Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 22.04.2003 N ГКПИ03-323

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 22 апреля 2003 г. N ГКПИ 03-323

Именем Российской Федерации

Верховный Суд РФ в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кириченко В.Ф., Подгорной Е.Т. и других о признании незаконными пунктов 1 и 5 Постановления Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов",

установил:

Кириченко В.Ф., Подгорная Е.Т. и другие обратились в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемые пункты Постановления Правительства РФ в приведенной части не соответствуют Конституции РФ, Федеральным законам "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".

В заявлении также указывают на то, что данными пунктами Постановления нарушаются их права в части установленного размера оплаты за стационарное обслуживание в доме-интернате, услугами которого они пользуются.

В судебном заседании заявительница Кириченко В.Ф. и представитель заявителей Фролов В.В. заявленное требование поддержали.

Представители Правительства РФ Петрова С.В. и Заблоцкис Е.Ю. с предъявленным требованием не согласились и просили об оставлении его без удовлетворения, сославшись на то, что оспариваемые пункты Постановления Правительства РФ соответствуют требованиям федеральных законов по данному вопросу и охраняемых законом прав заявителей не нарушают.

Выслушав объяснения заявительницы Кириченко В.Ф. и представителя заявителей Фролова В.В., представителей Правительства РФ, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит его не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ нормативные правовые акты, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными (недействующими).

Как установлено судом, Правительство РФ в соответствии с Федеральным законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также в целях повышения качества социально-бытовой помощи этим гражданам 17 апреля 2002 г. приняло Постановление N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов", пунктом 1 которого установлено, что плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях социального обслуживания, включая затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений, производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между указанными гражданами (их законными представителями) и учреждениями.

Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной им пенсии.

Пунктом 5 этого же Постановления предусмотрены в качестве услуг по организации питания, быта и досуга: приготовление и подача пищи, включая диетическое питание; предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам.

По утверждению представителей Правительства РФ, в связи с проведением пенсионной реформы и вступлением в действие с января 2002 г. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Федерального закона от 15 декабря 2001 г. "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" утратил силу.

Согласно названным выше Законам выплата пенсии, в том числе и в период нахождения пенсионера в государственном или муниципальном стационарном учреждении социального обслуживания, производится в установленном размере без каких-либо ограничений, т.е. указанными Федеральными законами, на что ссылаются заявители, действительно, не ограничивается размер пенсии в отличие от ранее установленных Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" норм об ограничении максимального размера пенсии на уровне трех минимальных размеров пенсии.

С учетом базового реформирования пенсионного обеспечения граждан Правительством РФ на основании п. 7 ст. 24 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" и было принято оспариваемое Постановление.

Указанным Постановлением Правительства РФ установлен порядок оплаты стационарного обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, включающего затраты на приобретение (стоимость) продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставленных в пользование жилых помещений.

Размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определяется с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем, сложившегося в регионе уровня цен, тарифов на оплату коммунальных услуг и не может превышать 75 процентов установленной пенсии, как и было ранее предусмотрено ст. 122 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

Полагают, что оспариваемые пункты Постановления Правительства РФ требованиям действующего по этому вопросу законодательства РФ не противоречат.

Эти утверждения представителей Правительства РФ материалами дела не опровергнуты.

Не представлено каких-либо убедительных доказательств в их опровержение и самими заявителями.

Анализ содержания оспариваемых пунктов Постановления также свидетельствует о их соответствии положениям закона.

При таких данных суд приходит к выводу о том, что каких-либо предусмотренных ст. 13 ГК РФ оснований для признания оспариваемых пунктов Постановления Правительства РФ незаконными (недействующими) не имеется.

Довод заявителей о том, что оспариваемым Постановлением Правительства РФ неправомерно возложена на них обязанность по оплате стационарного обслуживания в государственных и муниципальных учреждениях в размере 75 процентов назначенной пенсии, не может быть принят во внимание.

Оспариваемым Постановлением Правительства РФ размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов установлен в размере, не превышающем 75 процентов от назначенной пенсии.

