Решение ВАС РФ от 28.10.2011 N ВАС-11781/11
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2011 г. N ВАС-11781/11
Резолютивная часть решения объявлена 24.10.2011
Полный текст решения изготовлен 28.10.2011
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Лобко В.А., судей Весеневой Н.А. и Киреева Ю.А. при ведении протокола помощником судьи Курдыбан И.В. рассмотрел в открытом судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Брокерская инвестиционная компания "Кенинг" о признании недействующим пункта 2.3 приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 19.11.2009 N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг" в части, устанавливающей, что в случае представления отчетности в бумажной форме и в электронной форме на магнитных носителях (дискетах, компакт-дисках) датой представления отчетности считается дата ее поступления в территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам.
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Брокерская инвестиционная компания "Кенинг" - Панкратов Дмитрий Владимирович по доверенности от 21.07.2011 N 23Ю-2011, Панкратов Владимир Егорович по доверенности от 21.07.2011 N 23Ю-2011;
от Федеральной службы по финансовым рынкам (заинтересованное лицо) - Медведев Андрей Валериевич по доверенности от 14.04.2011 N 11-ДП-05/8722.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Брокерская инвестиционная компания "Кенинг" (далее - общество "Брокерская инвестиционная компания "Кенинг") обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующим пункта 2.3 приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 19.11.2009 N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг" в части, устанавливающей, что в случае представления отчетности в бумажной форме и в электронной форме на магнитных носителях (дискетах, компакт-дисках) датой представления отчетности считается дата ее поступления в территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам, как не соответствующего пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) и статье 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
Общество "Брокерская инвестиционная компания "Кенинг" в судебном заседании свое заявление поддержало, полагает, что оспариваемое положение приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 19.11.2009 N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг" противоречит пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса, которым установлено, что документы, сданные в организацию связи до двадцати четырех часов последнего срока, считаются сданными в срок. По мнению заявителя, оспариваемое положение приказа не соответствует и статье 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете", определяющей, что днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
Заявитель также полагает, что в нарушение требований Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг) вышеназванный приказ издан Федеральной службой по финансовым рынкам с превышением полномочий.
Представитель Федеральной службы по финансовым рынкам в отзыве и в своем выступлении против заявления общества "Брокерская инвестиционная компания "Кенинг" возразил, просил в его удовлетворении отказать, пояснил, что приказ от 19.11.2009 N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг" издан Федеральной службой по финансовым рынкам в пределах полномочий, установленных Законом о рынке ценных бумаг; оспариваемое положение приказа обусловлено необходимостью мониторинга рынка ценных бумаг и осуществления контроля над деятельностью его профессиональных участников и не может быть признано не соответствующим положениям пункта 2 статьи 194 Гражданского кодекса и статьей 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете", регулирующим иные отношения.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт.
Как следует из материалов дела, Федеральной службой по финансовым рынкам 19.11.2009 издан приказ N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг", зарегистрированный в Министерстве юстиции Российской Федерации 31.12.2009 за номером 15934 (далее - приказ). Приказ опубликован в Российской газете, выпуск от 26.01.2010 N 14.
Приказом установлены сроки и порядок представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг, состав которой определен в приложении N 2 к Положению об отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, утвержденному совместным Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг и Министерства финансов Российской Федерации от 11.12.2001 N 33/109н, в территориальные органы Федеральной службы по финансовым рынкам, соответствующие месту нахождения профессиональных участников.
Приказ предусматривает возможность представления отчетности в бумажной форме, в электронной форме на магнитных носителях (дискетах, компакт-дисках) или в форме электронного документа с электронной цифровой подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через сеть Интернет.
Пунктом 2.3 упомянутого приказа предусмотрено, что в случае представления отчетности в бумажной форме и в электронной форме на магнитных носителях (дискетах, компакт-дисках) датой представления отчетности считается дата ее поступления в территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам, а в случае представления отчетности в форме электронного документа с электронной цифровой подписью - дата ее поступления, указанная в электронном документе с электронной цифровой подписью, отправленного в адрес профессионального участника и подтверждающего ее получение.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг является Федеральная служба по финансовым рынкам.
Положением о Федеральной службе по финансовым рынкам, действовавшим на момент издания приказа, и действующим в настоящее время Положением (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.08.2011 N 717) Федеральная служба по финансовым рынкам осуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности).
Согласно статье 38 Закона о рынке ценных бумаг регулирование рынка ценных бумаг осуществляется государством путем установления в том числе обязательных требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов; создания системы защиты прав владельцев и контроля за соблюдением их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг; запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.
Согласно статье 40 Закона о рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг является федеральным органом исполнительной власти по контролю за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг через определение порядка их деятельности и по определению стандартов эмиссии ценных бумаг.
Пунктом 26 статьи 30 Закона о рынке ценных бумаг установлено, что порядок и сроки предоставления отчетов профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, то есть Федеральной службой по финансовым рынкам.
Таким образом, издавая приказ от 19.11.2009 N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг", Федеральная служба по финансовым рынкам действовала в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
Согласно статье 39 Закона о рынке ценных бумаг федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг контролирует деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Одним из элементов такого контроля, в целях защиты прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, является функционирование системы обязательной и систематической отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Для каждого из видов деятельности на рынке ценных бумаг установлена обязанность профессионального участника представлять отчетность в порядке, в объеме и в сроки, предусмотренные нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Положения оспариваемого заявителем приказа распространяются на профессиональных участников рынка ценных бумаг, деятельность которых подлежит лицензированию и контролю со стороны государства.
Отношения между профессиональными участниками рынка ценных бумаг и Федеральной службой по финансовым рынкам как регулятором финансовых рынков носят административный характер.
В силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Учитывая изложенное, поскольку иное действующим законодательством о рынке ценных бумаг не предусмотрено, положения пункта 2 статьи 194 Гражданского кодекса к спорным отношениям неприменимы.
Довод заявителя о несоответствии оспариваемого положения приказа статье 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете", устанавливающей, что днем представления организацией бухгалтерской отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения, суд находит несостоятельным.
Исходя из объекта бухгалтерского учета и основных задач бухгалтерского учета, определенных Федеральным законом "О бухгалтерском учете", нормы названного Федерального закона не регулируют отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, при обращении иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных федеральными законами, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Эти регулируются специальным законом - Законом о рынке ценных бумаг и иными нормативными правовыми актами в сфере финансовых рынков.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения заявления общества "Брокерская инвестиционная компания "Кенинг" не имеется.
Расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 101, 110, 167 - 170, 176, 191 - 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
решил:
признать пункт 2.3 приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 19.11.2009 N 09-49/пз-н "О порядке и сроках представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг" в части, устанавливающей, что в случае представления отчетности в бумажной форме и в электронной форме на магнитных носителях (дискетах, компактных дисках) датой представления отчетности считается дата ее поступления в территориальный орган Федеральной службы по финансовым рынкам, соответствующим пункту 2 статьи 194 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 15 Федерального закона "О бухгалтерском учете".
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Брокерская инвестиционная компания "Кенинг" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть пересмотрено в порядке надзора по правилам главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
В.А.ЛОБКО
Судья
Н.А.ВЕСЕНЕВА
Судья
Ю.А.КИРЕЕВ