Решение Верховного Суда РФ от 05.04.2001 N ГКПИ2001-740
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2001 г. N ГКПИ 2001-740
(Извлечение)
Архангельский областной комитет профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания обратился в Верховный Суд РФ с требованием признать незаконным п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1999 г. N 1376 "О продолжительности дополнительного отпуска сотрудников таможенных органов Российской Федерации, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями", сославшись на то, что он противоречит Закону Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в части установления продолжительности дополнительного отпуска и ухудшает положение сотрудников таможенных органов по сравнению с работниками других организаций, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.
В судебном заседании представитель заявителя К. требование уточнила: просила признать незаконным п. 1 оспариваемого Постановления Правительства Российской Федерации только в части, касающейся установленной продолжительности дополнительного отпуска сотрудникам таможенных органов, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Верховный Суд РФ 5 апреля 2001 г. требование удовлетворил по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 14 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 27 декабря 2000 г.) кроме установленных законодательством дополнительных отпусков, предоставляемых на общих основаниях лицам, работающим в северных районах России, устанавливается также в качестве компенсации ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью:
в районах Крайнего Севера - 21 рабочий день;
в приравненных к ним местностях - 14 рабочих дней;
в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, - 7 рабочих дней.
Во исполнение п. 3 ст. 39 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" (в ред. от 7 ноября 2000 г.) названным Постановлением Правительства в п. 1 принято следующее положение: сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предоставляется дополнительный ежегодный отпуск продолжительностью:
в районах Крайнего Севера - 15 суток;
в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 10 суток.
Таким образом, продолжительность дополнительного отпуска уменьшается по сравнению с нормой закона.
По утверждению представителя заявителя К., все работники таможенных органов, включая и аттестованных, работающих и проживающих в северных районах, выполняют свои служебные обязанности в одинаковых условиях и на всех на них должен распространяться Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Данный Закон с учетом экстремальных природно - климатических условий в указанных районах направлен на охрану здоровья работающих и проживающих там лиц независимо от характера их служебной деятельности, и Правительство Российской Федерации не вправе ограничивать по сравнению с законом их права.
Эти утверждения ни материалами дела, ни представителями Правительства не опровергнуты.
При таких обстоятельствах Верховный Суд РФ приходит к выводу о том, что п. 1 оспариваемого Постановления в части установления продолжительности дополнительного отпуска сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, проходящим службу в северных районах, менее предусмотренной законом, не может являться правомерным.
По мнению представителей Правительства Российской Федерации, вопрос об определении продолжительности дополнительного отпуска сотрудникам таможенных органов в соответствии с Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации" отнесен к компетенции Правительства Российской Федерации, а поэтому оно вправе было определить продолжительность дополнительного отпуска, приняв постановление. Однако это не может быть признано обоснованным.
Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
Из содержания ч. 1 ст. 41 Конституции следует, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Исходя из этого, Правительство Российской Федерации не вправе было своим Постановлением снижать по сравнению с Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. уровень социальных гарантий, предусмотренных для лиц, включая и сотрудников таможенных органов, работающих и проживающих в северных районах, и ограничивать их право на получение дополнительного отпуска установленной законом продолжительности.
Это право может быть ограничено только федеральным законом.
Ссылка представителей Правительства Российской Федерации на особый характер прохождения службы в таможенных органах также не может быть принята во внимание, поскольку основополагающий в данной сфере отношений Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" закрепляет соответствующие гарантии и компенсации для всех лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от особенностей характера их служебной деятельности.
Как следует из содержания ст. 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации", служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации.
Поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах (п. 2 ст. 6 этого же Закона).
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 31 июля 1995 г. N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 7 ноября 2000 г.) особенности государственной службы в отдельных государственных органах устанавливаются федеральными законами на основании данного Федерального закона. Им же предусмотрено, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора (контракта), т.е. на условиях найма. На основании контракта (найма) оформляются на службу и сотрудники таможенных органов.
В связи с этим суд не может согласиться и с утверждением представителей Правительства Российской Федерации о том, что действие Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не распространяется на сотрудников таможенных органов. Согласно ст. 1 названного Закона его действие распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
Учитывая, что сотрудники таможенных органов Российской Федерации проходят службу в добровольном порядке по контракту (найму), на них в полной мере распространяется действие указанного Закона со всеми вытекающими последствиями.
Верховный Суд РФ заявление Архангельского областного комитета профсоюза работников государственных учреждений и общественного обслуживания удовлетворил и признал п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1999 г. N 1376 "О продолжительности дополнительного отпуска сотрудников таможенных органов Российской Федерации, проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в высокогорных, пустынных, безводных районах и других районах с тяжелыми климатическими условиями" в части установления продолжительности дополнительного отпуска сотрудникам таможенных органов Российской Федерации, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, соответственно 15 и 10 суток незаконным и не подлежащим применению.
Кассационная коллегия Верховного Суда РФ 22 мая 2001 г. решение оставила без изменения.