Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 13.08.2001 N ГКПИ2001-891

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 13 августа 2001 г. N ГКПИ 2001-891

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Продсервис" о признании незаконными (недействительными) пунктов 1, 2, 5, 6, 7 и 8 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркирования алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1023, а также подпункта "г" пункта 3 и пункта 4 Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1026 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19 июля 2001 года N 541),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Продсервис" осуществляет деятельность, связанную с закупкой, хранением и реализацией алкогольной продукции. Право ООО "Продсервис" на ведение указанной деятельности подтверждено лицензией и аттестатом аккредитации.

ООО "Продсервис" обратилось в Верховный Суд РФ с заявлением о признании незаконными (недействительными) пунктов 1, 2, 5, 6, 7, 8 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года N 1023, и пункта 35 Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 года N 1026.

В период нахождения дела в производстве суда ООО "Продсервис" поставило также вопрос о признании незаконным (недействительным) пункта 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2000 года N 1026. В связи с тем, что в данные Правила были внесены изменения Постановлением Правительства РФ от 19 июля 2001 года N 541, ООО "Продсервис", уточнив требования, просит признать незаконными (недействительными) подпункт "г" пункта 3 и пункт 4 в новой редакции.

ООО "Продсервис" считает, что положения, содержащиеся в пункте 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года N 1023, подпункте "г" пункта 3 и пункте 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1026 (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.07.2001 N 541), препятствуют перемещению товаров, ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие условия для одних хозяйствующих субъектов и благоприятные - для других субъектов. Ограничения, установленные этими пунктами, противоречат статье 8 Конституции РФ, статье 1 Гражданского кодекса РФ и статье 7 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Что касается пунктов 1, 5, 6, 7, 8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года N 1023, то, по мнению заявителя, они вводят сбор, не предусмотренный законом.

По делу в качестве заинтересованного лица привлечено Правительство РФ. Поручением от 4 июля 2001 года N АГ-П1-11688 Правительство РФ поручило представлять его интересы в суде Министерству финансов РФ и Министерству РФ по налогам и сборам.

Представители Минфина РФ Блажко Д.В. и Шилина В.В. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела 13 августа 2001 года были извещены под расписку при отложении дела 26 июля 2001 года. В письменном отзыве, ранее представленном в суд, представитель Минфина РФ Блажко Д.В. считает, что оспариваемые заявителем положения Правил не противоречат действующему законодательству, просит в удовлетворении заявления отказать.

Представители Министерства РФ по налогам и сборам Троицкая Т.Ю. и Иванова Г.Я. также просят отказать ООО "Продсервис" в удовлетворении заявления ввиду его необоснованности.

Выслушав объяснения представителя ООО "Продсервис" Волнухина Д.Н., поддержавшего заявленные обществом требования, представителей Министерства РФ по налогам и сборам Троицкой Т.Ю. и Ивановой Г.Я., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей в удовлетворении заявления ООО "Продсервис" отказать, суд находит заявление ООО "Продсервис" не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения.

Как установлено судом, Правила изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию утверждены Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года N 1023 во исполнение требований, предусмотренных пунктом 2 статьи 193 Налогового кодекса РФ.

В связи с Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 166-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" Правительство РФ Постановлением от 28 мая 2001 года N 419 внесло в Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2000 года N 1023 изменения: в частности, в заголовке, пункте 1 Постановления, в заголовке и пункте 1 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию, утвержденных указанным Постановлением, слова: "а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию" исключены.

Согласно пункту 2 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 года N 1023 (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.05.2001 N 419), маркировке региональными специальными марками подлежит алкогольная продукция, реализуемая с акцизных складов организаций, за исключением алкогольной продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации, и пива. На алкогольную продукцию должна быть нанесена марка того субъекта Российской Федерации, в котором эта продукция будет реализована через розничную сеть или общественное питание.

Вышеуказанное положение пункта 2 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции соответствует абзацу 7 пункта 2 статьи 193 Налогового кодекса РФ, согласно которому запрещается реализация алкогольной продукции в розничной торговле и общественном питании без маркировки федеральной и региональной специальными марками, а также с иной маркировкой.

Поскольку запрещение реализации алкогольной продукции без маркировки ее региональными специальными марками введено федеральным законом, положение пункта 2 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции не противоречит статье 1 Гражданского кодекса РФ и статье 7 Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".

Согласно пункту 5 статьи 197 Налогового кодекса РФ акцизные склады учреждаются организациями, признаваемыми налогоплательщиками, при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого территориальными органами Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации. Порядок выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, порядок их функционирования, а также состав осуществляемых в отношении их мер налогового контроля определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 7 статьи 197 Налогового кодекса РФ должностные лица акцизного склада обязаны соблюдать условия действия разрешения на учреждение акцизного склада, в том числе выполнять требования налоговых органов по обустройству указанного склада в соответствии с установленными требованиями (включая наличие приборов контроля за подлинностью специальных марок), обеспечению доступа сотрудников налоговых органов к товарам, хранящимся на складе, и представлению указанным сотрудникам безвозмездно оборудованных помещений и средств связи в целях обеспечения налогового контроля.

Установив в пункте 4 Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой, что разрешение на учреждение акцизного склада выдается при условии наличия приборов контроля подлинности специальных марок и наличия компьютерной системы учета движения алкогольной продукции, Правительство РФ действовало в соответствии с законом и в пределах своей компетенции.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Данная обязанность установлена и статьей 23 Налогового кодекса РФ.

