Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 22.10.2014 N АКПИ14-965

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 октября 2014 г. N АКПИ14-965

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

при секретаре Г.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К.М. о признании недействующим пункта 5 Положения о главных бухгалтерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59,

установил:

постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59 утверждено Положение о главных бухгалтерах (далее - Положение). Нормативный правовой акт опубликован в СП СССР, 1980, N 6, Своде законов СССР, т. 5.

Пунктом 5 Положения установлено, что на должность главного бухгалтера назначаются лица, имеющие высшее специальное образование. В необходимых случаях по решению вышестоящего органа на должность главного бухгалтера может быть назначено лицо, не имеющее высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет.

К.М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим указанного пункта Положения, ссылаясь на то, что им установлено ограничение для занятия должности главного бухгалтера в виде обязательности наличия специального образования, которое противоречит статье 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", не предусматривающей наличие высшего специального образования в виде обязательного требования к главному бухгалтеру отдельных субъектов хозяйственной деятельности (часть 4), а в соответствии с частью 5 данной нормы дополнительные требования к главному бухгалтеру могут устанавливаться другими федеральными законами. Положение федеральным законом не является и не может устанавливать возможность назначения на должность главного бухгалтера лица, не имеющего высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет по решению вышестоящего органа. По мнению заявителя, правила оспариваемого пункта не соответствуют также статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), согласно которой, если в соответствии с данным кодексом, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов (абзац третий части второй). Положение ни квалификационным справочником, ни профессиональным стандартом не является, следовательно, данным нормативным актом не могут вводиться какие-либо ограничения для занятия должности главного бухгалтера. Установленные оспариваемым пунктом ограничения нарушают его конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В судебном заседании заявитель и его представитель Б. поддержали заявленные требования.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству финансов Российской Федерации (поручение от 13 августа 2014 г. N СП-П13-6105).

Представитель Правительства Российской Федерации К.С. возражал против удовлетворения заявленного требования, указывая на то, что в связи с принятием законодательных актов Российской Федерации, регулирующих в том числе отношения, связанные с установлением требований к образованию и стажу работы лица, назначаемого на должность главного бухгалтера, оспариваемый пункт 5 Положения в силу статьи 423 ТК РФ и постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств" не применяется на территории Российской Федерации, следовательно, не может нарушать права заявителя. Кроме того, действующие законодательные акты содержат аналогичные пункту 5 Положения требования к образованию и стажу лица, назначаемому на должность главного бухгалтера.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, возражения представителя Правительства Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей производство по делу подлежащим прекращению, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ), установивший единые требования к бухгалтерскому учету, в том числе к порядку организации ведения бухгалтерского учета экономического субъекта. К экономическим субъектам, на которых распространяется его действие, отнесены: коммерческие и некоммерческие организации; государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов; Центральный банк Российской Федерации; индивидуальные предприниматели, а также адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, нотариусы и иные лица, занимающиеся частной практикой; находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации (часть 1 статьи 2). Таким образом, положения Федерального закона N 402-ФЗ распространены на все виды юридических лиц (коммерческие и некоммерческие организации), индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, бюджетные учреждения и государственные (муниципальные) органы, находящиеся на территории Российской Федерации филиалы и представительства иностранных и международных организаций.

В силу части 1 статьи 7 названного закона организацию ведения бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета законодатель возложил на руководителя экономического субъекта.

Руководитель экономического субъекта в соответствии с частью 3 статьи 7 этого закона обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено данной частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера. Руководитель субъекта малого и среднего предпринимательства, а также руководитель некоммерческой организации, имеющей право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, в соответствии с поименованным законом может принять ведение бухгалтерского учета на себя.

В части 4 данной нормы законодатель установил требования, которым должен соответствовать главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, в открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов: наличие высшего профессионального образования; стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего профессионального образования по специальностям бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет; отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики (в первоначальной редакции).

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в данную норму Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ внесены изменения, согласно которым главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, в указанных организациях должны отвечать следующим требованиям: иметь высшее образование; иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учета и аудита - не менее пяти лет из последних семи календарных лет; не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

Такие же требования установлены для физического лица, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (часть 6 статьи 7 Федерального закона N 402-ФЗ).

Исходя из положений части 5 статьи 7 Федерального закона N 402-ФЗ к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета, в перечисленных выше организациях могут устанавливаться дополнительные требования, но только федеральными законами. В частности, в соответствии с пунктом 2 статьи 32.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" главный бухгалтер общества взаимного страхования должен иметь высшее образование, подтвержденное признаваемым в Российской Федерации документом о высшем образовании, и стаж работы по экономической специальности или на должности, требующей знания бухгалтерского учета, не менее двух лет в страховой, перестраховочной организации, обществе взаимного страхования и (или) организации страхового брокера, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

Частью 7 статьи 7 Федерального закона N 402-ФЗ предусмотрено, что главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации. В соответствии с положениями статьи 60 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России вправе предъявлять квалификационные требования и требования к деловой репутации главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, главного бухгалтера филиала кредитной организации и кандидатов на указанные должности в соответствии с критериями, установленными статьей 16 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", к которым, в частности, отнесены: наличие у кандидата высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, деятельность которого связана с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при наличии у кандидата иного высшего образования - не менее двух лет (кандидата на должность единоличного исполнительного органа или главного бухгалтера небанковской кредитной организации, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, - наличие у него высшего образования).

Из приведенных законоположений следует, что действующее законодательство, регулирующее отношения, связанные с организацией бухгалтерского учета в Российской Федерации, в том числе с установлением требований к образованию и стажу лица, назначаемого на должность главного бухгалтера, иного должностного лица, на которого возлагается ведение бухгалтерского учета, либо лица, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, не предусматривает такого требования к главному бухгалтеру, как наличие высшего специального образования, а также не предусматривает возможность назначения на должность главного бухгалтера лица, не имеющего высшего специального образования, при наличии у него стажа работы по специальности не менее трех лет по решению вышестоящего органа. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" также не содержит понятия "высшее специальное образование".

Таким образом, пункт 5 Положения противоречит действующему федеральному законодательству, в связи с чем подлежит признанию недействующим.

Требование заявителя о признании данной нормы недействующей со дня введения в действие Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", который утратил силу в связи с принятием Федерального закона N 402-ФЗ, не подлежит удовлетворению, поскольку указанный закон требования к квалификации главного бухгалтера не устанавливал.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление К.М. удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 5 Положения о главных бухгалтерах, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1980 г. N 59.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Другие документы по теме
"Об утверждении Правил учета процентных платежей при определении таможенной стоимости товаров"
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании последнего абзаца пункта 22 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утв. Приказом МВД РФ от 15.10.1999 N 805>
"О вопросах применения санитарных мер в Таможенном союзе" (вместе с "Техническими условиями по формату и регламенту передачи данных из Национальных реестров свидетельств о государственной регистрации в Единый реестр свидетельств о государственной регистрации")
"О сроках полного условного освобождения временно ввезенных транспортных средств, используемых для международных перевозок, и об особенностях их помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления"
Ошибка на сайте