Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 11.03.2014 N АКПИ13-1296

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 марта 2014 г. N АКПИ13-1296

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Е.,

при секретаре Б.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению закрытого акционерного общества "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ" о признании недействующим пункта 8.2.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2615-10 "Профилактика иерсиниоза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 37,

установил:

постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 37 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.7.2615-10 "Профилактика иерсиниоза" (далее - СанПиН). Постановление опубликовано 21 июня 2010 г. в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти и зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2010 г., N 17448.

Согласно пункту 8.2.2 СанПиН в овощехранилищах должен поддерживаться определенный микроклимат со строгими параметрами температуры не выше 4 °C и относительной влажности в пределах до 70%.

ЗАО "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании данного нормативного положения недействующим, ссылаясь на то, что установленные нормой допустимые значения температуры и влажности необоснованны, противоречат абзацу четвертому статьи 11, пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ), пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", согласно которым индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; пищевые продукты должны удовлетворять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие; хранение и перевозка пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность.

Оспариваемая норма нарушает их права и законные интересы в области предпринимательской деятельности, за несоблюдение требований пункта 8.2.2 СанПин заявитель привлечен к административной ответственности.

В судебном заседании представители ЗАО "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ" Х. и К. поддержали заявленные требования.

Представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) О., Ю., М., представитель Министерства юстиции Российской Федерации Ч., возражали против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что СанПиН утверждены полномочным должностным лицом, осуществляющим государственный санитарно-эпидемиологический надзор, оспариваемое положение соответствует действующему законодательству, и не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (пункт 1).

В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29).

Санитарные правила разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, и иными органами, осуществляющими государственный санэпиднадзор, в связи с установленной необходимостью санитарно-эпидемиологического нормирования факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека (статья 38 в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ).

В соответствии с Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, основной задачей государственного санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, обеспечивающих безопасность для здоровья человека среды его обитания. Нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила (санитарные правила, санитарные правила и нормы, санитарные нормы, гигиенические нормативы), содержащие гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья (пункты 1, 2).

СанПиН утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ и пунктом 3 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, то есть компетентным органом в пределах предоставленных ему полномочий.

Оспариваемый нормативный правовой акт устанавливает основные требования к комплексу организационных и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения псевдотуберкулеза и кишечного иерсиниоза.

В соответствии с СанПиН иерсиний - это бактерии, которые являются возбудителями таких инфекционных заболеваний, как псевдотуберкулез и кишечный иерсиниоз, относятся к факультативным анаэробам, оптимальная температура их жизнедеятельности (26 +/- 2) °C, могут размножаться при пониженной температуре (4 - 10 °C), но накопление в этих условиях идет медленно (пункты 2.1, 2.2, 2.2.1). Основное значение в качестве факторов передачи при псевдотуберкулезе имеют продукты растительного происхождения (овощи, корнеплоды, зелень, фрукты), реже - вода открытых водоемов. Накопление возбудителя на овощах и корнеплодах с контаминацией тары, стен и пола происходит в овощехранилищах и складских помещениях организованных коллективов и предприятий общественного питания, при нарушении температурно-влажностного режима и заселении инфицированными грызунами (пункт 2.4.2).

В целях предупреждения контаминации и размножения иерсиний на овощах в овощехранилищах, плодоовощных базах, тепличных хозяйствах проводятся профилактические мероприятия, к которым относится требование соблюдения в овощехранилищах температурно-влажностного режима (пункты 8.2, 8.2.2 СанПиН), что соответствует положениям статей 11, 15 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ, и направлено на обеспечение безопасности для здоровья человека пищевых продуктов при их хранении.

Какие-либо нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу по отношению к СанПиН, которые устанавливали бы иной температурно-влажностный режим хранения овощей в овощехранилищах, отсутствуют.

Довод заявителя о том, что установленный пунктом 8.2.2 СанПиН температурно-влажностный режим не обеспечивает сохранность всех видов овощей, не может быть признан обоснованным.

Как пояснил в судебном заседании представитель Роспотребнадзора Ю., сотрудник Центрального института эпидемиологии и кафедры эпидемиологии Медицинской академии последипломного образования, установленные пунктом 8.2.2 СанПиН значения температуры и влажности являются научно обоснованными. СанПиН были разработаны на основании многолетнего опыта нормирования, существующего в России и за рубежом, Роспотребнадзором, учеными Санкт-Петербургского научно-исследовательского института эпидемиологии и микробиологии им. Пастера, Иркутского ордена Трудового Красного Знамени научно-исследовательского противочумного института Сибири и Дальнего Востока, Московского государственного медико-стоматологического университета, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Новосибирской области", ФГУН ГИСК им. Тарасевича Роспотребнадзора.

Ссылки заявителя на государственные стандарты, устанавливающие технические условия, в том числе условия хранения продукции, отличные от установленных оспариваемой нормой, не являются основанием для признания данной нормы недействующей, поскольку согласно пункту 4 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, решения юридических лиц по указанным вопросам, строительные нормы и правила, правила охраны труда, ветеринарные и фитосанитарные правила не должны противоречить санитарным правилам. Кроме того, национальные стандарты применяются на добровольной основе, в то время как соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 3 статьи 39).

Поскольку оспариваемое нормативное положение не нарушает прав и законных интересов заявителя, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ" о признании недействующим пункта 8.2.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2615-10 "Профилактика иерсиниоза", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 апреля 2010 г. N 37, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.А.ЕМЫШЕВА

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими первого предложения абзаца 1 пункта 17 и абзаца 3 пункта 55 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утв. Приказом МВД РФ от 27.01.2003 N 59>
"О внесении изменений в Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27 ноября 2009 г. N 19"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 6 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежегодной материальной помощи, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.12.2011 N 993>
<О признании незаконным и не подлежащим применению пункта 1 Постановления Правительства РФ от 10.12.1999 N 1376 "О продолжительности дополнительного отпуска сотрудников таможенных органов Российской Федерации..." в части установления продолжительности дополнительного отпуска сотрудникам таможенных органов РФ, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, соответственно 15 и 10 суток> (Извлечение)
Ошибка на сайте