Рейтинг@Mail.ru

Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 27.09.2016 N 105

КОЛЛЕГИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ

РЕШЕНИЕ

от 27 сентября 2016 г. N 105

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОВЕРИЯ

В соответствии с пунктом 13 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Коллегия Евразийской экономической комиссии решила:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития трансграничного пространства доверия.

2. Правительствам государств членов Евразийского экономического союза в целях подготовки и утверждения Коллегией Евразийской экономической комиссии плана мероприятий по поэтапной реализации Стратегии, утвержденной настоящим Решением, в месячный срок с даты вступления настоящего Решения в силу обеспечить представление своими уполномоченными органами в Евразийскую экономическую комиссию соответствующих предложений.

3. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Председатель Коллегии

Евразийской экономической комиссии

Т.САРКИСЯН

Утверждена

Решением Коллегии

Евразийской экономической комиссии

от 27 сентября 2016 г. N 105

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСГРАНИЧНОГО ПРОСТРАНСТВА ДОВЕРИЯ

I. Общие положения

Настоящая Стратегия разработана в целях реализации пункта 13 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) с учетом международных стандартов и рекомендаций в сфере информационных технологий и информационной безопасности и определяет основные цели, задачи и принципы развития трансграничного пространства доверия для использования сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов при межгосударственном информационном взаимодействии государств - членов Евразийского экономического союза (далее соответственно - государства-члены, Союз), в том числе физическими и юридическими лицами, должностными лицами органов государственной власти государств-членов, должностными лицами и сотрудниками органов Союза, а также приоритеты развития институционального, правового, организационного и технического обеспечения трансграничного пространства доверия.

Настоящая Стратегия учитывает и развивает положения Концепции использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 сентября 2014 г. N 73.

Настоящая Стратегия направлена исключительно на реализацию условий обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами и не препятствует государствам-членам принимать меры, необходимые для обеспечения своей внешней и внутренней безопасности.

II. Общая характеристика трансграничного

пространства доверия

В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года под трансграничным пространством доверия понимается совокупность правовых, организационных и технических условий, согласованных государствами-членами с целью обеспечения доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами между уполномоченными органами государств-членов.

Практические мероприятия по созданию трансграничного пространства доверия начали выполняться в рамках реализации Соглашения о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле на единой таможенной территории Таможенного союза от 21 сентября 2010 года при создании интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Результаты выполнения работ по обеспечению доверия при межгосударственном обмене данными и электронными документами между уполномоченными органами государств-членов должны стать основой для развития трансграничного пространства доверия при создании интегрированной информационной системы Союза (далее - интегрированная система) на основе развития и расширения функциональных возможностей интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза.

Развитие трансграничного пространства доверия в рамках создания интегрированной системы должно осуществляться в соответствии со стратегией развития интегрированной системы, которая должна учитывать положения настоящей Стратегии в отношении принципов развития трансграничного пространства доверия и механизмов их реализации, а также Концепцией использования при межгосударственном информационном взаимодействии сервисов и имеющих юридическую силу электронных документов.

Информационное обеспечение интеграционных процессов в сферах, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, реализуется посредством формирования среды информационного взаимодействия с использованием информационно-коммуникационных технологий и трансграничного пространства доверия в рамках Союза.

Обмен данными и электронными документами между субъектами электронного взаимодействия при реализации общих процессов в рамках Союза осуществляется с использованием интегрированной системы, обеспечивающей интеграцию территориально распределенных государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов государств-членов, а также информационных ресурсов и информационных систем Евразийской экономической комиссии (далее - Комиссия).

Субъектами электронного взаимодействия в рамках трансграничного пространства доверия являются органы государственной власти государств-членов (их должностные лица и сотрудники), физические и юридические лица (представители юридических лиц), должностные лица и сотрудники органов Союза, взаимодействующие в рамках отношений, возникающих в процессе составления, отправления, передачи, получения, хранения и использования электронных документов, а также информации в электронном виде.

Субъектами электронного взаимодействия также могут стать органы государственной власти третьих государств (их должностные лица и сотрудники), физические и юридические лица (представители юридических лиц), должностные лица и сотрудники интеграционных объединений, международных организаций при условии заключения соответствующих международных договоров.

III. Цели, задачи и элементы трансграничного

пространства доверия

Основными целями являются:

формирование благоприятных и доверительных условий для осуществления межгосударственного информационного взаимодействия, предусматривающего использование субъектами электронного взаимодействия имеющих юридическую силу электронных документов;

повышение оперативности электронного взаимодействия в рамках Союза;

повышение эффективности функционирования интегрированной системы;

снижение затрат на обеспечение электронного взаимодействия органов государственной власти государств-членов с физическими и юридическими лицами.

