Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 28.09.2009 N ГКПИ09-977

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 28 сентября 2009 г. N ГКПИ09-977

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Емышевой В.А.,

при секретаре Гудковой Е.Ю.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО "Энергосетевая компания" о признании частично недействующими абзаца восьмого подпункта "а" пункта 16, абзаца шестого пункта 17 и абзаца первого пункта 19 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643,

установил:

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643 утверждены Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (далее - Правила оптового рынка). Постановление официально опубликовано в "Собрании законодательства РФ", 3 ноября 2003 г., N 44, статья 4312.

Абзацем восьмым подпункта "а" пункта 16 Правил оптового рынка установлено, что каждая группа точек поставки, энергопринимающее оборудование, генерирующий объект, объект электросетевого хозяйства, иной объект, связанный с процессом производства, передачи, потребления электрической энергии (мощности) (за исключением случаев, указанных в пункте 20 данных Правил), могут быть представлены на оптовом рынке только одним субъектом оптового рынка.

В соответствии с абзацем шестым пункта 17 Правил оптового рынка группы точек поставки гарантирующих поставщиков определяются исходя из границ зоны (зон) их деятельности.

Абзацем первым пункта 19 Правил оптового рынка предусмотрено, что субъект оптового рынка участвует в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке с использованием зарегистрированных за ним групп точек поставки (в том числе условных) после заключения им договора оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике (если он относится к кругу лиц, подлежащих обязательному обслуживанию при оказании услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике), договора об оказании услуг по передаче электрической энергии (в случае если поставщик (покупатель) электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации обязан оплачивать такие услуги), содержащего в случае заключения указанного договора покупателем электрической энергии или представляющим его лицом положения, предусматривающие оплату услуг всех сетевых организаций, стоимость которых в установленном порядке включена в тариф на электрическую энергию (мощность) для данного покупателя на розничном рынке, а также всех договоров и соглашений, предусмотренных подпунктом "в" пункта 34 и подпунктом "е" пункта 35 данных Правил, заключение которых в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка необходимо для участия в отношениях по купле-продаже электрической энергии и (или) мощности на оптовом рынке.

ООО "Энергосетевая компания" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими абзаца восьмого подпункта "а" пункта 16 в части, предусматривающей, что каждая группа точек поставки может быть представлена на оптовом рынке только одним субъектом оптового рынка; абзаца шестого пункта 17 в части, предусматривающей, что группы точек поставки гарантирующих поставщиков определяются исходя из границ зоны (зон) их деятельности; абзаца первого пункта 19 Правил оптового рынка в части, предусматривающей, что субъект оптового рынка участвует в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке с использованием зарегистрированных за ним групп точек поставки.

В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемые нормы предоставляют исключительное право только акционерным обществам энергетики и электрификации или энергосбытовым организациям, являющимся их правопреемниками, осуществлять торговлю электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке электрической энергии (мощности) с использованием групп точек поставки, расположенных по административным границам субъекта РФ, ограничивая тем самым права иных энергосбытовых организаций, что не соответствует части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", запрещающей федеральным органам исполнительной власти принятие актов или осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Правила оптового рынка в оспариваемой части, по мнению заявителя, нарушают его право на осуществление предпринимательской деятельности на недискриминационных условиях, т.к., являясь энергосбытовой организацией и гарантирующим поставщиком на территории Ивановской области, он не может приобретать электроэнергию для таких потребителей на оптовом рынке, во всех случаях перехода потребителей на обслуживание к заявителю, он вынужден заключать договоры на покупку электроэнергии для данных потребителей с ОАО "Ивэнергосбыт".

В судебном заседании представитель заявителя Трясцын Ю.Г. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Правительство РФ поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству энергетики Российской Федерации (поручение от 6 августа 2009 г. N СС-П9-4517).

Представитель Правительства РФ Усков К.Г. возражал против удовлетворения заявленных требований, просил оставить их без удовлетворения и пояснил, что Постановление издано Правительством РФ в рамках предоставленных действующим законодательством полномочий, в форме, в которой Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты, оспариваемые положения соответствуют статьям 35, 38 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ) и не нарушают прав заявителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, объяснения свидетелей Касаева И.Г. и Крылова И.В., исследовав материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей отказать в удовлетворении заявления, Верховный Суд Российской Федерации находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ, а также правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренных правилами оптового рынка (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ).

