Рейтинг@Mail.ru

"Временная методика осуществления проверки раскрытия структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению) юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем

Утверждаю

Руководитель

Федерального казначейства

Р.Е.АРТЮХИН

03.12.2018 г.

ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОВЕРКИ РАСКРЫТИЯ СТРУКТУРЫ ЦЕНЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА, КОНТРАКТА (ДОГОВОРА), СУММЫ

СУБСИДИИ (ВЗНОСА) ПО ДОГОВОРУ (СОГЛАШЕНИЮ) ЮРИДИЧЕСКИМ

ЛИЦОМ, КРЕСТЬЯНСКИМ (ФЕРМЕРСКИМ) ХОЗЯЙСТВОМ, ИНДИВИДУАЛЬНЫМ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ, ПОЛУЧАЮЩИМ СРЕДСТВА НА ОСНОВАНИИ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА, ДОГОВОРА (СОГЛАШЕНИЯ),

А ТАКЖЕ КОНТРАКТА (ДОГОВОРА), ЗАКЛЮЧАЕМОГО В РАМКАХ

ИХ ИСПОЛНЕНИЯ (В ЧАСТИ ФАКТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ)

ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫМ КАЗНАЧЕЙСТВОМ

КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ СРЕДСТВ

I. Термины и определения

1.1. В настоящей Временной методике осуществления проверки раскрытия структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по договору (соглашению) юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем, получающим средства на основании государственного контракта, договора (соглашения), а также контракта (договора), заключаемого в рамках их исполнения (далее - государственный контракт, контракт (договор), соглашение) (в части фактических показателей) при осуществлении Федеральным казначейством казначейского сопровождения целевых средств (далее соответственно - Временная методика, целевые средства) используются термины и определения, которые применяются в бюджетном законодательстве Российской Федерации, законодательстве о бухгалтерском учете, законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, в том числе регулирующих порядок планирования, учет и калькулирование затрат, образующих себестоимость товаров (работ, услуг).

1.2. В целях настоящей Временной методики также применяются следующие термины, определения и сокращения:

1.2.1. ЦАФК - центральный аппарат Федерального казначейства.

1.2.2. ТОФК - Управления Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации и Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства.

1.2.3. Структурное подразделение ЦАФК - структурное подразделение центрального аппарата Федерального казначейства.

1.2.4. Структурное подразделение ТОФК - структурное подразделение территориального органа Федерального казначейства.

1.2.5. Проверочная деятельность - действия по осуществлению проверки раскрытия структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по соглашению юридическим лицом, крестьянским (фермерским) хозяйством, индивидуальным предпринимателем, получающим средства на основании государственного контракта, контракта (договора), соглашения (с расчетом себестоимости по элементам затрат и прибыли) при использовании целевых средств.

1.2.6. Проверочное мероприятие - единичная плановая или внеплановая проверка, проводимая в ходе осуществления проверочной деятельности.

1.2.7. Инспектор - федеральный государственный гражданский служащий органа Федерального казначейства, осуществляющий проверку.

1.2.8. Незавершенное производство (далее - НП) - товары (работы, услуги) частичной готовности, не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом.

1.2.9. Расходная декларация - информация о структуре цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по соглашению, раскрываемая по форме и в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

1.2.10. Эксперт - не состоящий в штате ЦАФК или ТОФК специалист, обладающий специальными знаниями и приглашаемый или нанимаемый за вознаграждение для выдачи квалифицированного заключения или суждения.

1.2.11. Объекты проверки - юридические лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, использующие целевые средства.

1.2.12. Предмет проверки - соблюдение объектами проверки требований действующего законодательства Российской Федерации в части раскрытия структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по соглашению, достоверность указанной информации (в части фактических показателей) и ее соответствие данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемой за счет целевых средств, и данным первичных учетных документов.

II. Общие положения

2.1. Настоящая Временная методика разработана в целях определения единого подхода к проведению Федеральным казначейством (ТОФК) проверок достоверности фактических показателей Расходной декларации, соответствия этих показателей данным раздельного учета результатов финансово-хозяйственной деятельности, осуществляемого объектом проверки при использовании целевых средств по каждому объекту учета обособленно, а также оптимизации и повышения эффективности использования целевых средств, формирования достоверной информации о величине затрат, необходимых для производства и реализации каждой единицы подлежащей поставке товара (работы, услуги) для анализа и принятия обоснованных управленческих решений.