При этом в силу статьи 45 Налогового кодекса РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок налоговым органом производится его взыскание за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Таким образом, в случае обращения взыскания на имущество должника (его оборудование, производственные и складские помещения) он будет лишен возможности производить либо реализовывать алкогольную продукцию.

Учитывая реальную возможность остановки деятельности организации - должника, вплоть до ее ликвидации в порядке процедуры банкротства, положение подпункта "г" пункта 3 и подпункта "а" пункта 4 Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой о том, что разрешение на учреждение акцизного склада выдается при отсутствии задолженности при уплате налогов, следует признать правомерным.

Поскольку согласно пункту 5 статьи 197 Налогового кодекса РФ порядок выдачи разрешений на учреждение акцизных складов определяется Правительством РФ, Правительство РФ было вправе установить в пункте 4 тех же Правил и специальные требования для организаций, учреждающих такие склады, в том числе установить ограничения по объемам оборота продукции.

Довод ООО "Продсервис" о том, что пунктами 1, 5, 6, 7, 8 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции незаконно установлены сборы в счет оплаты специальных марок, поскольку право на их установление принадлежит федеральному законодателю, суд считает необоснованным.

Согласно абзацу 6 пункта 2 статьи 193 Налогового кодекса РФ порядок изготовления и реализации региональных специальных марок определяется Правительством РФ.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 27 декабря 2000 года N 1023 "Об утверждении Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции" (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.05.2001 N 419) с целью определения изготовителя региональных специальных марок органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводят конкурс среди российских организаций, имеющих соответствующие лицензии.

Следовательно, организации - победители указанного конкурса будут осуществлять изготовление региональных специальных марок на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил изготовления и реализации специальных марок для маркировки алкогольной продукции марки приобретаются налогоплательщиками в управлении Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъекту Российской Федерации.

Таким образом, управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по субъектам Российской Федерации выступают посредниками между организациями - изготовителями региональных специальных марок и организациями - покупателями указанных марок.

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1023 письмом от 18 мая 2001 года N ВБ-6-19/400@ установило временный порядок движения денежных средств от реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции.

Так, установлено, что организации, имеющие разрешение на учреждение акцизного склада, до подачи заявки на изготовление региональных специальных марок перечисляют денежные средства в соответствующие управления МНС России по субъекту Российской Федерации для оплаты расходов за изготовление марок в пределах заявляемой потребности.

Вышеуказанные денежные средства зачисляются на лицевые счета балансового счета N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" и в пятидневный срок со дня поступления перечисляются российским организациям - победителям конкурса на основании заключенных договоров на изготовление региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции.

Поскольку денежные средства, уплачиваемые налогоплательщиками при покупке специальных региональных марок (не выше 0,5 руб.), предназначены для оплаты расходов организаций - изготовителей на изготовление, хранение, страхование и доставку марок до управлений МНС России по субъектам Российской Федерации, они не подпадают под понятие сбора, приведенного в пункте 2 статьи 8 Налогового кодекса РФ.

В соответствии с абзацем 5 пункта 2 статьи 193 Налогового кодекса РФ при покупке региональных специальных марок налогоплательщики уплачивают авансовый платеж акциза в сумме одного рубля за каждую региональную специальную марку на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25 процентов включительно и в сумме трех рублей за каждую региональную специальную марку на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов.

В силу пункта 3 статьи 193 Налогового кодекса РФ ставки авансового платежа в форме покупки акцизных марок по отдельным видам подакцизных товаров устанавливаются Правительством РФ.

Таким образом, пункты 7 и 8 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, устанавливающие, что марки приобретаются налогоплательщиками только после внесения авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию и представления копии платежного поручения, подтверждающего осуществление авансового платежа по акцизам, не противоречат статье 193 Налогового кодекса РФ.

Пункт 1 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции каких-либо предписаний не содержит, приведенное в нем положение о том, что Правила устанавливают порядок изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, носит общий характер.

Поскольку отсутствуют основания считать, что пункты 2, 5, 6, 7 и 8 вышеназванных Правил не соответствуют нормам действующего законодательства, не может быть признан незаконным и пункт 1 этих Правил.

Руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 239.7 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Продсервис" о признании незаконными (недействительными) пунктов 1, 2, 5, 6, 7 и 8 Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркирования алкогольной продукции, а также осуществления авансовых платежей по акцизам на алкогольную продукцию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1023, а также подпункта "г" пункта 3 и пункта 4 Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, их функционирования и осуществления налогового контроля за их работой, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N 1026 (в редакции Постановления Правительства РФ от 19 июля 2001 года N 541), оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий

судья Верховного Суда РФ

Г.А.КОЛЫЧЕВА

Другие документы по теме
"Об уточнении кода ТН ВЭД ЕАЭС в Протоколе от 8 мая 2015 года об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года"
<Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании недействительными абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции МНС РФ от 02.11.1999 N 54 "По применению Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц">
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующим пункта 2 Положения о порядке определения производств, работ и профессий, соответствующих видам деятельности, предусмотренным перечнем, утвержденным Указом Президента РФ от 23.08.2000 N 1563, утвержденного Приказом Росатома от 15.11.2005 N 529>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими преамбулы (абзаца первого) и пункта 1 Указа Президента РФ от 13.03.1997 N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации">
Ошибка на сайте