Указание Генпрокуратуры России от 09.06.2014 N 307/36
ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ
от 9 июня 2014 г. N 307/36
ОБ УСИЛЕНИИ
ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ
ПРИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИИ, ВЫЯВЛЕНИИ, РАСКРЫТИИ И РАССЛЕДОВАНИИ
ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ
Анализ практики прокурорского надзора показал, что принимаемые правоохранительными органами меры по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере лесопользования неадекватны состоянию законности, а прокурорами данному направлению надзора не уделяется надлежащее внимание. При осуществлении оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования весь комплекс мероприятий по установлению лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, не используется.
В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением правоохранительными органами законов в части предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в рассматриваемой сфере, реализацией прокурорами этих полномочий, руководствуясь статьей 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", обязываю:
1. Заместителей Генерального прокурора Российской Федерации, начальников главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров других специализированных прокуратур, прокуроров городов и районов, прокуроров других территориальных, военных и иных специализированных прокуратур:
1.1. Обеспечить эффективный и действенный надзор за исполнением законов правоохранительными органами в части предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере лесопользования.
1.2. Принимая во внимание, что указанные преступления в большинстве случаев совершаются в условиях неочевидности, систематически анализировать исполнение законов в ходе оперативно-розыскной деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию таких преступных деяний.
Особое внимание обращать на своевременность и обоснованность заведения и прекращения дел оперативного учета; полноту принятых мер, направленных на установление имущества, подлежащего конфискации; соблюдение установленных правил изъятия документов, предметов, материалов в ходе оперативно-розыскных мероприятий, а также порядка представления результатов оперативно-розыскной деятельности следователю и дознавателю.
1.3. Шире использовать полномочия по направлению материалов в следственные органы и органы дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам незаконной рубки, уничтожения или повреждения лесных насаждений и иных нарушений уголовного законодательства, выявленных прокурором в рассматриваемой отрасли.
При наличии данных, указывающих на признаки административных правонарушений, вносить предложения о привлечении виновных к этому виду ответственности.
Иметь в виду, что основными критериями отграничения уголовно наказуемого деяния от административного правонарушения являются размер ущерба, причиненного лесному фонду, и степень повреждения лесных насаждений.
1.4. Тщательно и всесторонне проверять соблюдение порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, совершенных в данной отрасли. В этих целях ежемесячно производить сверки регистрационно-учетных данных органов дознания и предварительного следствия с учетной документацией, а также с имеющимися в Рослесхозе, Росприроднадзоре, их территориальных подразделениях и иных уполномоченных органах документами и данными, указывающими на противоправный характер деяний.
Для выявления правонарушений в сфере лесопользования осуществлять постоянный мониторинг публикаций средств массовой информации по этой теме. При наличии оснований реализовывать полномочия, предоставленные ч. 2 ст. 144 УПК РФ.
1.5. При осуществлении надзора за законностью постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела акцентировать внимание на объективности и полноте проведенной проверки, в том числе использовании органами предварительного расследования полномочий по проведению следственных и иных процессуальных действий, производство которых в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ допустимо в ходе рассмотрения сообщений о преступлении, а также на мотивированности и обоснованности изложенных в постановлении доводов.
1.6. Проверяя законность решений о возбуждении уголовного дела, оценивать правильность квалификации содеянного, в том числе с целью исключения ее необоснованного занижения. При изучении материалов доследственных проверок, на основании которых принято решение о возбуждении уголовных дел, обращать внимание на обстоятельства, свидетельствующие о нарушении экологических требований, их взаимосвязь с наступившими последствиями.
Иметь в виду разъяснения Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", согласно которым к предмету экологических преступлений не относятся деревья, кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения (за исключением лесных насаждений, предназначенных для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений), на приусадебных земельных участках, на земельных участках, предоставленных для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, в лесопитомниках, питомниках плодовых, ягодных, декоративных и иных культур, а также ветровальные, буреломные, сухостойные деревья, если иное не предусмотрено специальными нормативными правовыми актами.
