Решение Верховного Суда РФ от 27.12.2001 N ГКПИ01-1816
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 27 декабря 2001 г. N ГКПИ 01-1816
Именем Российской Федерации
Верховный Суд РФ в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Гинзбурга Игоря Изольдовича о признании недействительными абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц",
установил:
Гинзбург И.И. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что положения оспариваемого пункта Инструкции не соответствуют нормам Налогового кодекса РФ, Закону РФ "О налогах на имущество физических лиц" и нарушают его конституционные права.
Считает, что содержащиеся положения в указанном пункте Инструкции противоречат основным принципам налогового кодекса РФ о равенстве налогообложения и ставят в неравное положение налогоплательщиков при исчислении налога, имеющих на праве собственности равные объекты недвижимости.
В судебном заседании представитель Гинзбурга И.И. - Иорданская Е.О. жалобу поддержала.
Представители заинтересованных лиц МНС РФ Дятлова Е.В. и Кулагин А.Б., Минюста РФ Ермакова Л.А. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что абзацы 2 и 3 пункта 13 оспариваемой Инструкции соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации и прав заявителя не нарушают.
Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд РФ находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Как установлено судом, во исполнение Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" Министерством РФ по налогам и сборам 2 ноября 1999 г. была принята Инструкция N 54 по применению названного выше Закона, в соответствии с пунктом 13 которой налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Абзацем 2 данного пункта предусматривается, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов, в абзаце 3 этого же пункта указывается, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов (далее Инструкция).
По утверждению представителей заинтересованных лиц, положения оспариваемых абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции лишь разъясняют порядок исчисления налога на строения, помещения и сооружения и потому не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков, изменять содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Данная Инструкция принята Министерством РФ по налогам и сборам в пределах своей компетенции и ее положения прав налогоплательщиков не нарушают.
Эти утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты.
Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение в судебном заседании и представителем заявителя.
Анализ содержания положений абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции и положений Закона РФ "О ставках налога на имущество физических лиц" также свидетельствует о их соответствии требованиям названного Закона.
При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ не находит каких-либо правовых оснований для признания недействительными оспариваемых абзацев п. 13 указанной Инструкции.
Довод заявителя Гинзбурга И.И. о том, что положения абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции нарушают его конституционные права и ставят в неравное положение налогоплательщиков при уплате налогов, не может быть принят во внимание, поскольку он ничем не подтвержден и основан лишь на неправильном понимании их содержания.
Согласно ст. 53 Налогового кодекса, ст. ст. 5 и 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" порядок определения налоговой базы регулируется отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, действующими на территории Российской Федерации и не вошедшими в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 названного Федерального закона.
Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (в том числе порядок определения налоговой базы по налогу на строения, помещения и сооружения) регулируется нормами Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Пунктом 1 статьи 3 Закона установлено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.
Согласно Закону ставки налога устанавливаются в следующих пределах.
Из этого следует, что представительные органы местного самоуправления нормативными правовыми актами могут установить единую ставку налога на строения, помещения и сооружения либо могут определить дифференциацию ставок налога на строения, помещения и сооружения в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, от типа использования (жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих) и по иным критериям.
Ввиду наличия закрепленного Законом (статья 3) права представительных органов местного самоуправления определять нормативными правовыми актами единые ставки или дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования и иных критериев налога на имущество с физических лиц, пунктом 13 Инструкции был разъяснен порядок расчета налога в зависимости от ставок, установленных представительным органом местного самоуправления.
Так, абзацем вторым пункта 13 Инструкции установлено, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.
Например, физическое лицо имеет в собственности 4 квартиры (несколько строений, помещений и сооружений) на территории г. Москвы:
инвентаризационная стоимость 1-й квартиры - 250 000 руб.;
инвентаризационная стоимость 2-й квартиры - 250 000 руб.;
инвентаризационная стоимость 3-й квартиры - 450 000 руб.;
инвентаризационная стоимость 4-й квартиры - 600 000 руб.
В соответствии со статьей 1 "Ставка налога на строения, помещения и сооружения" Закона г. Москвы от 21.02.96 N 5 "О ставках налога на имущество физических лиц" ставка налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, устанавливается в размере 0,1 процента от инвентаризационной стоимости (т.е. представительным органом установлена единая ставка налога на имущество физических лиц независимо от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и иных критериев).
Согласно положениям абзаца второго пункта 13 Инструкции расчет налога на имущество с физических лиц должен быть произведен следующим образом:
1. Суммируются инвентаризационные стоимости всех этих объектов:
250 000 руб. + 250 000 руб. + 450 000 руб. + 600 000 руб. = 1 550 000 руб.
2. Исчисление налога:
1 550 000 руб. х 0,1% = 1550 руб.
Этой же позиции при определении размера налога со строений, принадлежащих гражданам, придерживается фактически и сам заявитель.
Таким образом, положения абзаца второго пункта 13 Инструкции соответствуют статье 3 Кодекса, статье 2, пункту 1 статьи 3 Закона, пункту 2, абзацу 1 пункта 3 раздела 1 Инструкции и не ставят в неравное положение налогоплательщиков, имеющих на праве собственности равные объекты недвижимости, и, соответственно, не нарушают конституционные права заявителя.
Абзацем третьим пункта 13 Инструкции установлено, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.
Например, как это установлено по месту жительства заявителя, физическое лицо имеет в собственности 4 квартиры на территории г. Санкт - Петербурга, той же стоимости.
В соответствии со статьей 7 "Ставка налога на имущество с физических лиц" Закона г. Санкт - Петербурга от 30.12.99 N 252-34 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000 - 2003 годах" ставки налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, устанавливаются в 2001 году в следующих размерах:
(т.е. представительным органом установлена дифференциация ставок в установленных Законом пределах в зависимости от стоимости).
Согласно положениям абзаца третьего пункта 13 Инструкции, расчет налога на имущество с физических лиц должен быть произведен следующим образом:
1. Исчисление суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов:
250 000 руб. + 250 000 руб. = 500 000 руб.
450 000 руб.
600 000 руб.
2. Исчисление налогов:
500 000 руб. х 0,1% = 500 руб.
450 000 руб. х 0,3% = 1350 руб.
600 000 руб. х 2% = 12 000 руб.
3. Определяется общая сумма налога:
500 руб. + 1350 руб. + 12 000 руб. = 13 850 руб.
Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что положения оспариваемых абзацев п. 13 Инструкции требованиям Закона не противоречат и прав заявителя, по сравнению с Законом, не ущемляют.
То обстоятельство, что местными налоговыми органами, как утверждает заявитель, при исчислении налога со строений суммируется их инвентарная стоимость без учета их типов (суммироваться могут только строения одного типа, в том числе и по их инвентарной стоимости, как это следует из приведенного выше примера) не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого пункта Инструкции, поскольку неправильное его применение должностными лицами налоговых органов не может служить основанием для этого.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
жалобу Гинзбурга Игоря Изольдовича о признании недействительными абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда РФ
Ю.Д.РЕДЧЕНКО