Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 27.12.2001 N ГКПИ01-1816

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 27 декабря 2001 г. N ГКПИ 01-1816

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Гинзбурга Игоря Изольдовича о признании недействительными абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц",

установил:

Гинзбург И.И. обратился в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что положения оспариваемого пункта Инструкции не соответствуют нормам Налогового кодекса РФ, Закону РФ "О налогах на имущество физических лиц" и нарушают его конституционные права.

Считает, что содержащиеся положения в указанном пункте Инструкции противоречат основным принципам налогового кодекса РФ о равенстве налогообложения и ставят в неравное положение налогоплательщиков при исчислении налога, имеющих на праве собственности равные объекты недвижимости.

В судебном заседании представитель Гинзбурга И.И. - Иорданская Е.О. жалобу поддержала.

Представители заинтересованных лиц МНС РФ Дятлова Е.В. и Кулагин А.Б., Минюста РФ Ермакова Л.А. с жалобой не согласились и просили об оставлении ее без удовлетворения, сославшись на то, что абзацы 2 и 3 пункта 13 оспариваемой Инструкции соответствуют требованиям действующего законодательства Российской Федерации и прав заявителя не нарушают.

Выслушав объяснения представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении жалобы отказать, Верховный Суд РФ находит ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ нормативные акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Как установлено судом, во исполнение Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" Министерством РФ по налогам и сборам 2 ноября 1999 г. была принята Инструкция N 54 по применению названного выше Закона, в соответствии с пунктом 13 которой налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года. Абзацем 2 данного пункта предусматривается, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов, в абзаце 3 этого же пункта указывается, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов (далее Инструкция).

По утверждению представителей заинтересованных лиц, положения оспариваемых абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции лишь разъясняют порядок исчисления налога на строения, помещения и сооружения и потому не могут отменять или ограничивать права налогоплательщиков, изменять содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Данная Инструкция принята Министерством РФ по налогам и сборам в пределах своей компетенции и ее положения прав налогоплательщиков не нарушают.

Эти утверждения представителей заинтересованных лиц материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных данных в их опровержение в судебном заседании и представителем заявителя.

Анализ содержания положений абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции и положений Закона РФ "О ставках налога на имущество физических лиц" также свидетельствует о их соответствии требованиям названного Закона.

При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ не находит каких-либо правовых оснований для признания недействительными оспариваемых абзацев п. 13 указанной Инструкции.

Довод заявителя Гинзбурга И.И. о том, что положения абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции нарушают его конституционные права и ставят в неравное положение налогоплательщиков при уплате налогов, не может быть принят во внимание, поскольку он ничем не подтвержден и основан лишь на неправильном понимании их содержания.

Согласно ст. 53 Налогового кодекса, ст. ст. 5 и 7 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" порядок определения налоговой базы регулируется отдельными законами о налогах, устанавливающими порядок уплаты конкретных налогов, действующими на территории Российской Федерации и не вошедшими в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 названного Федерального закона.

Порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц (в том числе порядок определения налоговой базы по налогу на строения, помещения и сооружения) регулируется нормами Закона Российской Федерации от 09.12.91 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон).

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.

Пунктом 1 статьи 3 Закона установлено, что ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям.

Согласно Закону ставки налога устанавливаются в следующих пределах.

Из этого следует, что представительные органы местного самоуправления нормативными правовыми актами могут установить единую ставку налога на строения, помещения и сооружения либо могут определить дифференциацию ставок налога на строения, помещения и сооружения в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, от типа использования (жилое это помещение или нежилое, используется для хозяйственных нужд или коммерческих) и по иным критериям.

Ввиду наличия закрепленного Законом (статья 3) права представительных органов местного самоуправления определять нормативными правовыми актами единые ставки или дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от инвентаризационной стоимости, типа использования и иных критериев налога на имущество с физических лиц, пунктом 13 Инструкции был разъяснен порядок расчета налога в зависимости от ставок, установленных представительным органом местного самоуправления.

Так, абзацем вторым пункта 13 Инструкции установлено, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил по всем объектам единую ставку налога, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости всех этих объектов.

Например, физическое лицо имеет в собственности 4 квартиры (несколько строений, помещений и сооружений) на территории г. Москвы:

инвентаризационная стоимость 1-й квартиры - 250 000 руб.;

инвентаризационная стоимость 2-й квартиры - 250 000 руб.;

инвентаризационная стоимость 3-й квартиры - 450 000 руб.;

инвентаризационная стоимость 4-й квартиры - 600 000 руб.

В соответствии со статьей 1 "Ставка налога на строения, помещения и сооружения" Закона г. Москвы от 21.02.96 N 5 "О ставках налога на имущество физических лиц" ставка налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, устанавливается в размере 0,1 процента от инвентаризационной стоимости (т.е. представительным органом установлена единая ставка налога на имущество физических лиц независимо от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и иных критериев).

