Решение Верховного Суда РФ от 24.01.2007 N ВКПИ06-99
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 24 января 2007 г. N ВКПИ06-99
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Соловьева А.И., при секретаре капитане юстиции Старкове Д.М., с участием представителя заявителя Соковой Ю.В., представителя Правительства Российской Федерации Батурина Ю.П. и старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего В. о признании абзаца 1 пункта 7 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" противоречащим ст. 1 и ч. 1 ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, поскольку он ограничивает право зачета в выслугу лет на пенсию льготных условий службы в другом государстве - участнике Соглашения,
установила:
В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать незаконным абзац 1 пункта 7 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, поскольку, по его мнению, военнослужащие, проходившие службу в Вооруженных Силах СССР (Российской Федерации) за пределами России в бывших республиках Союза ССР, где устанавливалось льготное исчисление выслуги лет, из-за указанной правовой нормы лишились права на эту льготу.
Ссылаясь на ст. 1 и ч. 1 ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, заявитель считает, что согласно этим нормам международного договора выслуга лет для назначения пенсии военнослужащим должна исчисляться (в том числе и на льготных условиях) в порядке, установленном законодательством государств - участников Содружества Независимых Государств.
В подтверждение противоречия между абзацем 1 пункта 7 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 и статьями 1, 2, ч. 1 Соглашения от 15 мая 1992 года В. ссылается на факт подсчета ему, проходившему военную службу с 1971 года по 1994 год на Семипалатинском полигоне, выслуги лет при назначении пенсии без учета льготных условий, установленных Законом Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном испытательном полигоне" от 18 декабря 1992 года.
В возражениях на заявление представитель Правительства Российской Федерации Батурин Ю.П. указывает, что В. мотивирует свои требования ошибочным толкованием межгосударственного Соглашения от 15 мая 1992 года и решения Экономического Суда СНГ от 20 января 2000 года N 01-1/5-99.
В своем определении, указывает далее представитель Правительства РФ, Экономический Суд СНГ от 14 ноября 2001 года N 01-1/5-99, которому в соответствии с Положением об Экономическом Суде СНГ, утвержденным Соглашением Совета глав Государств СНГ от 6 июля 1992 года, предоставлено право окончательного толкования применения положений, соглашений, других актов Содружества и его институтов, дал толкование применения части 1 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года и решения Экономического Суда от 20 января 2000 года на примере Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском ядерном полигоне".
Согласно этому определению льготное исчисление выслуги лет на пенсию за службу на полигоне было введено с 1949 года, то есть с гораздо более ранних сроков, чем это предусматривалось законодательством бывшего Союза ССР. В соответствии с этим определением Экономического Суда право на льготное исчисление выслуги лет на пенсию, установленное Законом Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года, распространяется на военнослужащих, продолживших службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан и уволившихся из них в связи с переездом в другое государство или переведенных в вооруженные силы других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 года после вступления в силу Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года. Поэтому, по заключению представителя Правительства РФ, на В., как не проходившего военную службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан, действие Закона указанного государства в части льготного исчисления выслуги на пенсию не распространяется.
С учетом приведенной аргументации в возражениях делается вывод о том, что никакого противоречия между правовыми нормами правительственного Постановления РФ N 941 и Соглашения государств - участников СНГ от 15 мая 1992 года по вопросу порядка исчисления выслуги лет военнослужащим не существует.
В судебном заседании представитель заявителя Сокова Ю.В., настаивая на удовлетворении требований заявителя, утверждала, что из-за противоречий между нормами внутрироссийского регулирования и международного договора по вопросу исчисления выслуги лет военнослужащих ее доверитель был лишен права на льготное исчисление выслуги за период службы на Семипалатинском ядерном полигоне, расположенном в Республике Казахстан.
Представитель Правительства РФ Батурин Ю.П., возражая против удовлетворения требований В., в суде заявил, что, принимая Постановление N 941, Совет Министров - Правительство Российской Федерации строго исходило как из требований внутреннего законодательства, так и положений Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя Соковой Ю.В., поддержавшей требования заявителя В., представителя Правительства Российской Федерации Батурина Ю.П. и заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавших необходимым заявителю в удовлетворении его требований отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
15 мая 1992 года в г. Ташкенте государства - участники Содружества Независимых Государств, основываясь на ранее имевших место договоренностях о социальных, правовых гарантиях военнослужащих, в целях дальнейшего сотрудничества в области социального обеспечения этих лиц и их семей подписали Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников СНГ.
