Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 10.06.1996 N ГКПИ96-61

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 10 июня 1996 г. N ГКПИ 96-61

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в лице:

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества (ОАО) "Томскнефть" и жалобе территориального комитета профсоюза Северного флота об оспаривании разъяснения Министерства труда РФ от 25 июня 1993 года, установил:

Генеральный директор ОАО "Томскнефть" обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором поставил вопрос о признании недействительным разъяснения Министерства труда РФ от 25 июня 1993 г. N 7 "О некоторых вопросах, связанных с порядком предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством", сославшись на то, что согласно законам о труде дополнительные отпуска работникам должны присоединяться к ежегодному оплачиваемому отпуску, составляющему не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю, а не к 12 рабочим дням с доведением общего ежегодного отпуска и ежегодных дополнительных отпусков до продолжительности в 24 рабочих дня и более, как это предусмотрено оспариваемым разъяснением.

Впоследствии в Верховный Суд РФ обратился территориальный комитет профсоюза Северного флота с жалобой, в которой поставлен аналогичный вопрос о признании недействительным указанного разъяснением Минтруда РФ по тем же основаниям.

Определением Верховного Суда РФ от 20 мая 1996 года дело по заявлению ОАО "Томскнефть" и дело по жалобе территориального комитета профсоюза Северного флота на основании ст. 128 ГПК РСФСР объединены в одно производство.

В настоящем судебном заседании представители территориального комитета профсоюза поддержали поданную жалобу.

Представитель Министерства труда РФ возражал против удовлетворения заявления ОАО "Томскнефть" и жалобы теркома профсоюза.

В ранее состоявшихся судебных заседаниях представитель ОАО "Томскнефть" поддержал заявление, представители Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ возражали против удовлетворения заявления.

Заслушав объяснения представителей территориального комитета профсоюза Северного флота Габдуллина Р.А. и Закировой Р.Ф., поддержавших жалобу, объяснения представителя Министерства труда РФ Панина С.А., возражавшего против удовлетворения заявления и жалобы, исследовав письменные доказательства, огласив объяснения других лиц, участвовавших в деле, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Харланова А.В., полагавшего признать обжалуемое разъяснение Минтруда РФ незаконным, Верховный Суд РФ находит, что разъяснение Министерства труда РФ, обжалуемое заявителями, следует признать недействительным (незаконным) по следующим основаниям.

Из содержания обжалуемого разъяснения Минтруда РФ следует, что оно дано в связи с введением Постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года в действие Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся", установившего в Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск для всех трудящихся продолжительностью не менее 24 рабочих дней в расчете на шестидневную рабочую неделю (четырех календарных недель).

Согласно данному разъяснению общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительных отпусков (ст. 68 КЗоТ РФ), предоставляемых работникам за ненормированный рабочий день, за работу с вредными условиями труда, за продолжительный стаж работы на данном предприятии и по другим основаниям, за счет увеличения минимальной продолжительности ежегодного отпуска не подлежит изменению, если эта продолжительность составляет 24 и более рабочих дней.

Оспариваемым правовым актом также разъяснено, что в этом случае, когда общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством, составляет менее 24 рабочих дней, подлежит предоставлению ежегодный отпуск продолжительностью 24 рабочих дня.

При этом в разъяснении приводятся примеры присоединения дополнительных отпусков к основному ежегодному, определяемому Министерством труда РФ, продолжительностью в 12 рабочих дней с доведением общей продолжительности ежегодного (основного) и ежегодных дополнительных отпусков до 24 рабочих дней в случае, если она (такая общая продолжительность двух видов отпусков) составляет менее 24 рабочих дней.

Таким образом, указанное разъяснение Минтруда РФ, действующее до настоящего времени, предусматривает возможность предоставлять ежегодные дополнительные отпуска к ежегодному (основному) отпуску, равному 12 рабочим дням, хотя согласно ст. 67 КЗоТ РФ ежегодный оплачиваемый отпуск не может быть менее 24 рабочих дней.

Как пояснили в судебных заседаниях представители Министерства труда РФ и Министерства юстиции РФ, основанием для дачи такого разъяснения послужило указание в ч. II п. 2 ст. 2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" на то, что впредь до принятия нового законодательства об отпусках сохранить порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством.

Представители заинтересованных в деле лиц утверждают, что до настоящего времени действуют порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, предусмотренные Правилами об очередных и дополнительных отпусках, утвержденными 30 апреля 1930 года НКТ СССР (л.д. 78 - 79), которыми очередной (ежегодный оплачиваемый) отпуск был определен продолжительностью в 12 рабочих дней.