Для достижения указанных целей на основе совместных подходов государств-членов к формированию правового, технического и организационного обеспечения трансграничного пространства доверия необходимо решить следующие ключевые задачи:

формирование общей инфраструктуры документирования информации в электронном виде;

создание правовых, организационных и технических условий для обеспечения формирования института электронного нотариата на основе службы доверенной третьей стороны;

обеспечение выполнения государствами-членами согласованных требований к трансграничному пространству доверия;

обеспечение возможности электронного взаимодействия физических и юридических лиц государств-членов (в том числе находящихся за пределами Союза) между собой, а также с органами государственной власти государств-членов;

проведение государствами-членами совместных научных исследований, необходимых для функционирования и развития трансграничного пространства доверия;

принятие региональных межгосударственных стандартов, необходимых для функционирования и развития трансграничного пространства доверия.

Правовые, организационные и технические условия для осуществления межгосударственного информационного взаимодействия с использованием имеющих юридическую силу электронных документов должны создаваться за счет формирования следующих элементов трансграничного пространства доверия:

удостоверяющий центр службы доверенной третьей стороны для обеспечения сертификатами ключей проверки электронной цифровой подписи (электронной подписи) для взаимодействия уполномоченных доверенных третьих сторон интеграционного и национальных сегментов интегрированной системы;

служба доверенной третьей стороны интегрированной системы как совокупность сервисов доверенных третьих сторон государств-членов и Комиссии;

удостоверяющие центры государств-членов и Комиссии, а также другая инфраструктура обеспечения сертификатами ключей проверки электронной цифровой подписи (электронной подписи) субъектов электронного взаимодействия в рамках трансграничного пространства доверия;

инфраструктура обеспечения взаимодействия информационных систем и ресурсов государств-членов и Комиссии при межгосударственном обмене электронными документами и данными;

инфраструктура управления привилегиями и полномочиями субъектов электронного взаимодействия для обеспечения контроля правомерности применения электронных цифровых подписей (электронных подписей) в исходящих (входящих) электронных документах в соответствии с законодательством государств-членов;

инфраструктура и системы обеспечения защиты информации.

Использование элементов трансграничного пространства доверия должно являться условием для функционирования учетных информационных систем, обеспечивающих обработку и хранение информации из правоустанавливающих документов субъектов электронного взаимодействия, с использованием которых составляются или выдаются имеющие юридическую силу электронные документы.

IV. Принципы развития трансграничного пространства доверия

Развитие трансграничного пространства доверия должно основываться на следующих принципах:

самостоятельность государств-членов в вопросах, отнесенных к их компетенции;

создание условий для формирования и развития национальных пространств доверия, соответствующих требованиям, предъявляемым к межгосударственному электронному взаимодействию;

масштабируемость трансграничного пространства доверия;

обеспечение доверия при межгосударственном электронном взаимодействии;

использование институциональных подходов при формировании трансграничного пространства доверия;

соблюдение государствами-членами согласованных требований к элементам трансграничного пространства доверия;

обеспечение защиты информации в рамках трансграничного пространства доверия.

V. Этапы реализации Стратегии

Развитие трансграничного пространства доверия предполагается осуществлять в 3 этапа.

На первом этапе (до 2018 года) должно обеспечиваться развитие трансграничного пространства доверия для осуществления полноценного межгосударственного электронного взаимодействия. На данном этапе:

формируются требования к правовому, организационному и техническому обеспечению, составу и характеристикам сервисов трансграничного пространства доверия при межгосударственном информационном взаимодействии государств-членов на основе службы доверенной третьей стороны, которые закрепляются актами государств-членов и органов Союза (принимаются нормативные правовые и нормативно-технические акты, разрабатываются документы организационного характера);

создаются интеграционные шлюзы и программно-аппаратные комплексы доверенных третьих сторон государств-членов и Комиссии;

с использованием службы доверенной третьей стороны обеспечивается подтверждение подлинности электронной цифровой подписи (электронной подписи) на электронных документах при реализации общих процессов в рамках Союза;

прорабатываются вопросы, связанные с поэтапным формированием и выполнением государствами-членами согласованных требований в области криптографической защиты трансграничного пространства доверия;

проводятся подготовительные мероприятия по масштабированию трансграничного пространства доверия для взаимодействия с международными организациями и государствами, не являющимися членами Союза.

Субъектами электронного взаимодействия на данном этапе должны стать должностные лица и сотрудники органов государственной власти государств-членов, должностные лица и сотрудники органов Союза.

До утверждения требований к трансграничному пространству доверия, предусмотренных пунктом 18 Протокола об информационно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 3 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года), отдельные элементы трансграничного пространства доверия функционируют во временном режиме на основе соответствующих организационно-технических документов, включая модели угроз безопасности информации и действий нарушителя.

