Решение Верховного Суда РФ от 28.05.2007 N ГКПИ07-302
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 28 мая 2007 г. N ГКПИ07-302
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим пункта 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328,
установил:
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 2.7 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Порядок), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, который устанавливает, что в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
По мнению заявителя, оспариваемые нормативные положения противоречат абзацам третьему, пятому, седьмому статьи 3, частям 1, 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В обоснование своих требований С. указал на то, что является инвалидом II группы по причине общего заболевания и из-за отсутствия лекарственных препаратов в аптечном учреждении вынужден приобретать их за наличные средства, вследствие чего нарушается его право на получение своевременной и квалифицированной медицинской помощи.
Заявитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен.
Представители Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации Кузнецова Е.А. и Министерства юстиции Российской Федерации Ахвердиева Л.Р. возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что оспариваемый пункт Порядка соответствует требованиям действующего законодательства, издан в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти, не нарушает права и охраняемые законом интересы граждан.
Оценив оспариваемую норму по форме, содержанию и компетенции издавшего ее нормотворческого органа, обсудив приведенные доводы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 упомянутого Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ установлено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого Федерального закона, набора социальных услуг включаются определенные социальные услуги, в частности, дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения.
Согласно части 2 этой статьи перечень лекарственных средств, в том числе перечень лекарственных средств, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
В силу пункта 5 статьи 6.3 Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22 июня 1998 года N 86-ФЗ "О лекарственных средствах" предусмотрено, что порядок отпуска лекарственных средств определяется и утверждается федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, что установлено в пункте 1 Положения о нем, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321, в редакции Постановления от 28 апреля 2006 года N 254.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, основываясь на указанных нормах закона, своим Приказом от 29 декабря 2004 года N 328 утвердило Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 7 февраля 2005 года, регистрационный N 6303, опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти 14 февраля 2005 года N 7.
Пункт 2.7 Порядка предусматривает организацию деятельности аптечных учреждений в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, и не содержит положений, отменяющих либо ограничивающих права этой категории граждан на обеспечение лекарственными средствами в соответствии с правилами статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи". Напротив, данная норма направлена на защиту их интересов, обязывая аптечные учреждения не отказывать в отпуске указанных в предъявленном рецепте лекарственных средств в связи с их временным отсутствием, а принимать возможные меры для получения гражданами лекарственных средств, необходимых им для лечения.
Довод заявителя о том, что пункт 2.7 Порядка позволяет аптечным учреждениям не иметь лекарственные препараты в наличии до обращения гражданина либо при наличии указанного в рецепте лекарственного средства отпускать аналогичное лекарственное средство или предлагать выписать другое лекарство, не соответствует содержанию этого пункта, из которого такой вывод не вытекает.
Оспариваемая норма не отменяет действия статьи 6.8 Федерального закона "О государственной социальной помощи", определяющей федеральный орган государственной власти, осуществляющий контроль за деятельностью по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг, и должна рассматриваться в единстве с пунктом 6.7 Порядка, в силу которого контроль выполнения обязательств фармацевтической организации по обеспечению аптечных учреждений в соответствии с заявками, определяющими потребность в лекарственных средствах и утвержденными Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Нет оснований и для вывода о несоответствии оспариваемой правовой нормы абзацам третьему, пятому, седьмому статьи 3 Федерального закона "О государственной социальной помощи". Статья 3 данного Федерального закона не регулирует вопросы, относящиеся к порядку выдачи гражданам лекарственных средств, а лишь определяет цели оказания государственной социальной помощи, которым оспариваемая норма не противоречит.
Поскольку оспариваемые С. нормативные положения не нарушают его прав и законных интересов, не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления С. отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