Представители Минтруда РФ утвердили в судебном заседании, что именно указанный в данных Правилах от 30 апреля 1930 года очередной отпуск в 12 рабочих дней является основным (базовым), к которому должны присоединяться дополнительные отпуска, а указанный в Кодексе законов о труде РФ ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 24 рабочих дней является минимальным, а не базовым, и, следовательно, к нему не обязаны, а вправе присоединять дополнительные отпуска предприятия (учреждения, организации) с учетом производственных и финансовых возможностей и тем трудящимся, которые пользуются ежегодным отпуском продолжительностью 24 дня и более.

Однако с таким доводом представителей Минтруда РФ суд не может согласиться.

В ст. 114 Кодекса законов о труде РСФСР 1922 года, действовавшего до 1 апреля 1972 года, также указывалось на то, что очередной отпуск продолжительностью не менее двух недель (12 рабочих дней) предоставляется всем лицам, работающим по найму и проработавшим определенный период времени.

Между тем, в следующей - 115 статье этого Кодекса было предусмотрено, что дополнительные отпуска лицам, работающим в особо вредных и опасных предприятиях, предоставляются кроме отпусков, предусмотренных ст. 114 КЗоТ РСФСР 1922 года.

То есть дополнительные отпуска подлежали присоединению к очередному (ныне - ежегодному оплачиваемому) отпуску продолжительностью не менее 12 рабочих дней, указанному законодателем.

То обстоятельство, что впоследствии в п. 7 утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 года Правил было указано на предоставление взрослым работникам во всех случаях очередного (ежегодного оплачиваемого) отпуска на 12 рабочих дней, свидетельствует об отражении в подзаконном акте предусмотренной ранее ст. 114 КЗоТ РСФСР продолжительности очередного (основного) отпуска такой же продолжительности, а не об установлении Наркоматом труда СССР самостоятельной (не зависящей от продолжительности очередного отпуска предусмотренной в КЗоТ РСФСР) нормы, которая бы регламентировала такую продолжительность очередного отпуска.

С 1 января 1971 г. Законом СССР от 15 июля 1970 года были введены в действие Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде", согласно ст. 33 которых ежегодный отпуск рабочим и служащим предоставлялся продолжительностью не менее 15 рабочих дней (вместо предусмотренных ранее ст. 114 КЗоТ РСФСР 12 рабочих дней).

Статьей 1 Закона Союза ССР от 15 июля 1970 года "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде было поручено Президиуму Верховного Совета СССР установить порядок введения в действие Основ о труде и привести законодательство Союза ССР в соответствие с Основами.

Статьей 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР "О порядке введения в действие "Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде" было предусмотрено, что впредь до приведения законодательства Союза ССР и союзных республик в соответствии с Основами о труде действующие акты трудового законодательства Союза ССР, кодексы законов о труде и иные акты трудового законодательства союзных республик применяются, поскольку они не противоречат Основам.

Таким образом, с 1 января 1971 г. 114 статья КЗоТ РСФСР 1922 года в части определения продолжительности очередного отпуска в не менее 12 рабочих дней не подлежала применению в связи с тем, что такая продолжительность основного отпуска противоречила ст. 33 Основ о труде, установившей продолжительность ежегодного отпуска не менее 15 рабочих дней.

Вместе с тем, ст. 115 КЗоТ РСФСР 1922 года, предусматривавшая предоставление дополнительных отпусков работникам, кроме отпусков в 15 рабочих дней (согласно Основам о труде), продолжала действовать, поскольку не противоречила Основам.

Следовательно, по этим же основаниям не подлежали применению и Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ СССР 30 апреля 1930 года, в части определения продолжительности очередного отпуска во всех случаях в 12 рабочих дней.

С 1 января 1971 г. дополнительные отпуска подлежали присоединению не к 12 рабочим дням очередного (ежегодного оплачиваемого отпуска), а к 15 рабочим дням, установленным Основами о труде.

Поскольку именно законодатель начиная с 1922 года устанавливал в принимаемых им законах продолжительность очередного (ежегодного оплачиваемого) отпуска, другие органы, ведомства и министерства в подзаконных актах не вправе были предусматривать иную величину такого отпуска.

Кроме того, из разъяснения Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 1 июня 1971 года не следует, что предусмотренная как не подлежащая изменению общая продолжительность ежегодного отпуска с учетом дополнительных отпусков свидетельствует об уменьшении продолжительности именно ежегодного отпуска, установленной к тому времени законодателем в не менее 15 рабочих дней.

Тем более по изложенным основаниям не подлежали применению Правила об очередных и дополнительных отпусках, утвержденные НКТ СССР 30 апреля 1930 года, в части определения продолжительности очередного отпуска в 12 рабочих дней ко времени принятия Верховным Советом РСФСР Закона "О повышении социальных гарантий для трудящихся", статьей 4 которого ежегодный оплачиваемый отпуск для всех трудящихся был установлен продолжительностью не менее 24 рабочих дней.

Именно ежегодный отпуск этой продолжительностью может быть признан в качестве основного (базового), к которому частично либо полностью подлежат присоединению дополнительные отпуска.