Согласно ст. 15 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" от 10 декабря 1995 г. (в редакции Федеральных законов от 10.07.2002, от 25.07.2002 и от 10.01.2003) социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Платные социальные услуги в государственной системе социальных служб оказываются в порядке, установленном Правительством РФ.

Из содержания п. 6 ст. 24 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" также следует, что порядок и условия оплаты социальных услуг в государственных и муниципальных секторах социального обслуживания определяются Правительством РФ.

Как установлено судом, в связи с признанием утратившим силу Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", согласно ст. 122 которого выплата пенсионерам независимо от основания назначения и вида пенсии, проживающим в государственных или муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания, предусматривалась в размере 25 процентов назначенной пенсии, а остальная часть пенсии подлежала перечислению на счета стационарных учреждений социального обслуживания, возникла необходимость принятия Правительством РФ по данному вопросу соответствующего Постановления.

Установленный оспариваемым Постановлением Правительства РФ размер оплаты за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов не превышает ранее действовавшего, и в связи с этим данным Постановлением права этой категории лиц, в том числе и заявителей, не ухудшаются.

Внесенные указанным Постановлением изменения в Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, также не нарушают прав заявителей, поскольку они были внесены с целью обеспечения равных возможностей таким гражданам при получении социальных услуг в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Кроме того, данные изменения приняты Правительством РФ в соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", предусматривающей, что Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, являясь базовым, определяется Правительством РФ и ежегодно пересматривается.

Изменения в Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг внесены с учетом требований закона о недопустимости сокращения объема таких услуг.

Предусмотренная ранее Перечнем такая социальная услуга, как "предоставление рационального питания, в том числе диетического", конкретизирована п. 5 оспариваемого Постановления и изложена в редакции: "приготовление и подача пищи, включая диетическое питание".

Как пояснили представители Правительства РФ, такое изменение было обусловлено необходимостью единообразного подхода к предоставлению питания в стационарных учреждениях, поскольку прежняя редакция не позволяла однозначно трактовать механизм предоставления указанной социальной услуги.

Предусмотренные ранее социальные услуги, такие как "обеспечение одеждой, обувью, нательным бельем согласно утвержденным нормативам" и "предоставление постельных принадлежностей" были сформулированы как "предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам".

Из приведенных выше обстоятельств, по мнению суда, следует, что внесение названных изменений в Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг не повлекло какого-либо изъятия социальных услуг из Федерального перечня или сокращения объема предоставляемых социальных услуг.

В этой связи суд не может согласиться с утверждением заявителей в той части, что внесенные изменения в Федеральный перечень гарантированных услуг повлекли сокращение предоставляемых социальных услуг и их удорожание.

Ссылка заявителей при этом на то, что размер оплаты предоставляемых гарантированных услуг не должен превышать 50 процентов назначенной пенсии, не может быть признана обоснованной, поскольку возможность и условия оплаты предоставляемых социальных услуг в указанном размере установлены пунктом 6 оспариваемого Постановления Правительства РФ (пп. "б").

Определение же порядка и условий предоставления социальных услуг, как отмечалось уже выше, отнесено законом к компетенции Правительства Российской Федерации, что им и было реализовано в оспариваемом Постановлении.

Не может суд согласиться и с доводом заявителей о том, что оспариваемые пункты Постановления противоречат частям 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, так как названная норма Конституции РФ правоотношения, связанные с предоставлением социальных услуг, непосредственно не регулирует.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление Кириченко В.Ф., Подгорной Е.Т. и других о признании незаконными (недействующими) пунктов 1 и 5 Постановления Правительства РФ от 17 апреля 2002 г. N 244 "О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов" оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Д.РЕДЧЕНКО

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 6 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 г. (приложение 11.1), утв. Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 923>
(ред. от 09.02.2016) "Об утверждении перечня продукции (изделий), в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке соответствия требованиям технического регламента Таможенного союза "О безопасности игрушек" (ТР ТС 008/2011)"
"О внесении изменения в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования технического регламента Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012)"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 12 и 13 "Правил по применению в 2001 г. Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом", утв. Приказом МНС РФ от 21.06.2001 N БГ-3-10/191>
Ошибка на сайте