Приоритетом в реализации настоящей Стратегии на данном этапе должно стать обеспечение возможности для всех органов государственной власти государств-членов использовать преимущественно электронные документы, подписанные электронными цифровыми подписями (электронными подписями).

На втором этапе (до 2020 года) при условии согласования совместных подходов государств-членов к формированию правового, технического и организационного обеспечения трансграничного пространства доверия и на основе поэтапного выполнения государствами-членами согласованных требований в области криптографической защиты трансграничного пространства доверия должна быть обеспечена возможность электронного взаимодействия физических и юридических лиц между собой, а также с органами государственной власти государств-членов при нахождении физических и юридических лиц на территориях своих государств.

Перед началом практических работ по реализации мероприятий второго этапа должна быть разработана и утверждена Комиссией архитектура трансграничного пространства доверия, описывающая планируемый к достижению на втором этапе уровень развития трансграничного пространства доверия.

На третьем этапе (до 2024 года) при условии согласования совместных подходов государств-членов к формированию правового, технического и организационного обеспечения трансграничного пространства доверия и на основе поэтапного выполнения государствами-членами согласованных требований в области защиты информации трансграничного пространства доверия должны начать формироваться межгосударственный институт электронного нотариата на основе службы доверенной третьей стороны и другие межгосударственные сервисы электронных услуг, в том числе в области трудовой миграции, которые вовлекут в процесс электронного взаимодействия в рамках трансграничного пространства доверия физических лиц.

Перед началом практических работ по реализации мероприятий третьего этапа должна быть разработана и утверждена Комиссией архитектура трансграничного пространства доверия, описывающая планируемый к достижению на третьем этапе уровень развития трансграничного пространства доверия.

На этом этапе должны быть созданы правовые, организационные и технические условия для обеспечения формирования института электронного нотариата на основе службы доверенной третьей стороны и разработаны требования к организации взаимодействия с электронными торговыми площадками в рамках трансграничного пространства доверия.

VI. Мероприятия по реализации Стратегии

Реализация настоящей Стратегии осуществляется на основе плана мероприятий, предусматривающего в том числе разработку архитектуры трансграничного пространства доверия для второго и третьего этапов.

Финансирование мероприятий по реализации настоящей Стратегии в рамках обеспечения функционирования и развития интеграционного сегмента Комиссии, информационных ресурсов и систем Комиссии осуществляется за счет средств бюджета Союза, выделяемых для финансирования работ по созданию, развитию и обеспечению функционирования интегрированной системы Союза.

Финансирование мероприятий по реализации настоящей Стратегии в рамках обеспечения функционирования и развития государственных информационных ресурсов и информационных систем уполномоченных органов государств-членов, а также национальных сегментов осуществляется за счет средств бюджетов государств-членов.

Мероприятия по реализации настоящей Стратегии должны учитывать необходимость снижения издержек на создание и эксплуатацию элементов трансграничного пространства доверия с возможностью использования государствами-членами на национальном уровне в случае необходимости механизмов государственно-частного партнерства.

VII. Основные результаты реализации Стратегии

Ожидаемым результатом реализации настоящей Стратегии должно стать развитие межгосударственной интеграции, обеспечивающей формирование благоприятных и доверительных условий за счет повышения эффективности функционирования создаваемой государствами-членами интегрированной системы для осуществления межгосударственного информационного взаимодействия с использованием имеющих юридическую силу электронных документов, в том числе путем повышения оперативности при реализации общих процессов в рамках Союза.

В результате реализации настоящей Стратегии должна быть создана необходимая основа для обеспечения законных прав граждан, организаций и органов государственной власти государств-членов при использовании ими трансграничного электронного документооборота, а также должны быть решены задачи по созданию правовых, организационных и технических механизмов, направленных на повышение доверия при межгосударственном электронном взаимодействии.

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим и не подлежащим применению пункта 14 Постановления Совмина РСФСР от 04.02.1991 N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера">
(ред. от 16.08.2011) "О Положении о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров"
"О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование информационно-справочного перечня пунктов пропуска через внешнюю границу Евразийского экономического союза" (вместе с "Правилами информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование информационно-справочного перечня пунктов пропуска через внешнюю границу Евразийского экономического союза", "Регламентом информационного взаимодействия между уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза и Евразийской экономической комиссией при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование информационно-справочного перечня пунктов пропуска через внешнюю границу Евразийского экономического союза", "Описанием форматов и структур электронных документов и сведений, используемых для реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование, ведение и использование информационно-справочного перечня пунктов пропуска через внешнюю границу Евразийского экономического союза", "Порядком присоединения к общему процессу "Формирование, ведение и использование информационно-справочного перечня пунктов пропуска через внешнюю границу Евразийского экономического союза")
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10>
Ошибка на сайте