Решение Верховного Суда РФ от 26.04.2007 N ГКПИ07-172
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 апреля 2007 г. N ГКПИ07-172
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Якиной К.А.,
с участием прокурора Воскобойниковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Падрухина Сергея Степановича о признании недействующими пунктов 1, 1.1 Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 2 июня 2006 года N 237 "О пределах пограничной зоны на территории Архангельской области" в части слов "...прилегающей к морскому побережью Российской Федерации" и включения в пограничную зону городского поселения "Мезенское" муниципального образования "Мезенский район",
установил:
Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 2 июня 2006 года N 237 "О пределах пограничной зоны на территории Архангельской области" предусмотрено, что пограничную зону на территории Архангельской области, прилегающей к морскому побережью Российской Федерации, установить в пределах, в частности, в муниципальном образовании "Мезенский район" - территории городского поселения Мезенское (пункты 1, 1.1). Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 июня 2006 года, регистрационный N 7985, опубликован в "Российской газете" 14 июля 2006 года, N 152.
Падрухин С.С., считая, что названным Приказом ограничено его право на свободу передвижения по территории муниципального образования "Мезенский район" Архангельской области, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании его частично недействующим.
Свои требования заявитель мотивировал тем, что оспариваемые положения противоречат статье 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".
Заявитель в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в его отсутствии.
Представители Федеральной службы безопасности Российской Федерации Сорокин П.В., Чуриков С.В. и Министерства юстиции Российской Федерации Ахвердиева Л.Р., возражая против заявления, пояснили, что оспариваемые нормы основаны на положениях статьи 16 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", изданы в пределах полномочий федерального органа исполнительной власти и не затрагивают права, свободы или охраняемые законом интересы граждан.
Выслушав и обсудив доводы участвующих в деле лиц, проверив оспариваемые нормативные положения на их соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Воскобойниковой Е.Л., полагавшей в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявления.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации, являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, согласно статье 12 Федерального закона "О Федеральной службе безопасности" осуществляет в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории (пункт "м").
В силу пункта 1.1 статьи 28 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" Федеральная служба безопасности Российской Федерации участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации во исполнение возложенных на нее федеральным законодателем полномочий издала Приказ "О пределах пограничной зоны на территории Архангельской области", который детализирует норму закона и ей не противоречит.
Из преамбулы данного Приказа видно, что он принят в целях реализации положений статьи 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" (в редакции от 30 декабря 2006 года) и создания необходимых условий охраны государственной границы Российской Федерации.
В силу статьи 16 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года N 4730-1 пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов Российской Федерации.
Как видно из содержания процитированной статьи, пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, в том числе прилегающих к Государственной границе на суше либо к морскому побережью Российской Федерации.
На основании названной нормы Закона пунктом 1 Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 2 июня 2006 года N 237 пограничная зона установлена на территории Архангельской области, прилегающей к морскому побережью Российской Федерации. В данном пункте не содержится норм, определяющих правовое положение граждан, нарушающих их права и обязанности.
Законом Архангельской области от 27 сентября 2006 года N 219-12-ОЗ "Об описании границ территорий муниципального образования "Мезенский муниципальный район" и вновь образованных в его составе муниципальных образований" определено, что граница городского поселения "Мезенское" начинается от точки N 44, которая находится на стыке кварталов N 4, 10 Мезенского лесничества Мезенского лесхоза и расположена на берегу Мезенской губы.
Губа - это название морских заливов на севере России.
Следовательно, территория городского поселения "Мезенское", граница которого начинается от точки, расположенной на берегу морского залива, являющегося частью морского побережья, включена в пограничную зону в соответствии с требованиями федерального закона.
Приказом, устанавливающим пограничную зону на территории Мезенского муниципального района Архангельской области, вопреки утверждению заявителя, не вводится никаких ограничений прав граждан на свободу передвижения. Режим в пограничной зоне установлен Законом Российской Федерации "О государственной границе Российской Федерации", в статье 17 которого предусмотрено, что въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.
Поскольку оспариваемые нормативные положения не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, прав заявителя не нарушают, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Падрухина Сергея Степановича отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