инновационные проекты и мероприятия, предполагающие низкий уровень новизны или влияния на бизнес компании и КПЭ ПИР, следует представлять максимально обобщенно. К таковым, в первую очередь, относятся мероприятия, предполагающие закупку нового оборудования и техперевооружение.
<37> Указываются сроки начала и завершения проекта/мероприятия в целом (например, 2015 - 2021) и конечный положительный результат, ожидаемый эффект, ради которого осуществляется проект/мероприятие. Срок его достижения может находиться за горизонтом среднесрочного плана. В качестве положительного результата указываются в том числе КПЭ ПИР, на которые влияет проект/мероприятие (только для раздела 1 среднесрочного плана, то есть только для инновационных проектов и мероприятий).
<38> В раздел "НИОКР (исследования и разработки") рекомендуется включить укрупненные (самостоятельные) направления или проекты НИР и НИОКР (исследований и разработок), которые не являются составной частью (этапами) проектов, отраженных в разделах 1.1 и 1.2.