Решение Верховного Суда РФ от 22.05.2015 N АКПИ15-344
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 22 мая 2015 г. N АКПИ15-344
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Романенкова Н.С.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению М.А. о признании недействующим пункта 15 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 декабря 2010 г. N 485,
установил:
приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 декабря 2010 г. N 485 утверждены Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов.
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный номер 19474, опубликован в "Российской газете" 19 января 2011 г.
Согласно пункту 15 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, на особо защитных участках лесов не допускается интродукция видов (пород) деревьев, кустарников, лиан, других лесных растений, которые не произрастают в естественных условиях в данном лесном районе.
Гражданин М.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 15 названного нормативного правового акта, ссылаясь на то, что он противоречит нормам Лесного кодекса Российской Федерации, нарушает его права, свободы и интересы, которые закреплены в части 2 статьи 3 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
В суде М.А., его представитель М.Е. поддержали заявленные требования, пояснив, что заявитель является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица с правом осуществления научно-исследовательской, образовательной и коммерческой деятельности в сфере лесоводства (дендрологии), приобрел в аренду лесной участок, который является опушкой леса, граничащей с безлесными пространствами, для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности. Однако Рослесхоз в нарушение действующего законодательства ввел незаконное ограничение по интродукции, издав оспариваемый нормативный правовой акт с превышением предоставленных ему полномочий.
Представители Федерального агентства лесного хозяйства М.Р., Министерства юстиции Российской Федерации Ч. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции федерального органа исполнительной власти и не нарушают прав заявителя.
Выслушав объяснения М.А., его представителя М.Е., представителей Рослесхоза М.Р., Минюста России Ч., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В зависимости от целевого назначения лесов, расположенных на землях лесного фонда, они подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов устанавливаются статьями 102 - 109 Лесного кодекса Российской Федерации. К особо защитным участкам лесов Лесной кодекс Российской Федерации относит опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами (пункт 2 части 3 статьи 102).
Определяя правовой режим особо защитных участков лесов, Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 4 статьи 107).
Таким органом в соответствии с Положением о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736, является Рослесхоз - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Лесной кодекс Российской Федерации в статьях 8, 81 устанавливает полномочия и компетенцию органов государственной власти в сфере лесных отношений, объектом которых является лесной фонд, участки лесного фонда, права пользования ими.
Согласно пункту 40 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся определение особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях особо охраняемых природных территорий;
Рослесхоз, реализуя полномочия в сфере регулирования лесных отношений, определил, что при воспроизводстве лесов на особо защитных участках лесов не допускается интродукция видов (пород) деревьев, кустарников, лиан, других лесных растений, которые не произрастают в естественных условиях в данном лесном районе. При этом Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, не содержат запрета осуществлять интродукцию видов деревьев на земельных участках, не относящихся к особо защитным участкам леса, а также видов деревьев, которые произрастают в данном лесном районе.
Следовательно, доводы заявителя о том, что оспариваемые положения нормативного правового акта в нарушение требований статьи 27 Лесного кодекса Российской Федерации ограничивают использование лесов, являются несостоятельными.
Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг). Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок (часть 2 статьи 3). Однако названный Федеральный закон не регламентирует лесные отношения, в частности, по использованию, охране земель, относящихся к особо защитным участкам лесов, имеющих особый правовой режим. Пункт 15 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, не устанавливает запрета на осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности как одного из видов использования лесов, предусмотренного Лесным кодексом Российской Федерации (статья 25).
Не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований ссылки заявителя на нормы Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий и запрещает интродукцию живых организмов на территориях государственных природных заповедников (пункт 1 статьи 9).
В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления М.А. о признании недействующим пункта 15 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в водоохранных зонах, лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, ценных лесов, а также лесов, расположенных на особо защитных участках лесов, утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14 декабря 2010 г. N 485, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца после вынесения судом решения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