В части первой статьи второй этого Соглашения предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях бывшего Союза ССР в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
В связи с принятием в Российской Федерации ряда законодательных актов, регулирующих вопросы прохождения службы в различных силовых ведомствах страны, в том числе и лицами, ранее проходившими службу на территории бывших республик СССР, Правительством РФ было принято специальное постановление по вопросу порядка исчисления выслуги лет для различных категорий военнослужащих.
Согласно абзацу 1 пункта 7 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", служба военнослужащих в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями за пределами России на территории республик, ранее входивших в состав СССР, до введения в действие настоящего Постановления засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством бывшего Союза ССР. Названное Постановление введено в действие с 1 февраля 1993 года.
Вопреки мнению заявителя, указанная правовая норма Постановления Правительства РФ N 941 не может быть признана противоречащей названному выше Соглашению, поскольку ссылка на нее дана им без учета предписаний второго абзаца пункта 7 этого же Постановления.
В соответствии с этим абзацем с введением в действие Постановления N 941, то есть с 1 февраля 1993 года, служба военнослужащих за пределами России на территории других государств - участников СНГ в отдаленных, высокогорных местностях и местностях с неблагоприятными условиями засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на соответствующих льготных условиях, установленных законодательством государств, на территории которых они проходили службу, а до принятия этими государствами законодательных актов по данному вопросу - в соответствии с законодательством бывшего Союза ССР.
Анализ приведенного выше порядка исчисления выслуги лет военнослужащим, установленного Соглашением от 15 мая 1992 года и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года N 941, показывает, что внутригосударственное регулирование этого вопроса в России полностью соответствует международному договору, заключенному странами СНГ.
В. в заявлении правильно указывает на то обстоятельство, что Экономический Суд Содружества Независимых Государств 20 января 2000 года вынес решение за N 01-1/5-99, в котором дал толкование части первой статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года. Однако заявителем сделан ошибочный вывод о подтверждении якобы этим судом обязательного исчисления всем военнослужащим выслуги лет на льготных условиях, установленных законодательством Республики Казахстан для лиц, проходивших службу на Семипалатинском ядерном полигоне.
Как видно из определения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 14 ноября 2001 года N 01-1/5-99, разъяснившего по запросу Исполнительного комитета СНГ применение решения Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 20 января 2000 года N 01-1/5-99, в соответствии с частью 1 пункта 2 Соглашения право на льготное исчисление выслуги лет за период службы в Вооруженных Силах Союза ССР с 29 августа 1949 года по 1 января 1992 года на территории Республики Казахстан в период ее вхождения в СССР на основании Закона Республики Казахстан "О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне" от 18 декабря 1992 года имеют: а) военнослужащие, продолжавшие службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан и уволившиеся из них в связи с переездом в другое государство после вступления в законную силу Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года; б) военнослужащие, продолжившие службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан и переведенные в вооруженные силы других государств - участников Соглашения после вступления в силу названного Закона Республики Казахстан.
По делу установлено, что В. с 1971 года по 1994 год проходил военную службу в Вооруженных Силах Союза ССР, а затем - Российской Федерации на Семипалатинском полигоне. На момент вступления в силу с 1 января 1993 года Закона Республики Казахстан от 18 декабря 1992 года он не являлся военнослужащим Вооруженных Сил этого государства, а поэтому не приобрел указанного права на льготное исчисление выслуги лет.
Само по себе отсутствие у В. права на льготное исчисление выслуги лет, установленное в одной из бывших республик СССР (Казахстан), не может свидетельствовать о противоречии как первого абзаца пункта 7 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1993 года N 941, так и в целом всего этого пункта статье 1 и ч. 1 ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, подписанного, с учетом последующего присоединения к нему Туркменистана, 10-ю бывшими республиками Союза ССР.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
в удовлетворении заявления В. о признании абзаца 1 пункта 7 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" противоречащим ст. 1 и ч. 1 ст. 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
генерал-майор юстиции
А.И.СОЛОВЬЕВ