Решение Верховного Суда РФ от 05.04.2001 N ВКПИ01-12
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2001 г. N ВКПИ 01-12
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобам заявителей о признании недействительным (не соответствующим Закону) абзаца 1 пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации",
установил:
Чепурин и Козлов, как указано в жалобах, проходят службу в налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальные звания, и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 155 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям" на них распространяется действие обжалуемого ими Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, в пункте 1) которого указано, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам (далее именуются - военнослужащие), лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел засчитывается, в частности, военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.
Согласно части 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Заявители же проходили срочную военную службу (Чепурин в 1986 - 1988 годах, а Козлов в 1979 - 1981 годах) в особых условиях и в соответствии с подпунктом "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 эти периоды военной службы, по их мнению, должны быть засчитаны в выслугу лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора.
На основании этого Чепурин и Козлов делают в жалобах вывод, что абзац первый пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, согласно которому военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении, противоречит пункту 1 и подпункту "г" пункта 3 этого же Постановления Совета Министров - Правительства и части 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", что нарушает их права, предусмотренные статьями 18 и 19 Конституции Российской Федерации.
Выслушав объяснения заявителей, поддержавших свои требования, представителей Правительства, возражавших против требований заявителей, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора, полагавшего жалобы заявителей оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит жалобы заявителей не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Утверждение в жалобах, со ссылкой на пункт 1 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 и часть 2 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, о том, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим по контракту должна включаться в льготном исчислении военная служба по призыву в особых условиях, является необоснованным.
В соответствии со ст. 1 указанного выше Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу).
Поэтому в части 2 статьи 18 этого Закона прямо сказано, что время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в статье 1 этого Закона.
Более того, в части 2 статьи 2 этого же Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 указывается, что пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (действительную срочную военную службу), осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990 г. N 340-1.
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсий лицам, указанным в статье 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации, которым во исполнение этого Закона и было 22 сентября 1993 г. принято Постановление N 941.
Следовательно, изложенное в абзаце 1 пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 указание о включении в выслугу лет военной службы по призыву в календарном исчислении, кроме указанных в этом пункте отдельных категорий военнослужащих, не противоречит ни Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", ни пунктам 1 и 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", а также статьям 18 и 19 Конституции Российской Федерации, поскольку этим права и свободы заявителей нарушены не были.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 203 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
В удовлетворении жалоб Чепурина Александра Дмитриевича и Козлова Виктора Анатольевича на абзац 1 пункта 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Л.М.ЗАХАРОВ