Решение Верховного Суда РФ от 13.11.2007 N ГКПИ07-1029
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2007 г. N ГКПИ07-1029
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре Гудковой Е.Ю.,
с участием прокурора Федотовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению З. о признании недействующим пункта 10 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 15.10.2007) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы",
установил:
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее по тексту - Правила) в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Пунктом 10 Правил установлено, что в общую продолжительность военной службы (службы) включается суммарная продолжительность военной службы по контракту и призыву, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
З. обратился в суд с заявлением о признании недействующим пункта 10 Правил в части распространения данного положения на граждан, уволенных из органов внутренних дел, содержащихся за счет средств федерального бюджета по достижении предельного возраста, состояния здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в федеральных органах исполнительной власти по последнему месту службы и имеющему выслугу (общую продолжительность службы) в органах внутренних дел 10 лет и более, включенных в список кандидатов на получение жилищных сертификатов до 20.11.2003.
Полагает, что пункт 10 Правил противоречит статье 40 Конституции РФ, статье 30 Закона от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", Положению о службе в органах внутренних дел, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ N 4202-1 от 23.12.1992, Указу Президента РФ N 825 от 28.06.1999, Постановлению Правительства РФ N 1095 от 29.09.1999, Постановлению Правительства РФ N 865 от 31.12.2005, Постановлению Правительства РФ N 675 от 17.09.2001 и нарушает его право на получение государственного жилищного сертификата, т.к. в нем предусмотрен иной порядок подсчета общей продолжительности службы, чем был ранее, и отличный от порядка подсчета выслуги лет (стажа службы), установленного другими нормативными актами.
В судебном заседании представитель заявителя З. поддержал заявленные требования и пояснил, что на основании ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 19.03.2002 N 168 с 2001 г. заявитель был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на очередь для получения жилья, в 2003 г. включен в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов по ГУВД Красноярского края, в мае 2003 года признан инвалидом третьей группы и уволен со службы по состоянию здоровья с должности, финансируемой из федерального бюджета.
В связи с принятием Постановления Правительства РФ от 20.11.2003 N 700 и Постановления Правительства РФ от 07.10.2004 N 522, изменивших порядок исчисления общей продолжительности службы при решении вопроса о выдаче жилищного сертификата, решением жилищной комиссии был исключен из списка на получение жилищного сертификата.
Представители Правительства РФ Тычкова С.Г. и Гожин О.В. возражали против удовлетворения требований заявителя, считая их необоснованными.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд РФ находит заявление З. необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" установлено, что сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность (в ред. Федеральных законов от 31.03.1999 N 68-ФЗ, от 29.12.2000 N 163-ФЗ).
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии со статьей 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение, формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" Правительству Российской Федерации поручено утвердить порядок выдачи и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим и некоторым другим категориям граждан.
По поручению Президента Российской Федерации от 2 ноября 1997 г. N Пр-1777 Правительством Российской Федерации 20 января 1998 г. принято Постановление N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты", которым утверждена федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты". Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102 Программе придан статус президентской.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений, а также членов их семей является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (п. 1). Пунктом 2 Указа на эту категорию лиц распространено действие президентской программы "Государственные жилищные сертификаты".
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" включена в состав Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.
В настоящее время реализуется Подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством "ФЦП" "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 865.
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовыми актами и на основании предоставленных полномочий Правительство Российской Федерации в целях реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы" 21 марта 2006 года приняло Постановление N 153, которым утвердило оспариваемые заявителем Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" ФЦП "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Постановление Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 официально опубликовано в установленном действующим законодательством порядке в "Собрании законодательства Российской Федерации" - 27 марта 2006 года (N 13, ст. 1405), в "Российской газете" - 5 апреля 2006 года (N 69).
Таким образом, оспариваемое заявителем Постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые им положения пункта 10 Правил противоречат ст. 40 Конституции РФ, ст. 30 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", нельзя признать обоснованными, поскольку указанными нормативными правовыми актами не устанавливается право на получение жилищного сертификата и не конкретизируется порядок и условия предоставления.
Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 и Постановления Правительства РФ от 29 сентября 1999 г. N 1095, принятого во исполнение данного Указа, такая форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем, как предоставление за счет средств федерального бюджета субсидий на приобретение жилья, распространена не на всех сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а только на увольняемых и уволенных со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Право на получение сертификата в соответствии с пунктом 5 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых военнослужащим, увольняемым с военной службы, сотрудникам органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, увольняемым со службы, гражданам, уволенным с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также гражданам, подлежащим переселению из закрытых и обособленных военных городков, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 351, имеют сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, увольняемые со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более (увольняемые или уволенные со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями).
Для включения в список на получение сертификатов сотрудник органов внутренних дел обязан был представить наряду с другими документами справку о финансировании подразделения, в котором проходит (проходил) службу (п. 24 "д").
Аналогичные положения содержались и в подпункте "б" пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2002 N 168.
Пунктом 6 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 522, установлено, что в общую продолжительность службы включается суммарная продолжительность службы в органах внутренних дел Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета.
Из содержания приведенных правовых норм следует, что при наличии прочих условий обязательным условием для участия в Федеральной целевой программе сотрудников органов внутренних дел, увольняемых со службы, и граждан, уволенных из органов внутренних дел, является увольнение со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, финансируемых за счет средств федерального бюджета, при наличии общей продолжительности службы в этих органах не менее 10 лет. При этом указанными нормативными актами не предусматривалась возможность зачета в общую продолжительность службы в органах внутренних дел, необходимую для получения субсидии, периодов работы в иных органах внутренних дел, не содержащихся за счет средств федерального бюджета, служба в которых не давала права на участие в подпрограмме.
На основании изложенного суд не может согласиться с утверждением заявителя о том, что Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 825 не предусматривает зависимости права на получение жилья и жилищных сертификатов от вида подразделений органов внутренних дел, в которых проходил службу сотрудник.
Пунктом 1 оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Между тем согласно статье 7 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета (статья 8 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1), а милиция общественной безопасности, как следует из статьи 9 указанного Закона, финансируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.
Следовательно, не все подлежащие увольнению и уволенные сотрудники милиции имеют право на такую форму обеспечения граждан жильем, как предоставление субсидий за счет средств федерального бюджета.
Заявитель ссылался на то, что порядок исчисления общей продолжительности службы в органах внутренних дел Российской Федерации, установленный пунктом 10 Правил, не соответствует порядку исчисления общей продолжительности службы, установленному федеральным законодательством, согласно которому в общий стаж службы засчитываются все периоды прохождения службы в любом подразделении органов внутренних дел, и неправомерно ограничивает перечень лиц, имеющих право на получение жилищного сертификата.
Этот довод заявителя не может быть признан обоснованным, поскольку порядок исчисления общей продолжительности службы, предусмотренный пунктом 10 Правил, установлен для определения права на получение жилищного сертификата, в то время как Федеральным законом "О системе государственной службы РФ", Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Положением о службе в органах внутренних дел порядок исчисления общей продолжительности службы установлен для иных целей.
Доводы заявителя о противоречии оспариваемой нормы подпункту "б" пункта 5 Правил выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2002 N 168, основанием для удовлетворения заявления не являются, поскольку суд в порядке абстрактного нормоконтроля проверяет соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и, кроме того, данное Постановление утратило силу в связи с последовательной отменой его частей Постановлениями Правительства РФ от 07.10.2004 N 522, от 21.03.2006 N 153.
Тот факт, что заявитель на основании оспариваемого акта был снят с очереди на получение жилищного сертификата, также не может служить основанием к удовлетворению заявления, поскольку выдача жилищного сертификата является лишь одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем, установленной для сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Право и порядок обеспечения сотрудников милиции жилой площадью регламентированы статьей 30 Закона Российской Федерации "О милиции".
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что предусмотренных п. 2 ст. 253 ГПК РФ оснований для признания пункта 10 Правил в указанной части недействующим не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления З. отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА