Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 19.04.2007 N ВКПИ07-1

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2007 г. N ВКПИ07-1

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению У. об оспаривании п. п. 100 и 224 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200,

установила:

У. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным требованием, утверждая, что п. п. 100 и 224 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, нарушаются его права как военнослужащего, находящегося в распоряжении командования, на получение ряда дополнительных выплат к денежному довольствию (процентные надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и единовременное денежное вознаграждение).

В обоснование данной позиции У. указал, что п. 100 Порядка противоречит п. 4 ст. 4, абзацу 5 ст. 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" и п. 1 Правил выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной сетке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 года N 573.

При этом он пояснил, что наличие допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, частично ограничивает права гражданина. Поэтому в силу положений действующего законодательства гражданам предоставляются гарантии в виде надбавок к должностному окладу.

Поскольку согласно пункту 1 указанных выше Правил ежемесячная процентная надбавка выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым граждане имеют документально подтвержденный допуск на законных основаниях, а иных ограничений в законодательстве не содержится, то лишение данной надбавки военнослужащих, имеющих документально оформленный допуск, необоснованно.

В части п. 224 Порядка У. указал, что он противоречит п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года, поскольку связывает выплату единовременного денежного вознаграждения с исполнением военнослужащими должностных обязанностей, а не обязанностей военной службы.

Представители Министра обороны Российской Федерации полковники Кузнецов О.Л., Герасимчик В.В. требования У. не признали и просили отказать в их удовлетворении, пояснив при этом, что данный нормативный правовой акт издан Министром обороны РФ в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству.

Выслушав объяснения заявителя У., поддержавшего свои требования, представителей Министра обороны Российской Федерации полковников Кузнецова О.Л., Герасимчика В.В., исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И., полагавшего необходимым заявление У. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 5 ст. 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года N 5485-1 для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливаются процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

Исходя из смысла данной статьи, допущенными к государственной тайне на постоянной основе считаются должностные лица и граждане, имеющие оформленный в установленном порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и на которых решением руководителя (командира) органа государственной власти, местного самоуправления, предприятия, воинской части возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу своих должностных (функциональных) обязанностей.

При этом, согласно п. 3 ст. 4 названного Закона, Правительству Российской Федерации предоставлено право установить порядок предоставления социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны.

Во исполнение Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 года N 5485-1 Правительство Российской Федерации 14 октября 1994 года издало Постановление N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной сетке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне", которое действовало на момент принятия Приказа Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200 и утратило силу с 1 января 2007 года.

С указанного времени ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в соответствии с Правилами выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 года N 573.

Из п. 1 этих Правил усматривается, что ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют документально оформленный допуск на законных основаниях, а при определении ее размера должен учитываться объем сведений, к которым указанные граждане имеют доступ.

Таким образом, надбавка выплачивается лишь гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, т.е. на которых возложена обязанность постоянно работать со сведениями, составляющими государственную тайну, в силу своих должностных обязанностей и в зависимости от степени секретности сведений, к которым эти граждане имеют доступ.

Действующим в настоящее время Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 23 декабря 1994 года утверждено Разъяснение "О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне", согласно которому указанная процентная надбавка не выплачивается лицам, освобожденным от занимаемых должностей; лицам, освобожденным от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, приказом руководителя (командира); а также военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава, находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников).

В соответствии п. п. 43, 44 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей отнесена к непосредственным полномочиям Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно пп. пп. 7, 30 п. 10 указанного Положения Министр обороны РФ решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им льгот, гарантий и компенсаций. При этом Министр обороны РФ вправе издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, давать указания, организовывать и проверять их исполнение.

30 июня 2006 года Министр обороны РФ издал Приказ N 200, которым утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Данный нормативный правовой акт зарегистрирован в Минюсте России 15 сентября 2006 года N 8304 и опубликован в "Российской газете", N 215, 27 сентября 2006 года.

В п. 100 Порядка приведены условия, при которых процентная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, не выплачивается. В частности, в данном пункте Порядка указано, что надбавка не выплачивается военнослужащим освобожденным (отстраненным) от занимаемых воинских должностей; в отношении которых допуск прекращен; освобожденным от работы на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, приказом командира (начальника); находящимся в отпуске по уходу за ребенком; находящимся в распоряжении соответствующих командиров (начальников); а также за время отпуска, предоставляемого при увольнении с военной службы.

Таким образом, содержащиеся в п. 100 Порядка условия, при которых данная надбавка не выплачивается военнослужащим, не противоречат Закону Российской Федерации "О государственной тайне" и Постановлению Правительства РФ от 18 сентября 2006 года N 573 и не могут нарушать прав военнослужащих.

Что касается заявления У. об оспаривании п. 224 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, то в соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания.

(Аналогичное положение содержалось и в п. 1 ст. 13 Закона РФ "О статусе военнослужащих", введенного в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 22 января 1993 года "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих".)

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года N 340 "О денежном довольствии военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел" определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по итогам календарного года единовременное денежное вознаграждение выплачивается за добросовестное исполнение должностных обязанностей в размере трех окладов денежного содержания, исходя из окладов, действующих на момент выплаты этого вознаграждения.

Действуя в пределах своих полномочий, во исполнение Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ и Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 19 апреля 1993 года N 340, Министр обороны Российской Федерации в п. 224 Порядка определил порядок выплаты указанного вознаграждения военнослужащим.

Согласно данному пункту военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, по итогам календарного года выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей в размере трех окладов денежного содержания.

При этом, поскольку размеры окладов для военнослужащих, находящихся в распоряжении соответствующих командиров (начальников), законодательством не установлены, в целях обеспечения их социальной защиты, Министр обороны Российской Федерации в п. 224 Порядка также установил порядок выплаты вознаграждения и для указанной категории военнослужащих.

Для военнослужащих, находящихся ко дню подписания приказа о выплате вознаграждения в распоряжении соответствующих командиров (начальников), в том числе в установленном порядке временно исполняющим обязанности по вакантным воинским должностям, в расчет принимаются оклады по последней занимаемой ими штатной воинской должности.

Исходя из этого, п. 224 Порядка не нарушает прав военнослужащих, находящихся в распоряжении соответствующих командиров (начальников), и не противоречит п. 1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ.

Что касается частных случаев лишения военнослужащих единовременного денежного вознаграждения, то они, в соответствии со ст. 27 Гражданского процессуального кодекса РФ, не могут являться предметом рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации по первой инстанции.

Согласно ст. ст. 24, 28, 254 ГПК РФ в случае, если заявитель считает, что действиями каких-либо должностных лиц нарушены его права и свободы, он вправе оспорить эти действия в районный (гарнизонный) суд по месту его жительства или по месту нахождения должностного лица.

При таких обстоятельствах необходимо прийти к выводу о том, что по указанным в заявлении У. основаниям оспариваемые им нормы Порядка недействующими признаны быть не могут, а в удовлетворении его требований надлежит отказать.

На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252, 253 ГПК РФ,

решила:

в удовлетворении заявления У. об оспаривании п. п. 100 и 224 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, - отказать.

Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

А.Н.КОРОНЕЦ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении требований о признании частично недействующими подпункта 4 пункта 31, пункта 50, подпункта 4 пункта 105 и пункта 120 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утв. Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67>
"О внесении изменений в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 ноября 2014 г. N 199"
(ред. от 09.09.2019) "О Порядке рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении общих правил конкуренции на трансграничных рынках" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2021)
"О классификации транспортного средства типа фургон по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза"
Ошибка на сайте