Решение Верховного Суда РФ от 23.08.1999 N ГКПИ99-630
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 23 августа 1999 г. N ГКПИ 99-630
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Чернявского Виталия Андреевича и Балабан Елены Сергеевны о признании недействительным Постановления Минтруда России от 4 ноября 1992 года N 29 "Об утверждении разъяснения "О доплатах гражданам, работающим в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС" и компенсации морального вреда,
установил:
Чернявский В.А. и Балабан Е.С. обратились в Верховный Суд России с жалобой о признании недействительным Постановления Минтруда России от 4 ноября 1992 года N 29 "Об утверждении разъяснения "О доплатах гражданам, работающим в регионах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС".
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года снижение размера ежемесячных денежных компенсаций, зависящих от времени работы в зоне с правом на отселение, признано нарушающим конституционно - правовую обязанность государства по возмещению вреда, причиненного Чернобыльской катастрофой. Заявители работают в зоне с правом на отселение сокращенный рабочий день.
Действующее законодательство предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.
Как указывают заявители, оспариваемый нормативный акт для многих категорий граждан, работающих с сокращенной продолжительностью рабочего времени, ввел уменьшенный объем выплат ежемесячной денежной компенсации за работу в зоне с правом на отселение.
Применение данного Постановления на практике является нарушением конституционных норм, повлекшим ограничение прав заявителей.
Поскольку оспариваемым Постановлением ущемлены их права и причинен ущерб неимущественным правам, заявители также ставят вопрос о компенсации морального вреда. Чернявский В.А. и Балабан Е.С. о дне слушания дела извещены, в суд не явились.
Представители заинтересованного лица Минтруда России Панин С.А. и Борисов М.А. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что разъяснение от 4 ноября 1992 года N 3 "О доплатах гражданам, работающим в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС" принято в соответствии с Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Соответствующий размер компенсационной выплаты, установленный законом, предусматривается в случае, когда продолжительность работы составляет не менее нормы рабочего времени, установленной действующим трудовым законодательством, т.е. 40 часов в неделю, а в случае выполнения работы с вредными или тяжелыми условиями труда - с учетом сокращенного рабочего дня.
Размер компенсационной выплаты устанавливается пропорционально отработанному времени при работе по трудовому договору на условиях неполной продолжительности рабочего времени, когда оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
Представитель Минфина России Янина Н.Г. просила суд в удовлетворении требований Чернявскому В.А. и Балабан Е.С. отказать. Данное Минтрудом России разъяснение не ограничивает права граждан на возмещение ущерба.
Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" связывает компенсационные выплаты, установленные п. 5 статьи 18, п. 2 статьи 19 и п. 3 статьи 20, с фактом работы гражданина на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Условия работы граждан на территории с определенным уровнем радиационного загрязнения одинаковы, однако вред, причиненный их здоровью, не одинаков, что зависит от продолжительности воздействия негативных факторов, т.е. от времени работы на загрязненной территории, и, следовательно, не могут быть одинаковы потребности в дополнительных расходах в связи с причинением вреда здоровью.
Поскольку Федеральный закон "Об использовании атомной энергии" регулирует отношения, возникающие при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях, то на правоотношения, регулируемые п. 5 ст. 18, п. 2 ст. 19 и п. 3 ст. 20 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", не распространяется, т.к. указанные статьи "чернобыльского" Закона устанавливают выплаты, выступающие в качестве мер социальной защиты в связи с последствиями работы на территории с радиоактивным загрязнением.
Представители Минюста России Соловьева Л.В. и Чижикова Т.Ю. пояснили в суде, что Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в п. 5 ст. 18, п. 2 ст. 19, п. 3 ст. 20 установил ежемесячную денежную компенсацию гражданам, работающим в соответствующих зонах.
Размер компенсации зависит только от времени проживания в соответствующих зонах. При этом размер выплаты определяется в процентах к установленному законом минимальному размеру оплаты труда и не ставится в зависимость от количества отработанного времени.
При таких обстоятельствах предусмотренное разъяснением Минтруда России от 4 ноября 1992 года N 3 указание на то, что денежные доплаты производятся "за фактически отработанное время", является неправомерным.