В силу части 1 статьи 21 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия в области государственного регулирования и контроля в электроэнергетике, утверждает правила оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков.

Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" в течение переходного периода реформирования электроэнергетики (до 1 января 2011 года) предусмотрено, что оптовый рынок электрической энергии (мощности) и розничные рынки электрической энергии функционируют на основании правил переходного периода, утверждаемых Правительством РФ (статья 6).

Реализуя предоставленные полномочия, Правительство РФ утвердило Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, разделом II которых установлен порядок получения и лишения статуса субъекта оптового рынка, а также получения права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в течение переходного периода реформирования электроэнергетики (до вступления в силу Закона в полном объеме).

Так, Правилами оптового рынка предусмотрено, что каждая группа точек поставки может быть представлена на оптовом рынке только одним субъектом оптового рынка (абзац восьмой подпункта "а" пункта 16), группы точек поставки гарантирующих поставщиков определяются исходя из границ зоны (зон) их деятельности (абзац шестой пункта 17); субъект оптового рынка участвует в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке с использованием зарегистрированных за ним групп точек поставки (абзац первый пункта 19).

Довод заявителя о несоответствии данных положений Правил оптового рынка федеральному законодательству не может быть признан обоснованным.

Статьей 35 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ установлено, что порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе: проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка; проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка; вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка (пункт 1); порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности (пункт 3).

Согласно Правилам оптового рынка "точка поставки" - это место в электрической сети, используемое для определения объемов произведенной (потребленной) участниками оптового рынка электрической энергии (мощности) (подпункт "и" пункта 2); местом исполнения обязательств по поставке являются одна или несколько точек поставки, относящихся к одному узлу расчетной модели и (или) к единому технологически неделимому энергетическому объекту, ограничивающих территорию, в отношении которой купля-продажа электрической энергии (мощности) на оптовом рынке осуществляется только данным участником оптового рынка, и используемых им для определения и исполнения связанных с поставкой и оплатой электрической энергии (мощности) обязательств (пункт 7).

Группы точек поставки покупателей электрической энергии в соответствии с пунктом 17 Правил оптового рынка и пунктом 55 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, установленных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 г. N 530 (далее - Правила розничных рынков), располагаются на границе балансовой принадлежности субъектов электроэнергетики.

В соответствии с пунктом 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861, граница балансовой принадлежности - это линия раздела объектов электроэнергетики между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании.

Из приведенных положений следует, что точки поставки соответствуют границе балансовой принадлежности - линии раздела объектов электроэнергетики между владельцами, то есть точки поставки относятся к конкретным физическим объектам электроэнергетики, по которым происходит передача электрической энергии как товара; привязаны к энергообъектам, что обеспечивает возможность измерения количества отчуждаемой электрической энергии (приборы учета располагаются на энергообъектах); группы точек поставки обособляют энергообъекты, представленные на оптовом рынке одним субъектом, от энергообъектов, представленных на оптовом рынке другим субъектом.

И, как пояснили суду свидетели Касаев И.Г., начальник департамента судебной защиты некомерческого партнерства "Совет рынка" и Крылов И.В., начальник департамента ведения реестров субъектов оптового рынка по организации бесперебойного функционирования оптово-розничного рынка электроэнергии в НП "Совет рынка", участие в отношениях по купле-продаже электрической энергии с использованием точек поставки обусловлено необходимостью привязки правовых отношений по купле-продаже к технологическому процессу производства и потребления электрической энергии.

Таким образом, положения абзаца восьмого подпункта "а" пункта 16 о том, что каждая группа точек поставки может быть представлена на оптовом рынке только одним субъектом оптового рынка, абзаца первого пункта 19 Правил оптового рынка, согласно которому субъект оптового рынка участвует в торговле электрической энергией и (или) мощностью на оптовом рынке с использованием зарегистрированных за ним групп точек поставки, не противоречит федеральному законодательству.

Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ установлено, что гарантирующим поставщиком электрической энергии является коммерческая организация, обязанная в соответствии с данным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию (статья 3); наличие на розничных рынках специализированных организаций - гарантирующих поставщиков является основой системы надежного обеспечения потребителей электрической энергией (пункт 2 статьи 38); границы зон деятельности гарантирующих поставщиков в пределах территорий соответствующих субъектов Российской Федерации определяются Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в основных положениях функционирования розничных рынков. В границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. На территории одного субъекта Российской Федерации могут функционировать несколько гарантирующих поставщиков (пункт 3 статьи 38).