2.2. Настоящая Временная методика устанавливает временные правила проведения Федеральным казначейством проверки достоверности показателей структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по соглашению (в части фактических показателей), формируемой и раскрываемой объектами проверки при казначейском сопровождении целевых средств:

получаемых юридическими лицами по государственным контрактам на выполнение работ по объекту "Строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 "Волга" от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Строительство транспортной развязки на км 27 автомобильной дороги М-7 "Волга" Москва - Владимир - Нижний Новгород - Казань - Уфа, Московская область";

предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий бюджету Красноярского края на основании договора (соглашения) в целях софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации, связанных с реконструкцией Красноярского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница";

предоставленных из федерального бюджета в форме взноса в уставный капитал акционерного общества "Российская корпорация ракетно-космического приборостроения и информационных систем", г. Москва, по договору (соглашению) о предоставлении взноса;

получаемых юридическими лицами по договору (соглашению) о предоставлении субсидий из федерального бюджета для реализации мероприятий на территории Республики Крым, связанных с обеспечением каналами связи Республики Крым с использованием существующей (строящейся) электросетевой инфраструктуры;

получаемых юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями по договору (соглашению) о предоставлении субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования расходных обязательств которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (в Республике Башкортостан, Республике Крым, Республике Татарстан, Чувашской Республике, Алтайском крае, Краснодарском крае, Ставропольском крае, Белгородской области, Воронежской области);

иных средств в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

2.3. Проверочное мероприятие производится по завершении исполнения государственного контракта, контракта (договора), соглашения, или его отдельного этапа на основании решения руководителя Федерального казначейства (руководителя ТОФК), оформленного в установленном порядке.

2.4. Проверка осуществляется в плановом или внеплановом порядке, сплошным либо выборочным методом. Решение о порядке и методе проведения проверки принимается исходя из программы проверки и содержится в поручении руководителя Федерального казначейства (руководителя ТОФК).

2.5. Срок проведения проверочного мероприятия не может составлять более чем 30 календарных дней и может быть продлен только один раз не более чем на 20 календарных дней по решению руководителя Федерального казначейства (иного уполномоченного руководителем Федерального казначейства лица) (руководителя ТОФК).

2.6. К проверочному мероприятию могут привлекаться эксперты.

III. Порядок осуществления проверки

3.1. Проверочное мероприятие включает в себя следующие процедуры:

- назначение;

- подготовка;

- проведение;

- оформление результатов.

3.2. В ходе подготовки к проведению проверочного мероприятия:

- определяются источники информации о деятельности объекта проверки;

- осуществляется предварительное изучение объекта проверки и предмета проверки;

- проводится анализ информации об объекте проверки, имеющейся в открытом доступе, в информационной системе Федерального казначейства "Автоматизированная система Федерального казначейства" и иных информационных системах, владельцем или оператором которых является Федеральное казначейство;

- формируется перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, правовых актов объекта проверки, регламентирующих деятельность объекта проверки в части, касающейся предмета проверки.

На этапе назначения проверки осуществляется подготовка проекта приказа руководителя Федерального казначейства (руководителя ТОФК) о назначении проверочного мероприятия и формирования программы проверочного мероприятия на основании мероприятий, осуществленных в рамках подготовки к проведению проверочного мероприятия, а также определяется перечень вопросов, подлежащих изучению.

3.3. В ходе проведения проверочного мероприятия осуществляются действия по документальному и фактическому изучению законности соответствующих финансовых и хозяйственных операций, достоверности бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в отношении деятельности объекта проверки по основным статьям бухгалтерского баланса объекта проверки отдельно по каждому государственному контракту, контракту (договору), соглашению:

материальные затраты;

затраты на оплату труда;

отчисления на социальные нужды;

амортизация;

прочие затраты.

3.3.1. Проверочные действия по документальному изучению проводятся в отношении финансовых, бухгалтерских, отчетных документов, документов о планировании и осуществлении закупок и иных документов объекта проверки, подтверждающих фактическое использование целевых средств, а также путем анализа и оценки полученной из них информации с учетом информации по устным и письменным объяснениям, справкам и сведениям должностных, материально ответственных и иных лиц объекта проверки и осуществления других действий в целях проверки.

При осуществлении проверочных действий не допускается осуществление повторного запроса документов, ранее представленных объектом проверки в ЦАФК (ТОФК).

3.3.2. Проверочные действия по фактическому изучению проводятся путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы и контрольных замеров.

3.3.3. В случае невозможности получения необходимой информации (документов, материалов) в ходе проведения контрольных действий в рамках проверочного мероприятия руководитель Федерального казначейства (уполномоченное руководителем Федерального казначейства лицо) (руководитель ТОФК) на основании мотивированного обращения руководителя проверочной (ревизионной) группы может назначить:

- проведение обследования;

- проведение встречной проверки.

3.3.4. При проведении встречной проверки у лица и организации, в отношении которых проводится встречная проверка, по письменному запросу руководителя проверочной (ревизионной) группы в случае необходимости могут быть запрошены информация, документы и материалы, относящиеся к тематике встречной проверки, их копии, заверенные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, которые прилагаются к материалам по окончании встречной проверки.

3.3.5. Порядок взаимодействия ТОФК при выполнении поручения о проведении встречной проверки устанавливается Федеральным казначейством.

3.4. Документирование результатов проверки осуществляется в виде акта проверки, который подписывается и вручается объекту проверки не позднее дня, следующего за днем его подписания.

3.4.1. Документирование результатов работы эксперта осуществляется в виде заключения эксперта, которое приобщается к акту проверки, а информация, изложенная в нем, учитывается при составлении акта проверки.

IV. Анализ и раскрытие основных вопросов

4. Проверка Расходной декларации (с расчетом себестоимости по элементам затрат и прибыли) предусматривает анализ и оценку в отдельности по каждому государственному контракту, контракту (договору), соглашению, в том числе на соответствие бюджетному законодательству, законодательству о бухгалтерском учете, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих, в том числе порядок планирования, учет и калькулирование затрат, образующих себестоимость товаров (работ, услуг):

правильности раскрытия объектом проверки структуры цены государственного контракта, контракта (договора), суммы субсидии (взноса) по соглашению с расчетом себестоимости по элементам затрат и прибыли;

правильности учета расходов по статьям затрат, указанных в Расходной декларации, в соответствии с учетной политикой и документооборотом объекта проверки обособленно в регистрах бухгалтерского учета;

соответствия информации, указанной в первичных документах, показателям, содержащимся в Расходной декларации;

структуры затрат (себестоимости) по элементам в зависимости от программы проверочного мероприятия;

превышения фактических показателей или кассового расхода над плановыми;

превышения кассового расхода над фактическими показателями;

соблюдение предельного размера доходности (при ее установлении);

соответствия информации о раскрываемой цене, сумме субсидии (взноса) условиям (цене и объекту закупки, предмету и сумме соглашения) соответственно государственного контракта, контракта (договора), соглашения;

превышения общей суммы расходов по соответствующим статьям затрат, указанных в Расходной декларации нарастающим итогом с начала года, над суммой цены государственного контракта, контракта (договора), суммой субсидии (взноса) по соглашению (в случае наличия фактов).

V. Основные процедуры

5.1. Проверка обоснованности используемых методов учета затрат.

5.1.1. Проверка выбора объектов учета затрат и калькулирования себестоимости. Объектами учета затрат могут быть объект проверки в целом, его производства (основное и вспомогательные производства), места возникновения затрат, вид товара (работ, услуг).

Существенное влияние на выбор объектов учета затрат оказывают организационно-производственная структура объекта проверки и режим налогообложения.

5.1.2. Проверка группировки затрат для ведения учета и калькулирования себестоимости товаров (работ, услуг).

Объекты проверки могут применять группировки затрат по элементам затрат, статьям калькуляции, прочим признакам.

5.1.3. Анализ учетной политики объекта проверки по оценке и учету затрат. Инспектор изучает и анализирует варианты учета производственных затрат и порядок их отражения в учетной политике.

В учетной политике объекта проверки в отношении оценки и учета расходов в общем случае подлежат отражению следующие моменты:

- способ распределения косвенных расходов между объектами калькулирования себестоимости (косвенные расходы должны распределяться между объектами калькулирования себестоимости пропорционально выбранной базе распределения);

- способ списания общехозяйственных и общепроизводственных расходов;

- способ группировки расходов по статьям затрат для формирования информации в целях управления, калькулирования себестоимости;

- способ оценки НП;

- способ признания коммерческих расходов;

- метод оценки готовой продукции.

5.2. Проверка прямых затрат (расходов, связанных с производством отдельных видов товаров (работ, услуг).

5.2.1. При формировании себестоимости товаров (работ, услуг) должны преимущественно использоваться прямые методы отнесения затрат на себестоимость товаров (работ, услуг). Основанием для включения затрат в себестоимость товаров (работ, услуг) является их принадлежность к производству товаров (выполнению работ, оказанию услуг), предусмотренных государственным контрактом, контрактом (договором), соглашением.

Несоблюдение (несоответствие) критерия обоснованности (экономической оправданности) и документального подтверждения является основанием для исключения затрат из себестоимости товаров (работ, услуг).

5.2.2. К расходам, непосредственно связанным с производством товаров (работ, услуг) следует относить:

- материальные затраты, в том числе стоимость:

сырья и (или) материалов, используемых в производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), а также сельскохозяйственная продукция, заготовленная для переработки;

материалов, используемых для упаковки и иной подготовки произведенных и (или) реализуемых товаров;

инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, не являющихся амортизируемым имуществом;

комплектующих изделий, требующих монтажа, и (или) полуфабрикатов, требующих дополнительной обработки;

топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;

работ и (или) услуг, выполняемых или оказываемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, в целях исполнения государственного контракта, контракта (договора), соглашения;

транспортно-заготовительных расходов, непосредственно связанных с процессом заготовления и доставки материалов;

иные материальные затраты;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнении работ, оказании услуг;

- расходы на страховые взносы на обязательное социальное страхование, относящиеся к оплате труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнении работ, оказании услуг, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг);

- расходы на командировки, связанные с исполнением государственного контракта, контракта (договора), соглашения;

- расчеты по налогам и сборам, платежи по обязательным видам страхования, отчисления в страховые фонды (резервы), другие отчисления;

- амортизационные отчисления по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг;

- расходы на оплату процентов по полученным кредитам;

- расходы на рекламу производимых и (или) реализуемых товаров (работ, услуг);

- прочие прямые расходы.

5.2.3. Особенности осуществления контрольных действий при проверке правильности отнесения на себестоимость производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) стоимости сырья и материалов, а также материалов, используемых для упаковки.

В целях подтверждения правильности отнесения затрат на себестоимость товаров (работ, услуг) инспектору необходимо осуществить:

проверку поступления материалов на склад (журналы операций по приходу материалов, наличие подтверждающих право собственности первичных документов);

проверку правильности формирования фактической себестоимости материально-производственных запасов;

проверку отпуска сырья и (или) материалов со склада в производство, связанное с исполнением государственного контракта, контракта (договора), соглашения (лимитно-заборные карты, требования-накладные, накладные на отпуск материалов на сторону, карточки учета материалов и другие первичные документы, отражающие операцию по отпуску сырья и (или) материалов);

проверку соответствия способа оценки сырья и (или) материалов, примененному при отпуске их в производство, способу оценки, закрепленному в учетной политике объекта проверки (по себестоимости каждой единицы; по средней себестоимости, по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов);

проверку правильности списания материалов в соответствии с осуществленными калькуляциями.

5.2.4. Особенности осуществления контрольных действий при проверке правильности отнесения на себестоимость производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) стоимости инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды.

В целях подтверждения правильности отнесения затрат на себестоимость товаров (работ, услуг) инспектору необходимо:

убедиться, что отнесенные к расходам по государственному контракту, контракту (договору), соглашению инструменты, приспособления, инвентарь, приборы, лабораторное оборудование не учитываются объектом проверки как основные средства (проверить их отсутствие на счете 01 "Основные средства" и наличие на отдельных субсчетах счета 10 "Материалы");

убедиться, что количество отнесенных на расходы инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды соответствует установленным нормам списания;

проверить поступления на склад (журналы операций по приходу, наличие подтверждающих право собственности первичных документов, проверка первоначальной стоимости);

проверить отпуск со склада инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды (накладные, карточки учета, другие первичные документы).

