Решение Верховного Суда РФ от 05.03.2013 N АКПИ13-3
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2013 г. N АКПИ13-3
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,
при секретаре С.,
с участием прокурора Коробкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е. об оспаривании подпункта "н" пункта 52 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н,
установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 16 февраля 2010 г., регистрационный номер 16440, и опубликованным в "Российской газете" 5 марта 2010 г., утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция), определяющая порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование.
Согласно подпункту "н" пункта 52 Инструкции в общей части лицевого счета застрахованного лица указываются суммы начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов (абзац первый). Для лиц 1966 года рождения и старше с 1 января 2010 г. учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователями суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо (абзац второй). Для лиц 1967 года рождения и моложе с 1 января 2010 г. учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 10,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователями суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо (абзац третий).
Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, из содержания которого следует, что он просит признать недействующим абзац второй подпункта "н" пункта 52 Инструкции в части, предусматривающей для лиц 1966 года рождения и старше учет суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса начиная с 1 января 2010 г. В заявлении указано, что оспариваемое предписание противоречит подпункту 13 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в редакции Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ, и вопреки статьям 54, 55 и 57 Конституции Российской Федерации придало обратную силу закону, ухудшающему положение граждан. Инструкция в оспариваемой части ущемляет право заявителя на получение пенсии в полном объеме с 1 января по 30 июня 2010 г., поскольку на его лицевом счете за этот период были учтены страховые взносы в размере лишь 16% заработка, хотя тариф страховых взносов в 2010 г. составлял 20% налогооблагаемой базы.
В судебном заседании Е. просил удовлетворить требование по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Б. заявленное требование не признал, ссылаясь на отсутствие противоречия оспариваемой нормы действующему законодательству.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ч. полагала, что заявление Е. подлежит удовлетворению ввиду незаконности придания обратной силы законоположению, учитывающему для лиц 1966 года рождения и старше сумму страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., просившего заявленное требование удовлетворить, суд находит заявление Е. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из преамбулы Инструкции, она разработана в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон). Исходя из статьи 1 Закона индивидуальный лицевой счет застрахованного лица является документом, хранящимся в форме записи на машинных носителях информации, допускающей обработку с помощью средств вычислительной техники в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, содержащим предусмотренные Законом сведения о застрахованных лицах, включенные в информационные ресурсы Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статья 6 Закона, регулирующая вопросы индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в пункте 1 закрепляет, что на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный лицевой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разделов).
В числе сведений о застрахованных лицах, указываемых в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, подпункт 13 пункта 2 статьи 6 Закона называет сумму начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов, размер которой согласно статьям 14, 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" влияет на размер трудовой пенсии по старости.
Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (подпункт "а" пункта 2 статьи 12) редакция подпункта 13 пункта 2 статьи 6 Закона была изменена. Он был дополнен указанием на то, что для лиц 1966 года рождения и старше учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо; для лиц 1967 года рождения и моложе учитывается сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 10,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
При этом законодатель специально оговорил дату вступления в силу этих изменений - 1 июля 2010 г. (пункт 3 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ).
Следовательно, только с названной даты действует введенное Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ правовое регулирование, предусматривающее учет в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица 1966 года рождения и старше суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за данное застрахованное лицо.
Подпункт "н" пункта 52 Инструкции, дословно воспроизводя подпункт 13 пункта 2 статьи 6 Закона, в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, содержит в то же время указание на момент, начиная с которого учет суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии производится по установленному тарифу независимо от фактически уплаченной страхователем суммы страховых взносов за застрахованное лицо, - с 1 января 2010 г.
Таким образом, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия по утверждению инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, при указании в абзаце втором подпункта "н" пункта 52 Инструкции данной даты вышло за пределы своей компетенции, поскольку изменило определенную законодателем дату введения в действие нового правового регулирования.
В соответствии с частью второй статьи 253 ГПК РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Поскольку Инструкция неправомерно придала обратную силу законоположению, которое вступило в силу лишь с 1 июля 2010 г., оспариваемое предписание подлежит признанию недействующим со дня его вступления в силу.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Е. удовлетворить.
Признать недействующим со дня вступления его в силу абзац второй подпункта "н" пункта 52 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 987н, в части, предусматривающей для лиц 1966 года рождения и старше учет суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии по тарифу 16,0 процентных пункта тарифа страхового взноса начиная с 1 января 2010 г.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.Ю.ЗАЙЦЕВ