Доводы заявителя о том, что энергосбытовые организации ограничены в праве выхода на оптовый рынок в качестве покупателей электрической энергии, являются необоснованными.

Возможность перехода лиц, приобретающих электрическую энергию у гарантирующего поставщика, на обслуживание к энергосбытовой организации предусмотрена пунктами 83 - 87 Правил розничных рынков, при условии выполнения ряда условий, в том числе установленных пунктами 76 - 77 данных Правил. При этом энергосбытовая организация, заключающая договор с новым потребителем на розничном рынке, обязана выполнить ряд требований: зарегистрировать новые группы точек поставки на оптовом рынке (пункт 29 Правил оптового рынка), оборудовать их соответствующими приборами коммерческого учета электрической энергии (подпункт "б" пункта 16 Правил оптового рынка) и др.

Как пояснили суду свидетели, данные дополнительные требования направлены на обеспечение при переходе потребителя на обслуживание к энергосбытовой организации раздельного учета объемов потребления электрической энергии этим потребителем и любыми другими потребителями, обслуживаемыми данным гарантирующим поставщиком.

В случае реализации намерения осуществлять обслуживание потребителей, ранее обслуживаемых иным гарантирующим поставщиком в его зоне деятельности, заявитель будет выступать как обычная энергосбытовая организация, поскольку в границах зоны деятельности одного гарантирующего поставщика не допускается деятельность других гарантирующих поставщиков. Обслуживание заявителем в качестве гарантирующего поставщика бывших потребителей другого гарантирующего поставщика возможно только путем изменения границ зон деятельности гарантирующих поставщиков в порядке, установленном разделом III Правил розничных рынков.

Кроме того, энергосбытовая организация, имеющая намерение осуществлять обслуживание всех потребителей в зоне деятельности гарантирующего поставщика с применением правил, относящихся к гарантирующим поставщикам, вправе принять участие в конкурсах на присвоение статуса гарантирующего поставщика в порядке, предусмотренном пунктами 16 - 53 Правил розничных рынков. При этом Правилами розничных рынков предусмотрена возможность смены как гарантирующих поставщиков "первого уровня", так и гарантирующих поставщиков "второго уровня" (подпункты "а", "б", "в" пункта 36).

Из изложенного следует, что установленное абзацем шестым пункта 17 Правил оптового рынка положение, согласно которому группы точек поставки гарантирующих поставщиков на оптовом рынке определяются исходя из границ зоны (зон) их деятельности, не противоречит Федеральному закону от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ и направлено на обеспечение возможности выполнения гарантирующим поставщиком установленной данным Законом обязанности заключить договор купли-продажи с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика.

Довод ООО "Энергосетевая компания" о несоответствии оспариваемых норм Правил оптового рынка части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ, запрещающей федеральным органам исполнительной власти принятие актов или осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, не может быть признан обоснованным, поскольку постановление Правительства РФ не является актом федерального органа исполнительной власти. Кроме того, Правилами оптового рынка установлен единый для всех юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности, порядок получения статуса субъекта оптового рынка, а также получения права на участие в торговле электрической энергией в переходный период, в связи с чем ссылка заявителя на противоречия оспариваемых положений статье 15 Закона не состоятельна.

Таким образом, ни одному вышестоящему нормативному правовому акту оспариваемые нормы не противоречат, ни одним федеральным законом в настоящее время не установлен иной порядок на оптовом рынке электроэнергии.

Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствует действующему законодательству и не нарушают права участников оптового рынка, в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление ООО "Энергосетевая компания" о признании частично недействующими абзаца восьмого подпункта "а" пункта 16, абзаца шестого пункта 17 и абзаца первого пункта 19 Правил оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2003 г. N 643, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

Другие документы по теме
"О внесении изменения в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в отношении определения термина "проходные изоляторы"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа ФТС России от 01.06.2011 N 1144 "О компетенции таможенных органов по совершению таможенных операций в отношении подакцизных и других определенных видов товаров">
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующими пунктов 23 и 31 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утв. Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549>
"Об основных ориентирах макроэкономической политики государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2014 - 2015 годы"
Ошибка на сайте