5.2.5. При проверке стоимости работ и (или) услуг, выполняемых или оказываемых сторонними организациями (индивидуальными предпринимателями) в целях исполнения государственного контракта, контракта (договора), соглашения инспектору необходимо осуществить:

проверку наличия договоров, актов выполненных работ (услуг), товарных накладных, актов сверки и иных первичных документов со сторонними организациями (индивидуальными предпринимателями), расходы по которым были напрямую отнесены в себестоимость государственного контракта, контракта (договора), соглашения;

проверку правильности отнесения затрат в регистрах бухгалтерского учета (счет 20 "Основное производство").

5.2.6. Особенности осуществления контрольных действий при проверке правильности отнесения на себестоимость производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) транспортно-заготовительных расходов.

В целях подтверждения правильности отнесения затрат на себестоимость товаров (работ, услуг) инспектору необходимо:

проверить состав транспортно-заготовительных расходов, отнесенных в себестоимость государственного контракта, контракта (договора), соглашения и убедиться, что он соответствует составу транспортно-заготовительных расходов, закрепленных в учетной политике объекта проверки;

подтвердить включенные в себестоимость государственного контракта, контракта (договора), соглашения транспортно-заготовительные расходы первичными оправдательными документами;

проверить, что транспортно-заготовительные расходы, включенные в себестоимость государственного контракта, контракта (договора), соглашения, не были включены в первоначальную стоимость материально-производственных запасов и учитываются объектом проверки на отдельном счете (по дебету счета 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" или отдельном субсчете к счету 44 "Расходы на продажу");

убедиться, что на расходы по государственному контракту, контракту (договору), соглашению был отнесен правильный процент транспортно-заготовительных расходов.

5.2.7. В ходе проверки расходов на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, инспектору необходимо:

убедиться в наличии трудовых договоров или иных документов, подтверждающих факт трудоустройства персонала, задействованного в исполнении государственного контракта, контракта (договора), соглашения;

убедиться, что оплата труда персонала начисляется обоснованно и производится в соответствии с условиями трудовых договоров или иных внутренних актов (положение о премировании, коллективный договор, личные карточки работников, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости);

осуществить проверку правильности отнесения затрат на оплату труда основного производственного персонала в регистрах бухгалтерского учета (счет 20 "Основное производство");

сравнить количество фактического времени работы персонала, отнесенного на производство товара (оказание услуги) по государственному контракту, контракту (договору), соглашению, с утвержденными нормативами или расчетным количеством нормо-часов, необходимых для производства товара (оказания услуги) по государственному контракту, контракту (договору), соглашению;

проверить наличие нарядов (заданий) по основному производственному персоналу;

провести интервью с персоналом в целях установления факта работы непосредственно над производством товаров (оказанием услуг) по государственному контракту, контракту (договору), соглашению и соответствия фактически выплаченной заработной платы указанной в отчетных документах;

произвести сравнительный анализ размера оплаты труда персонала со средней заработной платой по отрасли в целях установления значительных и нетипичных отклонений.

5.2.8. В ходе проверки расходов на обязательные отчисления в бюджеты государственных внебюджетных фондов от затрат на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнении работ, оказании услуг, включаемых в себестоимость товаров (работ, услуг), инспектору необходимо:

убедиться, что в расходы по государственному контракту, контракту (договору), соглашению включены отчисления в бюджеты государственных внебюджетных фондов от затрат на оплату труда только того персонала, который участвовал в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) по государственному контракту, контракту (договору), соглашению;

проверить правильность применения размера отчислений, используя подтвержденный размер оплаты труда персонала и действующие для данного объекта проверки и данного вида товаров (услуг) тарифы на отчисления по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, обязательному медицинскому страхованию, страхованию от несчастных случаев.

5.2.9. При осуществлении проверки правильности формирования затрат и отнесения расходов на командировки инспектор должен:

проверить документы, подтверждающие командировочные расходы сотрудников (приказ о командировании, авансовый отчет, счет и справка из гостиницы, транспортные билеты, посадочные талоны и другие);

проверить соответствие цели командирования задачам по исполнению государственного контракта, контракта (договора), соглашения.

