Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 01.09.2008 N ГКПИ08-1588

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1588

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре Якиной К.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лисицына Сергея Яковлевича о признании недействующим Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в части не включения в раздел XXXIII "Общие профессии" профессии машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных электростанций мощностью свыше 500 киловатт,

установил:

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" утверждены: Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 1); Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 2).

Пунктом 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 установлено, что указанные Списки применяются на территории РСФСР при назначении гражданам пенсии в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

С.Я. Лисицын обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Списка N 2, просит признать противоречащим законодательству пункт 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 в части не включения в раздел XXXIII "Общие профессии" (раздел содержится в Списке N 2) профессии машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных электростанций мощностью свыше 500 киловатт. Заявитель ссылается на то, что в мае 2007 г. по достижении 50-летнего возраста обратился с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости на основании статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и статьи 28 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", в его просьбе было отказано по мотиву отсутствия необходимого стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии, при этом в специальный стаж не был зачтен со ссылкой на Список N 2 период его работы со 2 июня 1994 г. по 30 апреля 1999 г. машинистом электростанции в ОАО "Устьваеньгский КЛСП".

Таким образом, С.Я. Лисицын фактически оспаривает в части раздел XXXIII "Общие профессии" Списка N 2, примененного в отношении него на основании пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537. Свои требования он мотивирует тем, что профессия машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных электростанций мощностью свыше 500 киловатт была предусмотрена в разделе XXXII Списка N 2, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, условия труда машиниста с 1956 г. по 1991 г., а также в период его работы машинистом с 1994 г. по 1999 г. не изменились, Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определил порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства, поэтому условия приобретения права на досрочное назначение трудовой пенсии должны быть аналогичны условиям, предусмотренным прежним законодательством, отсутствие в Списке N 2 указанной профессии нарушает его пенсионные права.

Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, уполномоченное поручением от 16 июля 2008 г. N СС-П12-4274 представлять интересы Правительства Российской Федерации, считает требования С.Я. Лисицына необоснованными, указывая на то, что Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, которое было установлено законодательством, действовавшим на момент принятия названного Закона, Правительство Российской Федерации в рамках предоставленных ему полномочий установило, что к работникам, занятым на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, применяются Списки N 1 и N 2, утвержденные Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, которые не включали профессию "машинист двигателя внутреннего сгорания", действовали на территории РСФСР и ранее в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517.

С.Я. Лисицын в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителей Правительства Российской Федерации А.Л. Германовой и В.Г. Белякина, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Л.Е. Степановой, полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

В пункте 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" закреплены условия сохранения приобретенного гражданами на основании законодательства, действовавшего до вступления этого Закона в силу, права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости для лиц, которые длительное время проработали на подземных работах, на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также на иных работах с особыми условиями труда.

При этом в данном пункте не указаны периоды работы, включаемые в специальный трудовой стаж, как и критерии отнесения к такому стажу соответствующих периодов работы с особыми условиями труда.

Право утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий делегировано Правительству Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 названного Федерального закона).

В соответствии с предоставленными полномочиями Правительство Российской Федерации Постановлением от 18 июля 2002 г. N 537 сохранило действие Списков N 1 и N 2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, применявшихся на территории Российской Федерации на момент вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - 1 января 2002 г.

Указанные Списки применялись на территории РСФСР до 1 января 2002 г. на основании пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517, которое было издано в пределах компетенции, определенной статьей 83 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" и не противоречило этому Закону.

Довод заявителя о несоответствии пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР требованиям Конституции Российской Федерации не имеет значения по настоящему делу, поскольку проверка конституционности постановлений высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации отнесена к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации и не может осуществляться судом общей юрисдикции (статья 125 Конституции Российской Федерации, часть 3 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Необоснованна и ссылка заявителя на действовавшее до 1 января 1992 года правовое регулирование (Список N 1 и Список N 2, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173), согласно которому профессия машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных электростанций мощностью свыше 500 киловатт была указана в Списке N 2. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 были утверждены новые Список N 1 и Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Эти Списки, введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г., применялись при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на основании пунктов "а" и "б" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2002 г. в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 27).

После принятия Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 января 1992 г. не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях по Списку N 2. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Из пояснений представителя Правительства Российской Федерации В.Г. Белякина следует, что Список N 1 и Список N 2 были пересмотрены в 1991 г. не произвольно, а с учетом результатов работы комиссии, с участием профсоюзов, заинтересованных министерств и ведомств.

Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности машиниста двигателей внутреннего сгорания стационарных электростанций мощностью свыше 500 киловатт применительно к льготному пенсионному обеспечению согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П).

Следовательно, Правительство Российской Федерации сохранило действие Списка N 2 на территории Российской Федерации в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий, раздел XXXIII "Общие профессии" этого Списка федеральному закону не противоречит.

При таком положении согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Лисицына Сергея Яковлевича отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Другие документы по теме
"О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование информационно-справочного перечня пунктов пропуска через внешнюю границу Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование информационно-справочного перечня пунктов пропуска через внешнюю границу Евразийского экономического союза", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование информационно-справочного перечня пунктов пропуска через внешнюю границу Евразийского экономического союза", "Описанием форматов и структур электронных документов и сведений, используемых для реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование информационно-справочного перечня пунктов пропуска через внешнюю границу Евразийского экономического союза", "Порядком присоединения к общему процессу "Формирование, ведение и использование информационно-справочного перечня пунктов пропуска через внешнюю границу Евразийского экономического союза")
"О Стратегии развития трансграничного пространства доверия"
<О признании недействующим и не подлежащим применению абз. 4 пп. "а" п. 25 Временных критериев определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утв. Постановлением Минтруда РФ от 18.07.2001 N 56>
"Об использовании транспортного документа единого образца (накладной СМГС) в качестве таможенного документа при транзитных перевозках грузов"
Ошибка на сайте