МЧС России о дне слушания дела извещено, в суд своего представителя не направило, в письменном отзыве по жалобе сообщило, что в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 года N 193 функции МЧС России по социальной защите граждан, пострадавших в результате радиационных аварий и катастроф или принимавших участие в ликвидации их последствий, возложены на Минтруд России.
Выслушав объяснения представителей Минтруда России Панина С.А., Борисова М.А., Минфина России Яниной Н.Г., Минюста России Соловьевой Л.В., Чижиковой Т.Ю., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей жалобу оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как установлено в судебном заседании, Министерство труда Российской Федерации 4 ноября 1992 года приняло Постановление N 29 "Об утверждении разъяснения "О доплатах гражданам, работающим в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС".
Постановление согласовано с Государственным комитетом Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф, и Министерством финансов Российской Федерации.
Данный акт зарегистрирован в Минюсте России 10 ноября 1992 года N 82.
Согласно разъяснению гражданам, работающим в населенных пунктах, относящихся к зонам отселения, с правом на отселение или с льготным социально - экономическим статусом, в соответствии с п. 5 ст. 18, п. 2 ст. 19, п. 3 ст. 20 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 18 июня 1992 года), установлены денежные доплаты, которые производятся предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм их собственности за фактически отработанное время, а также за время нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске и в других случаях, когда по действующему законодательству за работниками сохраняется средний заработок.
Согласно п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с правом на отселение, гарантируется ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны независимо от организационно - правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от времени проживания, работы (в процентах к установленному законом минимальному размеру оплаты труда):
с 26 апреля 1986 года - в размере 200 процентов;
с 1 января 1987 года - в размере 100 процентов;
с 1 января 1991 года - в размере 50 процентов.
Денежные выплаты предусмотрены также гражданам, работающим в населенных пунктах с льготным социально - экономическим статусом или относящихся к зонам отселения (п. 2 ст. 19 и п. 3 ст. 20 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
Таким образом, Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" связывает компенсационные выплаты, предусмотренные в п. 5 ст. 18, п. 2 ст. 19, п. 3 ст. 20 с фактом работы гражданина на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.
Соответствующий размер компенсационной выплаты, установленный Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривается, когда продолжительность работы составляет установленную законом норму рабочего времени.
Действующее трудовое законодательство устанавливает нормальную продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю, а для работников на работах с вредными условиями труда - с учетом сокращенной продолжительности рабочего времени. Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена законом также для работников моложе восемнадцати лет.
Как пояснил в судебном заседании представитель Минтруда России, в этих случаях граждане получают ежемесячную денежную компенсацию в установленном законом размере.
Ежемесячная денежная компенсация выплачивается пропорционально отработанному времени при работе по трудовому договору на условиях неполной продолжительности рабочего времени, когда оплата труда производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки.
Следовательно, оспариваемый нормативный акт не противоречит требованиям ст. 15 Федерального закона "Об использовании атомной энергии", которая в соответствии с конституционными принципами предусматривает возмещение в полном объеме вреда, причиненного радиационным воздействием.
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы заявителей о том, что оспариваемый нормативный акт уменьшает объем ежемесячной денежной компенсации гражданам, работающим с сокращенной продолжительностью рабочего времени.
Положением о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации предусмотрено право Министерства принимать в соответствии с законодательством Российской Федерации постановления и давать разъяснения по применению нормативных правовых актов в области труда, занятости и социальной защиты населения.
Как разъяснено в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения о признании нормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Поскольку оспариваемый нормативный акт соответствует действующему законодательству, принят федеральным органом исполнительной власти в пределах его полномочий и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, поданная жалоба не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Чернявского Виталия Андреевича и Балабан Елены Сергеевны о признании недействительным Постановления Минтруда России от 4 ноября 1992 года N 29 "Об утверждении разъяснения "О доплатах гражданам, работающим в районах, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате аварии на Чернобыльской АЭС" и компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней после вынесения судом решения в окончательной форме.