Согласно положениям абзаца второго пункта 13 Инструкции расчет налога на имущество с физических лиц должен быть произведен следующим образом:

1. Суммируются инвентаризационные стоимости всех этих объектов:

250 000 руб. + 250 000 руб. + 450 000 руб. + 600 000 руб. = 1 550 000 руб.

2. Исчисление налога:

1 550 000 руб. х 0,1% = 1550 руб.

Этой же позиции при определении размера налога со строений, принадлежащих гражданам, придерживается фактически и сам заявитель.

Таким образом, положения абзаца второго пункта 13 Инструкции соответствуют статье 3 Кодекса, статье 2, пункту 1 статьи 3 Закона, пункту 2, абзацу 1 пункта 3 раздела 1 Инструкции и не ставят в неравное положение налогоплательщиков, имеющих на праве собственности равные объекты недвижимости, и, соответственно, не нарушают конституционные права заявителя.

Абзацем третьим пункта 13 Инструкции установлено, что если у налогоплательщика в собственности имеется несколько строений, помещений и сооружений и они находятся на территории одного представительного органа местного самоуправления, который установил различные ставки налога в зависимости от типа их использования (жилого или нежилого назначения, используемые для личных или коммерческих целей и т.п.) или иных критериев, то налог исчисляется с суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов.

Например, как это установлено по месту жительства заявителя, физическое лицо имеет в собственности 4 квартиры на территории г. Санкт - Петербурга, той же стоимости.

В соответствии со статьей 7 "Ставка налога на имущество с физических лиц" Закона г. Санкт - Петербурга от 30.12.99 N 252-34 "О некоторых вопросах налогообложения в 2000 - 2003 годах" ставки налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, устанавливаются в 2001 году в следующих размерах:

(т.е. представительным органом установлена дифференциация ставок в установленных Законом пределах в зависимости от стоимости).

Согласно положениям абзаца третьего пункта 13 Инструкции, расчет налога на имущество с физических лиц должен быть произведен следующим образом:

1. Исчисление суммарной инвентаризационной стоимости каждого типа объектов:

250 000 руб. + 250 000 руб. = 500 000 руб.

450 000 руб.

600 000 руб.

2. Исчисление налогов:

500 000 руб. х 0,1% = 500 руб.

450 000 руб. х 0,3% = 1350 руб.

600 000 руб. х 2% = 12 000 руб.

3. Определяется общая сумма налога:

500 руб. + 1350 руб. + 12 000 руб. = 13 850 руб.

Приведенные выше примеры свидетельствуют о том, что положения оспариваемых абзацев п. 13 Инструкции требованиям Закона не противоречат и прав заявителя, по сравнению с Законом, не ущемляют.

То обстоятельство, что местными налоговыми органами, как утверждает заявитель, при исчислении налога со строений суммируется их инвентарная стоимость без учета их типов (суммироваться могут только строения одного типа, в том числе и по их инвентарной стоимости, как это следует из приведенного выше примера) не может свидетельствовать о незаконности оспариваемого пункта Инструкции, поскольку неправильное его применение должностными лицами налоговых органов не может служить основанием для этого.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Гинзбурга Игоря Изольдовича о признании недействительными абзацев 2 и 3 пункта 13 Инструкции МНС РФ от 2 ноября 1999 г. N 54 "По применению Закона РФ "О налогах на имущество физических лиц" оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий

Судья Верховного Суда РФ

Ю.Д.РЕДЧЕНКО

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца второго пункта 42, абзацев второго - четвертого пункта 44, подпункта "б" пунктов 57 - 58, подпунктов "ж", "и", "к" пункта 93 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, формул 4, 5 приложения N 2 к данным Правилам, частично недействующим пункта 6 данного Постановления, недействующими абзацев третьего и девятого пункта 2, пункта 3, подпункта "а" пункта 4, пунктов 9 - 12, 14, подпункта "а" пункта 16, пунктов 21, 22, 24, 31, 33, 34, абзаца первого пункта 35, пункта 36, подпункта "а" пункта 37, подпунктов "а", "в" - "е" пункта 38, пунктов 40, 45 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, формул 6, 7, 8, 22, 23, 26 и таблицы 5 приложения к названным Правилам>
"О внесении изменения в пункт 2-1 Решения Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299"
"Об уточнении кода ТН ВЭД ЕАЭС в Протоколе от 8 мая 2015 года об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года"
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании незаконными (недействительными) отдельных положений Правил изготовления и реализации региональных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 N 1023, и "Правил выдачи разрешений на учреждение акцизных складов...", утв. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2000 N 1026>
Ошибка на сайте