Указание же в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О повышении социальных гарантий для трудящихся" на то, что впредь до принятия нового законодательства об отпусках сохранить порядок и условия предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством, не дает оснований полагать о сохранении порядка и условий, по которым именно к 12 рабочим дням следовало присоединять дополнительные отпуска, а не к 24 дням основного (без учета дополнительных отпусков) отпуска, поскольку задолго до этого времени (как указано выше) определение основного (базового) отпуска в 12 рабочих дней, предусматривавшееся в п. 7 Правил об очередных и дополнительных отпусках от 30 апреля 1930 года, не могло применяться.

Кроме того, связь с действующим законодательством проведена в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года в отношении видов дополнительных отпусков, а не с порядком и условиями предоставления таких отпусков.

Продолжительность же очередного (ежегодного оплачиваемого отпуска), основного, базового отпуска, к которому подлежит присоединять дополнительные отпуска (частично или полностью), начиная с 1922 года, определялась законодателем в законах, а не в подзаконных актах.

Из смысла указания в Постановлении Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года "при этом у трудящихся, пользующихся ежегодным отпуском продолжительностью 24 дня и более, продолжительность отпуска не изменяется; предприятия (учреждения, организации) с учетом производственных и финансовых возможностей могут предоставлять им отпуск большей продолжительности за счет присоединения дополнительных отпусков (полностью или частично) к отпуску продолжительностью в 24 рабочих дня" не следует (и не может следовать, исходя из того, что продолжительность основного (базового) отпуска, к которому подлежали присоединению дополнительные отпуска, законодатель определял в законах), что предприятия вправе уменьшать продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законом в пределах не менее 24 рабочих дней.

Введенный в действие с 6 октября 1992 года Закон РФ "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации" изменил и ст. 67 Кодекса, установив вместо ранее предусматривавшейся продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 15 рабочих дней продолжительность такого отпуска не менее 24 рабочих дней.

При этом ни данным Законом (введенным в действие с 6 октября 1992 года), ни постановлением Верховного Совета РФ о его введении в действие не предусмотрено сохранение прежнего порядка и условий предоставления дополнительных отпусков.

Другая же продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, кроме не менее 24 рабочих дней, никакими иными законами не предусмотрена.

Следовательно, никакая иная продолжительность такого ежегодного оплачиваемого отпуска не могла быть использована Министерством труда РФ в качестве продолжительности основного (базового) отпуска, к которому предприятия (учреждения, организации) вправе при определенных условиях частично или полностью присоединять дополнительные отпуска.

По изложенным основаниям обжалуемое разъяснение Министерства труда РФ как противоречащее ст. 67 КЗоТ РФ, действовавшей на день утверждения этого разъяснения, является незаконным и подлежит признанию недействительным.

Признавая недействительным разъяснение Министерства труда РФ, суд принимает также во внимание и то, что обжалуемые положения этого разъяснения искажают смысл и цель предоставления дополнительных отпусков (закрепление квалифицированных кадров на предприятиях, компенсирование вредных условий работы и т.д.) и в определенных случаях могли приводить к нарушению прав отдельных категорий граждан.

Так, например, работнику, занятому на подземных горных работах с продолжительностью основного отпуска в 28 календарных дней (24 рабочих), дополнительный отпуск за работу в подземных условиях 24 календарных дня, а также дополнительные отпуска других видов (за работу с вредными условиями труда - 14 календарных дней и др.) присоединяются не к 12 рабочим дням, как это предусмотрено разъяснением Минтруда в отношении этих же дополнительных отпусков для работников, не занятых на подземных горных работах, а к 24 рабочим дням основного отпуска.

Поскольку указанное разъяснение Минтруда РФ, исходя из названия и взаимосвязанности его положений как несоответствующих закону, так и не содержащих таких несоответствий, приводит к бессмысленности признания недействительности лишь части норм этого разъяснения, суд полагает, что признанию недействительным подлежит разъяснение Минтруда РФ от 25 июня 1993 года в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 116, 191 - 197, 231 - 232, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации решил:

признать недействительным (незаконным) разъяснение Министерства труда Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 7 "О некоторых вопросах, связанных с порядком предоставления дополнительных отпусков, предусмотренных действующим законодательством", утвержденное Постановлением Министерства труда РФ от 25 июня 1993 г. N 123.

Решение Верховного Суда РФ обжалованию и опротестованию в кассационном порядке не подлежит и вступает в законную силу немедленно после этого провозглашения.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.И.ФЕДИН

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 17 Порядка регистрации проектов и программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи (содействию), а также осуществления контроля за ее целевым использованием, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046>
"О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза в отношении отдельных видов компрессоров"
"Об установлении ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Таможенного союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО"
<Об отказе в удовлетворении жалоб о признании недействительным абзаца 1 пункта 5 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту...">
Ошибка на сайте