1.7. При изучении поступивших копий постановлений о приостановлении предварительного расследования или о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) о преступлениях в сфере лесопользования в случае признания их незаконными и необоснованными, в соответствии с положениями ст. 211 и 214 УПК РФ принимать меры к изучению материалов уголовного дела. В ходе анализа содержащихся в них сведений обращать внимание на своевременность и полноту следственных и иных процессуальных действий, направленных на обнаружение и изъятие предметов, имеющих значение для уголовного дела, а также на установление лиц, подлежащих привлечению в качестве обвиняемых, использование в полном объеме экспертных возможностей и привлечение специалистов.
1.8. В случае выявления в ходе изучения материалов уголовного дела нарушений уголовно-процессуального закона отменять незаконные и необоснованные процессуальные решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо о приостановлении предварительного расследования, ссылаясь на конкретные обстоятельства, подлежащие дополнительному расследованию.
1.9. При поступлении уголовного дела в порядке ч. 6 ст. 220, ч. 4 ст. 225 и ч. 7 ст. 226.7 УПК РФ проверять соответствие содержащихся в обвинительном заключении (акте, постановлении) выводов о виновности привлекаемого к уголовной ответственности лица обстоятельствам дела, достаточность собранных по делу доказательств, правильность квалификации содеянного, а также соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.
В ходе изучения материалов уголовного дела учитывать качество составленных органами лесного хозяйства документов о правонарушении, наличие подробных расчетов, указание на конкретные нормативные правовые акты, регулирующие соответствующие экологические правоотношения, которые были нарушены.
Особое внимание акцентировать на полноте принятых мер по установлению причастности к преступлениям в сфере лесопользования должностных лиц правоохранительных, контролирующих и иных органов государственной власти Российской Федерации.
Учитывать, что использование служебного положения выражается не только в умышленном использовании должностными лицами своих служебных полномочий, но и во влиянии авторитета и занимаемой ими должности на других лиц в целях совершения ими преступлений в лесной отрасли.
1.10. В каждом случае давать оценку принятым дознавателем, руководителем следственного органа, следователем мерам по установлению и устранению причин, условий и иных обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, в том числе при подготовке представлений в адрес соответствующих организаций и должностных лиц, с точки зрения их достаточности для устранения выявленных нарушений закона.
Ориентировать органы предварительного расследования на проведение мероприятий, предусмотренных ст. 115 УПК РФ "Наложение ареста на имущество", а также связанных с установлением собственников орудий преступления.
1.11. При изучении материалов уголовного дела обращать внимание на принятие правоохранительными органами исчерпывающих мер к возмещению вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в случаях, если потерпевшими не были заявлены гражданские иски, - самостоятельно заявлять соответствующие исковые требования.
2. Наиболее проблемные вопросы исполнения законов при предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений в сфере лесопользования обсуждать на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов, по результатам которых разрабатывать дополнительные меры, направленные на обеспечение законности и укрепление правопорядка на данном направлении.
3. Начальников управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах, прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и прокуроров других специализированных прокуратур:
3.1. Ежегодно обобщать и анализировать практику предупреждения, выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере лесопользования и состояние прокурорского надзора на данном направлении деятельности.
3.2. Соответствующую информацию отражать в докладных записках об исполнении настоящего указания, которые представлять к 30 января в подразделения Генеральной прокуратуры Российской Федерации:
в управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью;
в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере - в части, касающейся органов внутренних дел на транспорте;
в управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму - в части, касающейся органов ФСБ России;
военным прокурорам окружного звена - в Главную военную прокуратуру.
Докладные записки в части надзора за оперативно-розыскной деятельностью представлять в соответствии с требованиями секретного делопроизводства.
4. Управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью Генеральной прокуратуры Российской Федерации совместно с Главным управлением по надзору за следствием, управлением по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью, управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управлением по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, управлением по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму не реже одного раза в год осуществлять обобщение практики этой деятельности и ежегодно не позднее 1 марта представлять аналитические справки курирующему заместителю Генерального прокурора Российской Федерации.
5. Настоящее указание опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
6. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Указание направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам других специализированных прокуратур, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА