Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 10.03.2000 N ГКПИ00-134

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 10 марта 2000 г. N ГКПИ 00-134

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе О. о признании недействительным абзаца 2 подпункта "г" пункта 7 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц",

установил:

О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что пункт 7 Инструкции в оспариваемой части не соответствует требованиям Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" (ч. 2 ст. 4 Закона).

В жалобе указывает, в частности, на то, что названный выше Закон не предусматривает для получения налоговых льгот предоставление разрешения соответствующих органов, как это предусмотрено оспариваемым пунктом Инструкции, на использование жилого помещения в качестве творческой мастерской, ателье, студии и т.п.

Полагает, что собственник вправе осуществлять свои полномочия по владению, пользованию и распоряжению принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением самостоятельно по своему усмотрению и какого-либо разрешения на это соответствующих органов не требуется.

Считает, что предусмотренные в п. 7 Инструкции требования нарушают его право на пользование предоставленной Законом налоговой льготой.

В судебном заседании О. и его представитель Ш. жалобу поддержали, но при этом уточнили заявленное требование и просили признать недействительным абзац 2 пп. "г" пункта 7 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. N 54, а не аналогичный абзац пп. "г" п. 6 Инструкции Госналогслужбы Российской Федерации N 31 от 30 мая 1995 г., которая с принятием новой Инструкции признана утратившей силу.

Представители Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Короткова Л.А., Ковнер Д.А. и Крыканова Л.Н. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что содержащееся в п. 7 Инструкции требование о представлении в налоговые органы разрешения на использование жилого помещения в качестве творческой мастерской с целью освобождения от уплаты налога за такое помещение закону не противоречит и прав заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения заявителя О. и его представителя Ш., представителей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Коротковой Л.А., Ковнера Р.А. и Крыкановой Л.Н., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Астафьева С.Т., полагавшего в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. "О налогах на имущество физических лиц" налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, - на период их такого использования.

Согласно пп. 3 пункта 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Как установлено судом, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам 2 ноября 1999 г. была принята Инструкция "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" N 54, согласно абзацу 2 подпункта "г" пункта 7 которой для получения льгот представляется справка, выданная соответствующим органом, дающим разрешение на использование сооружений, помещений или строений исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий и т.п.

По утверждению представителей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, представление соответствующей справки необходимо в качестве основания для получения налогоплательщиком налоговой льготы и каких-либо прав граждан - собственников строений и жилых помещений указанное требование Инструкции не нарушает.

Данное утверждение представителей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам материалами дела не опровергнуто.

Не представлено в его опровержение каких-либо данных и самим заявителем и его представителем.

При таких обстоятельствах, по мнению суда, правовых оснований для признания оспариваемого пункта Инструкции в указанной части недействительным не имеется.

Довод заявителя О. о том, что оспариваемый пункт Инструкции нарушает его права, предусмотренные жилищным и гражданским законодательством, не может быть признан обоснованным, поскольку данный пункт Инструкции какого-либо ограничения на пользование принадлежащим ему на праве собственности жилым домом не содержит. Имеющееся в нем требование о представлении соответствующей справки об использовании жилого помещения в качестве творческой мастерской его правомочий собственника не нарушает, а лишь устанавливает условие, при котором может быть реализована налоговая льгота.

Согласно пп. 1 пункта 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления налогов).

В силу п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" лица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 названного Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

С учетом этого деятели культуры, искусства и народные мастера - собственники имущества, имеющие право на льготу, предусмотренную п. 2 ст. 4 приведенного выше Закона, должны представлять в налоговые органы документы, подтверждающие их право на указанную льготу. В данном случае это должен быть документ, подтверждающий наличие специально оборудованного строения, помещения, сооружения, принадлежащего деятелю культуры, искусства и народному мастеру на праве собственности, и использование его исключительно в целях, указанных в Законе.

Как разъяснено в пп. "г" пункта 7 оспариваемой Инструкции, таким документом является справка, выданная соответствующим органом, дающим разрешение на использование деятелям культуры, искусства и народным мастерам помещений или строений в качестве творческих мастерских, ателье, студий и т.п., что не противоречит названному Закону и не нарушает права заявителя как собственника строения.

Другие доводы, на которые заявитель и его представитель ссылались в суде, также не могут служить основанием к удовлетворению жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу О. о признании недействительным абзаца 2 подпункта "г" пункта 7 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконными части 1 пункта 1.5, пунктов 5.3 и 5.4 Временного порядка ввоза товаров на территорию Калининградской области и вывоза товаров с территории Калининградской области, утв. распоряжением ГТК РФ от 17.08.1998 N 01-14/893>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим абзаца 3 пункта 3.1 Правил дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090>
"О внесении изменения в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 и об установлении ставки ввозной таможенной пошлины Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов конденсаторов"
<О признании недействующим подпункта "а" пункта 27 Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами, утв. Приказом Минтруда РСФСР от 22.11.1990 N 2>
Ошибка на сайте