Решение Верховного Суда РФ от 19.12.2013 N АКПИ13-1151
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 19 декабря 2013 г. N АКПИ13-1151
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,
при секретаре К.И.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.С. о признании недействующим пункта 3.5 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н,
установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утвержден Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - Перечень). Приказ опубликован 28 октября 2011 г. в "Российской газете", зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г., N 22111.
Пунктом 3.5 Перечня установлено, что при наличии вредного производственного физического фактора - производственного шума (при отнесении условий труда по данному фактору по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда к вредным условиям труда) дополнительным медицинским противопоказанием к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда являются стойкие (3 и более мес.) понижения слуха (одно-, двухсторонняя сенсоневральная, смешанная кондуктивная тугоухость) любой степени выраженности.
Г.С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 3.5 Перечня в части, предусматривающей установление дополнительного медицинского противопоказания к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда при наличии вредного производственного физического фактора - производственного шума, такого, как стойкие (3 и более месс.) понижения слуха (одно-, двухсторонняя сенсоневральная, смешанная кондуктивная тугоухость) любой степени выраженности. По его мнению, данное положение противоречит статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 19, части 1 статьи 21, части 3 статьи 37, части 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации и нарушает его права, поскольку устанавливает незаконное разделение граждан на работающих и вновь устраивающихся на работу.
В обоснование заявленного требования Г.С. указал, что имея 20-летний трудовой стаж на рудниках в условиях шума, при трудоустройстве на новое место работы с аналогичными условиями работы после прохождения медицинского осмотра ему было отказано в трудоустройстве на основании пункта 3.5 Перечня.
Заявитель о времени и месте судебного разбирательства извещен в установленном законом порядке, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Г.И., представители Министерства здравоохранения Российской Федерации Е., К.А., Ч., представитель Министерства юстиции Российской Федерации К.М. возражали против удовлетворения заявленного требования, ссылаясь на то, что оспариваемое положение соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, направлено на обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как в социальном государстве охраняются труд и здоровье людей (статья 7); каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (часть 3 статьи 37); каждый имеет право на охрану здоровья (часть 1 статья 41).
Статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (часть первая). Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть четвертая).
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (утратило силу 8 июля 2012 г.), Министерство являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, наделенным полномочиями по утверждению перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядка проведения этих осмотров (пункт 1; подпункт 5.2.100.55).
В настоящее время данные полномочия предоставлены подпунктом 5.2.56 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608, и подпунктом 5.2.101 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 610, совместно Министерству здравоохранения Российской Федерации и Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
Действуя в рамках предоставленных полномочий, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), в том числе установлены дополнительные медицинские противопоказания, являющиеся дополнением к общим медицинским противопоказаниям при приеме на работу.
Нельзя признать обоснованным довод заявителя о противоречии данного положения статье 3 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающей запрет на дискриминацию в сфере труда.
В соответствии со статьей 1 Конвенции Международной организации труда N 111 "Относительно дискриминации в области труда и занятий", принятой в г. Женеве 25 июня 1958 г. на 42-ой сессии Генеральной конференции МОТ, дискриминацией является всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на признаках расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности или социального происхождения и имеющие своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей или обращения в области труда и занятий; всякое различие, исключение или предпочтение, основанные на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией (подпункт "а" пункта 1, пункт 2 статьи 1). Аналогичные положения содержатся в статьях 2, 3 Трудового кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлены санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с источниками физических факторов воздействия на человека, согласно которым условия работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, которые являются источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), не должны оказывать вредное воздействие на человека (пункт 1 статьи 27).
В соответствии со статьей 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предварительный медицинский осмотр проводится при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, соответствия учащегося требованиям к обучению (пункт 2 части 2), периодический медицинский осмотр - в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, учащихся, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового, учебного процесса на состояние здоровья работников, учащихся, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ, продолжению учебы (пункт 3 части 2).
Статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возложены обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в частности в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организации проведения за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, по недопущению работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Вредный производственный фактор Трудовым кодексом Российской Федерации определяется как фактор среды и трудового процесса, воздействие которого на работающего при определенных условиях (интенсивность, длительность и др.) может вызвать профессиональное заболевание, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить частоту соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства (статья 209).
Умеренные и незначительные сенсорные нарушения слуха отнесены Временными критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными приказом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 18 июля 2001 г. N 56, к примерам клинико-функциональных критериев для установления соответственно 40 - 60, 10 - 30 процентов утраты профессиональной трудоспособности пострадавшим от профессионального заболевания (подпункт "и" пункта 26, подпункт "з" пункта 29).
Для лиц, получивших профессиональное заболевание и продолжающих работу в условиях воздействия вредных производственных факторов, действующим законодательством (Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний") установлены социальные гарантии.
С учетом изложенного установление пунктом 3.5 Перечня дополнительного медицинского противопоказания, исключающего прием на работу с физическим фактором производственный шум лиц, страдающих сенсоневральной тугоухостью, направлено на обеспечение конституционного права граждан на охрану здоровья и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Установленное ограничение, основанное на специфических требованиях, связанных с определенной работой, не считается дискриминацией и не может рассматриваться как нарушающее закрепленное статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод человека и гражданина, поскольку Перечень в равной мере распространяется на всех проходящих при поступлении на работу обязательный предварительный медицинский осмотр лиц.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт издан в пределах предоставленных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации полномочий, пункт 3.5 Перечня не противоречит федеральному законодательству, прав и свобод заявителя не нарушает, суд в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ принимает решение об отказе в удовлетворении заявления.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Г.С. о признании недействующим пункта 3.5 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. 302н, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.А.ЕМЫШЕВА