Решение Верховного Суда РФ от 16.03.2001 N ГКПИ01-606
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2001 г. N ГКПИ 01-606
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Кабанова Юрия Дмитриевича о признании незаконными ч. 1 пункта 1.5 и пунктов 5.3 и 5.4 "Временного порядка ввоза товаров на территорию Калининградской области и вывоза товаров с территории Калининградской области", утвержденного распоряжением ГТК РФ от 17 августа 1998 г. N 01-14/893,
установил:
Кабанов Ю.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункты Временного порядка, предусматривающие необходимость таможенного оформления произведенных на территории Калининградской области и вывозимых на остальную территорию Российской Федерации товаров, не соответствуют требованиям Конституции Российской Федерации о равенстве всех граждан перед законом.
Калининградская область является территорией Российской Федерации, а поэтому перемещение с ее территории товара в другие регионы России при условии его таможенного оформления и уплаты таможенного сбора за это нарушает, по сравнению с другими регионами, права физических и юридических лиц Калининградской области и ставит их в неравное положение с ними.
До издания обжалуемого распоряжения процедура оформления и перевозки товаров ничем не отличалась от процедуры на остальной территории Российской Федерации. Полагает, что удовлетворение его жалобы снимет с него и других хозяйствующих субъектов Калининградской области обязанность по декларированию товаров, произведенных в этой области и перемещаемых из нее в другие регионы России, и устранит допущенное неравенство этих субъектов перед такими же субъектами других регионов.
В судебном заседании представители заявителя Полленский О.В., Лунев В.А. и адвокат Патрин Д.Г. в его интересах жалобу поддержали.
Представители Государственного таможенного комитета РФ Наумов А.А., Друшляков А.А. и Лазарева Е.С. и Министерства юстиции РФ Ахвердиева Л.Р. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты распоряжения ГТК РФ полностью соответствуют Федеральному закону "Об особой экономической зоне в Калининградской области" от 22 января 1996 г. и Таможенному кодексу РФ и каких-либо оснований для признания их незаконными не имеется.
Выслушав объяснения представителей заявителя и адвоката Патрина Д.Г. в его же интересах, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Белан М.Г., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона "Об особой экономической зоне в Калининградской области" товары, произведенные в Особой экономической зоне (что подтверждается сертификатом о происхождении товара) и ввозимые на остальную часть таможенной территории Российской Федерации, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других таможенных платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров (кроме таможенных сборов).
Как установлено судом, Государственным таможенным комитетом РФ в целях реализации положений вышеприведенного Федерального закона 17 августа 1998 г. было издано распоряжение, которым утвержден "Временный порядок ввоза товаров на территорию Калининградской области и вывоза товаров с ее территории". Пунктами 1.5, 5.3 и 5.4 этого Временного порядка предусмотрено, что при вывозе с территории Особой экономической зоны в Калининградской области товары подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю при перемещении на остальную часть таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенными режимами, установленными для товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ.
В отношении этих товаров таможенные пошлины и другие платежи не взимаются, меры экономической политики не применяются.
Таможенные сборы за таможенное оформление взимаются согласно установленному порядку.
Декларант представляет в таможенный орган грузовую таможенную декларацию и другие необходимые для таможенных целей документы, предусмотренные нормативными актами ГТК России.
По утверждению представителей заинтересованных лиц, предусмотренная оспариваемыми пунктами Временного порядка обязанность хозяйствующих субъектов Особой экономической зоны по таможенному оформлению вывозимых с ее территории товаров на остальную часть таможенной территории России с уплатой таможенного сбора за такое оформление вытекает из содержания п. 3 ст. 7 Федерального закона "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", а также ст. ст. 126, 168 Таможенного кодекса РФ, в связи с чем оспариваемые пункты Временного порядка охраняемых законом прав заявителя не нарушают.
Это утверждение представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуто. Не представлено каких-либо убедительных данных в его опровержение и представителями заявителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что положения, содержащиеся в оспариваемых пунктах Временного порядка, требованиям действующего законодательства Российской Федерации, в том числе и Конституции РФ, не противоречат и каких-либо правовых оснований для признания их незаконными не имеется.
Довод заявителя о том, что оспариваемые пункты Временного порядка нарушают положения Конституции РФ о равенстве прав граждан, независимо от их места проживания, и неправомерно ограничивают их права на свободное перемещение товаров в пределах Российской Федерации, не может быть принят во внимание, поскольку он не основан на законе.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Федеральным законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области" в целях таможенного контроля и экономической безопасности Российской Федерации предусмотрена обязанность хозяйствующих субъектов этой зоны по таможенному оформлению ввозимых на остальную таможенную территорию РФ товаров, что нашло отражение и в оспариваемых пунктах Временного порядка.
Следовательно, содержащиеся в указанных пунктах Временного порядка положения об ограничении прав хозяйствующих субъектов Особой экономической зоны при ввозе ими товаров на остальную территорию РФ, в части необходимости их таможенного оформления и уплаты таможенных сборов, основаны на Федеральном законе и в связи с этим согласуются с требованиями Конституции РФ.
В противном случае, по мнению суда, установленный в Особой экономической зоне особый, льготный, по сравнению с общим, режим инвестиций и предпринимательской деятельности, а также освобождение товаров, ввозимых из других стран в эту экономическую зону, от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при таможенном оформлении товаров, не позволил бы обеспечить необходимый таможенный контроль за ввозимыми с данной территории товарами, произведенными в третьих странах, на остальную территорию Российской Федерации.
Ссылка заявителя на то, что до издания обжалуемого Временного порядка процедура оформления и перевозки товаров ничем не отличалась от процедуры оформления на остальной территории России, также не может служить основанием к удовлетворению жалобы, поскольку ранее действовавший порядок оформления и перевозки товаров из свободной экономической зоны противоречил требованиям Федерального закона "Об Особой экономической зоне...".
С изданием же Государственным таможенным комитетом РФ распоряжения об утверждении оспариваемого Временного порядка процедура оформления и перевозки товаров из указанной экономической зоны правомерно приведена в соответствие с названным выше Федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ТК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Кабанова Юрия Дмитриевича о признании незаконными ч. 1 пункта 1.5 и пунктов 5.3 и 5.4 "Временного порядка ввоза товаров в Калининградскую область и вывоза товаров из Калининградской области", утвержденного распоряжением Государственного таможенного комитета от 17 августа 1998 г. N 01-14-893, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.