5.2.10. Особенности осуществления контрольных действий при проверке правильности отнесения на себестоимость производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) амортизации.

В целях подтверждения правильности отнесения затрат на себестоимость товаров (работ, услуг) инспектору необходимо:

убедиться путем проведения визуального осмотра в том, что объекты основных средств, амортизация которых учтена в составе прямых расходов по государственному контракту, контракту (договору), соглашению, существуют и используются в процессе производства или в процессе управления производством;

проверить наличие документов, подтверждающих право собственности на основные средства, амортизация которых учтена в составе прямых расходов по государственному контракту, контракту (договору), соглашению (акты N ОС-1, инвентарные карточки N ОС-6). В случае если основное средство было приобретено, проверить договор на приобретение и первичный документ, подтверждающий приобретение (товарная накладная, акт приема-передачи и т.д.);

убедиться, что объекты основных средств, амортизация которых учтена в составе прямых расходов по государственному контракту, контракту (договору), соглашению, соответствуют критериям признания основных средств (пункт 4 ПБУ 6/01);

убедиться, что объекты основных средств, амортизация которых учтена в составе прямых расходов по государственному контракту, контракту (договору), соглашению, были своевременно приняты к бухгалтерскому учету;

проверить правильность формирования первоначальной стоимости основных средств, амортизация которых учтена в составе прямых расходов по государственному контракту, контракту (договору), соглашению, в соответствии с пунктами 8 - 12 ПБУ 6/01;

проверить правильность установления срока полезного использования основных средств, амортизация которых учтена в составе прямых расходов по государственному контракту, контракту (договору), соглашению в соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы";

убедиться, что использованный способ начисления амортизации по основным средствам, задействованным в исполнении государственного контракта, контракта (договора), соглашения, соответствует закрепленному в учетной политике объекта проверки;

определить период в ходе исполнения государственного контракта, контракта (договора), соглашения, когда были задействованы основные средства, амортизация которых учтена в составе прямых расходов;

проверить, что начисление амортизации по данным основным средствам предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.

5.2.11. Особенности осуществления контрольных действий при проверке правильности отнесения на себестоимость производства товаров (выполнения работ, оказания услуг) процентов по кредитам.

В целях подтверждения правильности отнесения затрат на себестоимость товаров (работ, услуг) инспектор должен:

установить договоры, полученные кредиты и займы, средства которых были использованы в процессе исполнения государственного контракта, контракта (договора), соглашения;

убедиться, что все средства, отраженные в кредитном договоре были получены в полном объеме (Д 51 К 66/67, первичные документы по поступлению денежных средств на расчетный счет);

в случае если заемные средства были привлечены в целях вложений во внеоборотные активы, убедиться, что данные внеоборотные активы после их введения в эксплуатацию использовались для исполнения государственного контракта, контракта (договора), соглашения, а проценты по заемным средствам были отнесены в стоимость данных внеоборотных активов (Д 08 К 66/67);

в случае если заемные средства были привлечены в других целях, то убедиться, что эти цели соответствуют задачам, связанным с исполнением государственного контракта, контракта (договора), соглашения, а проценты по данным заемным средствам были отнесены в состав прочих расходов объекта проверки (Д 91.2 К 66/67);

оценить необходимость привлечения кредитов и займов для исполнения государственного контракта, контракта (договора), соглашения.

5.2.12. Особенности проверки правильности формирования расходов на рекламу производимых и (или) реализуемых товаров (работ, услуг).

В целях подтверждения правильности отнесения расходов на рекламу на себестоимость товаров (работ, услуг) инспектору необходимо:

проверить содержание рекламной продукции и убедиться, что включенные в себестоимость государственного контракта, контракта (договора), соглашения расходы действительно являлись расходами на рекламу, то есть произведенная информация была предназначена для неограниченного круга лиц и была направлена на формирование или поддержание интереса к произведенному товару (оказанной услуге), и были необходимы для достижения целей государственного контракта, контракта (договора), соглашения;

удостовериться, что отраженные как расходы на рекламу затраты не являются нематериальным активом (право на исключительное использование рекламной продукции сроком более 12 месяцев);

проверить документальное подтверждение расходов (приказы о проведении рекламной акции, договоры на проведении рекламных акций, акты выполненных работ, товарные накладные, тексты рекламных статей, видеоролики, эфирные справки и др.).

5.3. Проверка накладных расходов.

5.3.1. К косвенным расходам относятся затраты сопровождающие, сопутствующие основному производству, но не связанные с ним напрямую.

Косвенные (накладные) расходы, относятся в дебет собирательно-распределительных счетов 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы".

Косвенные расходы должны относиться на себестоимость товаров (работ, услуг) косвенным путем, т.е. путем распределения между видами товаров (работ, услуг). По окончании отчетного месяца собранные на счетах 25 "Общепроизводственные расходы" и 26 "Общехозяйственные расходы" объект проверки списывает по принадлежности с одновременным их распределением пропорционально установленной базе распределения.

5.3.2. В целях проверки правильности отнесения косвенных расходов инспектору необходимо подтвердить экономическое обоснование показателя, пропорционально которому они распределяются на каждый государственный контракт, контракт (договор), соглашение в отдельном регистре бухгалтерского учета, после чего подтвердить достоверность данного показателя. Например, если в качестве показателя используется заработная плата основного производственного персонала, достоверность подтверждается по схеме согласно пункту 5.2.7 настоящей Временной методики.

5.3.3. К косвенным расходам следует относить:

расходы на оплату труда административно-управленческого персонала объекта проверки, прочего управленческого персонала;

расчеты по налогам и сборам с фонда оплаты труда, другие отчисления, относящиеся к косвенным расходам;

амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;

расходы по арендной плате за помещения общехозяйственного назначения;

расходы на оплату принятых работ и (или) потребленных услуг, выполняемых или оказываемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, обеспечивающих функционирование административно-управленческого персонала объекта проверки;

расходы на оплату информационных, консультационных и аудиторских услуг;

расходы на все виды ремонта (отчисления в ремонтный фонд или резерв на ремонт) автомобилей;

расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и иные аналогичные системы;

расходы на обучение административно-управленческого персонала объекта проверки, прочего управленческого персонала;

прочие косвенные расходы.

5.3.4. При осуществлении проверки правильности формирования отдельных направлений косвенных расходов следует руководствоваться алгоритмами, указанными в разделе 5.2 настоящей Временной методики.

5.4. Проверка сводного учета затрат на производство товаров (работ, услуг).

5.4.1. Проверка правильности исчисления себестоимости товаров (работ, услуг). Себестоимость выпущенных товаров (работ, услуг) определяется как суммарные затраты основного производства за отчетный период с учетом абсолютного изменения остатка НП относительно начала этого периода без учета возвратных отходов.

Такой пересчет Инспектор выполняет по каждому виду товаров (работ, услуг). Если выпуска продукции за отчетный месяц не было, то затраты за этот месяц, увеличенные на стоимость остатков НП на начало месяца, составляют объем НП на конец месяца.

Инспектор проверяет также наличие и правильность оформления документации затрат объекта проверки (технологических схем, карт, описаний процессов и др.), на базе которых разработаны калькуляции и сметы, подтверждающие обоснованность включения разных затрат в состав прямых, косвенных расходов объекта проверки и в конечном счете в себестоимость товаров (работ, услуг).

5.4.2. Проверка организации синтетического учета затрат на производство. Изучается корреспонденция счетов затрат и выполняется взаимная сверка регистров синтетического и аналитического учета. Для проведения Инспектором данной процедуры контроля по существу при использовании организацией журнально-ордерной формы бухгалтерского учета рекомендуется применять вспомогательную таблицу:

N и наименование счета

20 "Основное производство";

23 "Вспомогательные производства";

25 "Общепроизводственные расходы";

26 "Общехозяйственные расходы".

Регистр синтетического учета

Журнал-ордер N 10 для учета оборотов по кредиту счетов, корреспондирующих со счетами учета затрат на производство;

Журнал-ордер N 10а для организаций с бесцеховой структурой управления.

Регистр аналитического учета

Ведомость N 12 для учета затрат по цехам;

Ведомость N 14 для учета потерь в производстве;

Ведомость N 15 для учета общезаводских расходов;

Разработочные таблицы N 6, N 8 и N 9.

