Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 28.04.2014 N АКПИ14-293

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 апреля 2014 г. N АКПИ14-293

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,

при секретаре С.А.,

с участием прокурора Коробкова Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.И. о признании недействующим абзаца второго пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы (далее - Правила). Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации, 2006 г., N 13.

С.И., являющийся инвалидом II группы вследствие радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, оспорил в Верховном Суде Российской Федерации абзац второй пункта 16.2 Правил, согласно которому право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 Правил.

Заявитель считает, что оспариваемая норма в той мере, в какой она ограничивает размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты (не менее 18 кв. метров), при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного жилищного обеспечения приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, что не соответствует постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 17-П. Ссылается на то, что на основании оспариваемого положения ему было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата, вследствие чего он лишен возможности улучшить свои жилищные условия.

С.И. в судебное заседание, о котором извещен надлежащим образом, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России), уполномоченное представлять интересы Правительства Российской Федерации - заинтересованного лица по делу, в письменных возражениях на заявление указало, что Правила утверждены высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации в пределах предоставленных полномочий, абзац второй пункта 16.2 Правил в оспариваемой части не лишает граждан социальных гарантий.

Обсудив доводы заявителя, выслушав возражения представителя заинтересованного лица Н., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

С.И., являющийся инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы, относится к категории граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 названного Федерального закона, вследствие чего имеет право на получение в рамках подпрограммы социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке и на условиях, которые установлены Правилами.

Гражданам - участникам подпрограммы социальная выплата на приобретение жилья предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади, определенного пунктом 16 этих Правил для семей разной численности.

В силу абзаца первого пункта 16.2 размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 Правил, и общей площадью принадлежащего на праве собственности гражданину - участнику подпрограммы жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.

Нормативное положение пункта 16.2 Правил, предоставляющее право на получение сертификата при условии, если принимаемый для расчета размер общей площади составляет не менее 18 кв. метров, установлено Правительством Российской Федерации в соответствии с его дискреционными полномочиями, предоставленными федеральным законом.

Сертификат может быть выдан без учета общей площади жилого помещения, находящегося в собственности гражданина - участника подпрограммы и (или) членов его семьи, если ими будет принято обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилых помещений) в государственную или муниципальную собственность (подпункт "в" пункта 16.1 Правил).

Приведенный порядок расчета размера социальной выплаты применяется в равной мере в отношении всех участников подпрограммы, включая инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий. Следовательно, довод заявителя о том, что оспариваемая им правовая норма приводит к необоснованным различиям в объеме социальных прав граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, является необоснованным.

Нельзя согласиться и с тем, что абзац второй пункта 16.2 Правил лишает заявителя возможности улучшить свои жилищные условия. Данная правовая норма позволяет, выполнив условия, предусмотренные подпунктом "в" пункта 16.1 Правил, получить социальную выплату в размере, исчисленном исходя из норматива, установленного пунктом 16 Правил для семей разной численности.

Нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которым был бы установлен иной порядок расчета социальной выплаты и которому противоречило бы оспариваемое положение Правил, не имеется.

Ссылка заявителя на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 17-П лишена правового основания, поскольку в данном постановлении выражена правовая позиция о необоснованности дифференциации уровня социальной защиты инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Оспариваемая же по настоящему делу правовая норма, вопреки утверждению заявителя, не приводит к какой-либо дифференциации объема социальных прав граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и имеющих право на получение социальной выплаты в размере и порядке, определенных пунктами 12 - 16.3 Правил.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления С.И. о признании недействующим абзаца второго пункта 16.2 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.К.ТОЛЧЕЕВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.2009 N 603 "О повышении в 2009 году денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти">
<О признании частично недействительными (незаконными) отдельных положений Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 14.12.1999 N 1038>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 7 Порядка принятия декларации о соответствии и ее регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 766>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими абзацев восьмого, пятнадцатого и восемнадцатого пункта 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861>
Ошибка на сайте