Первичные документы для заполнения регистров

Карточки, акты потерь в производстве, документы по учету затрат согласно номенклатуре статей, инвентаризационные ведомости, ведомости калькулирования себестоимости товаров (работ, услуг)

В процессе проверки необходимо установить достоверность сумм и корреспонденции счетов аналитического и синтетического учета затрат на производство. Для этого суммы и корреспондирующие счета, отраженные в первичном документе, сопоставляются с данными регистров аналитического и синтетического учета по анализируемому счету.

VI. Типичные ошибки в исчислении себестоимости товаров

(работ, услуг)

6.1. К типичным ошибкам в учете затрат на производство и в исчислении себестоимости товаров (работ, услуг) относятся:

отнесение на себестоимость товаров (работ, услуг) расходов, не подтвержденных первичными документами;

отражение в себестоимости товаров (работ, услуг) затрат, относящихся к выданным авансам по невыполненным работам (отсутствуют акты о выполненных работах);

необоснованное включение в себестоимость командировочных и представительских расходов, расходов на рекламу, подготовку и обучение персонала при отсутствии подтверждающих документов;

нарушение порядка ведения регистров аналитического и синтетического учета затрат;

отнесение на себестоимость завышенной величины начисленной амортизации по ОС и НМА производственного назначения;

отнесение на себестоимость затрат по приобретенным ценностям без оприходования ТМЦ на склад и их списания;

отнесение на себестоимость стоимости похищенных ТМЦ;

отнесение на себестоимость расходов по процентам за кредиты на приобретение инвестиционных активов;

включение в себестоимость затрат, относящихся к расходам будущих периодов (подписки на следующий за отчетным год и др.);

списание на себестоимость всей арендной платы за год (полугодие, квартал), а не по частям за отчетный месяц;

отнесение на себестоимость расходов по индивидуальным подпискам, личным мобильным телефонам;

отнесение на себестоимость оплаты дополнительных (сверх предусмотренных законодательством) отпусков и начислений страховых взносов с них во внебюджетные фонды;

отнесение на себестоимость командировочных расходов лиц, не состоящих в штате объекта проверки и не являющихся совместителями (оформленных по договорам подряда) или по командировкам не производственного назначения;

неотражение себестоимости НП в бухгалтерском учете и отчетности;

неточное распределение затрат между выпущенной готовой продукцией и НП;

необоснованное изменение принятого в учетной политике метода учета затрат и калькулирования себестоимости;

неточное распределение сумм накладных расходов по объектам калькуляции;

несоответствие применяемых объектом проверки статей калькуляции отраслевым методическим рекомендациям;

необоснованное применение базы распределения косвенных расходов;

отнесение на себестоимость затрат, которые следовало относить на прибыль, остающуюся в распоряжении объекта проверки;

отнесение на себестоимость товаров (работ, услуг) пеней, штрафов, неустоек, уплаченных объектом проверки;

отнесение на себестоимость расходов, связанных с приобретением НМА, ОС, осуществлением капитальных вложений;

отнесение на себестоимость средств, связанных с благотворительной деятельностью, расходы на осуществление спортивных мероприятий, мероприятий культурно-просветительного характера;

необоснованное включение в себестоимость расходов, не связанных с исполнением государственного контракта, контракта (договора), соглашения.

VII. Заключительные положения

7.1. В случае выявления нарушений (признаков нарушений) структурное подразделение ЦАФК (ТОФК), ответственное за проведение проверочного мероприятия, не позднее двух рабочих дней формирует предложения по применению мер реагирования и направляет их на рассмотрение руководителю Федерального казначейства (уполномоченному руководителем Федерального казначейства лицу), (руководителю ТОФК) для принятия решения в пределах компетенции.

7.2. При выявлении нарушений (признаков нарушений) по результатам проверки, отраженным в акте проверки, в рамках возложенных функций и полномочий, могут применяться следующие меры реагирования в соответствии с законодательством Российской Федерации:

информирование главного распорядителя средств федерального бюджета, заказчика, получателя бюджетных средств, заключившего соглашение, объекта проверки о нарушении(ях) (признаках нарушений) и необходимости его(их) устранения;

отказ в санкционировании расходов за счет целевых средств;

информирование Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу о выявленных нарушениях (признаках нарушений) в соответствии с их компетенцией;

обращение в правоохранительные органы;

иные меры.

Другие документы по теме
Ошибка на сайте