Рейтинг@Mail.ru

Решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 31.07.2019 N АКПИ19-427

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 31 июля 2019 г. N АКПИ19-427

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,

судей Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., Меркулова В.П.,

при секретаре К.Н.,

с участием прокурора Масаловой Л.Ф.

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С.Г. о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049.

Заслушав сообщение судьи - докладчика Назаровой А.М., объяснения административного истца С.Г., его представителя К.А., возражения представителя Правительства Российской Федерации С.М., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей административный иск не подлежащим удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049, опубликованным 5 октября 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12 октября 2015 г. в "Российской газете", N 229, и в Собрании законодательства Российской Федерации, N 41, утверждены перечень малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости (далее - Перечень народов) и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости (далее - Перечень районов).

С.Г. по национальности являющийся вепсом - представителем коренного малочисленного народа Севера, включенного в Перечень народов, постоянно проживающий в дер. Пустошка сельского поселения Вепсское национальное Бабаевского муниципального района Вологодской области, достигший возраста 55 лет, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим Перечня районов в той мере, в какой отсутствие в нем сельского поселения Вепсское национальное Бабаевского муниципального района Вологодской области как места традиционного проживания малочисленного народа Севера - вепсов - препятствует реализации их права на получение социальной пенсии по старости. По мнению административного истца, данное положение противоречит статьям 2 и 11 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 166-ФЗ) и создает недостаточность и неопределенность правового регулирования.

В обоснование требования административный истец указал, что решением Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кадуйском районе Вологодской области от 30 ноября 2018 г. ему было отказано в установлении социальной пенсии по старости в связи с тем, что поселение Вепсское национальное Бабаевского муниципального района Вологодской области, в котором он проживает, не входит в Перечень районов в целях установления социальной пенсии по старости. Между тем согласно данным Росстата по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность вепсов, проживающих в сельской местности, в том числе и в Бабаевском муниципальном районе, составляет 360 человек.

С.Г. и его представитель К.А. поддержали административный иск.

Правительство Российской Федерации поручило представлять его интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (поручение от 20 июня 2019 г. N ТГ-П12-5145), которое в письменных возражениях на административное исковое заявление указало, что Перечень районов утвержден Правительством Российской Федерации в рамках предоставленных ему Федеральным законом N 166-ФЗ полномочий, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.

В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации С.М. поддержала изложенную в возражениях правовую позицию и просила в удовлетворении заявленного требования отказать.

Выслушав стороны, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей, что административный иск не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.

По смыслу подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ, необходимым условием для назначения социальной пенсии по старости гражданам из числа малочисленных народов Севера, достигшим возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), является постоянное проживание на день назначения пенсии в районах проживания малочисленных народов Севера.

Названный федеральный закон определил, что перечень малочисленных народов Севера и перечень районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 11).

Во исполнение требований законодателя Правительством Российской Федерации утверждены указанные перечни.

Вепсы в качестве малочисленных народов Севера включены в Перечень народов постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2019 г. N 448 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049" (далее - Постановление N 448).

Этим же постановлением Правительства Российской Федерации в Перечень районов внесен Прионежский муниципальный район (Шокшинское вепсское сельское поселение, Шелтозерское вепсское сельское поселение, Рыборецкое вепсское сельское поселение) в Республике Карелия. Поселение Вепсское национальное Бабаевского муниципального района Вологодской области в данный перечень не внесено.

Вепсы также входят в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации (далее - Единый перечень), утвержденный в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255, в котором территорией их проживания указаны Республика Карелия, Ленинградская область, Вологодская область, а также в Перечень коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2006 г. N 536-р.

Бабаевский муниципальный район (Вепсское национальное, Пяжозерское сельские поселения) и Вытегорский муниципальный район (Оштинское сельское поселение) Вологодской области определены местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации согласно перечню таких мест (далее - Перечень мест традиционного проживания), утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р (далее - Распоряжение N 631-р), во исполнение пункта 1 части 2 статьи 5 Федерального закона N 82-ФЗ.

Из анализа приведенных нормативных правовых актов следует, что Бабаевский муниципальный район (Вепсское национальное поселение) является местом традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера, к которым относятся вепсы, однако в Перечне районов этот район отсутствует.

Следует отметить, что утвержденный Распоряжением N 631-р Перечень мест традиционного проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации шире Перечня районов проживания малочисленных народов Севера, поскольку он касается всех малочисленных народов Российской Федерации, в том числе проживающих в европейской части Российской Федерации. В связи с этим указанное распоряжение Правительства Российской Федерации при назначении социальной пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера не применялось и не применяется.

Впервые социальные пенсии по старости лицам из числа малочисленных народов Севера были введены Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

В отношении данной категории граждан, учитывая их проживание в сложных природно-климатических условиях и низкую продолжительность жизни, была введена пенсионная льгота: снижение на десять лет пенсионного возраста, по достижении которого возникает право на социальную пенсию у нетрудоспособных граждан.

Так, статьей 27 указанного закона (утратила силу с 1 января 2010 г. в связи с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ) было установлено, что социальные пенсии гражданам из числа малочисленных народов Севера назначаются: мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет в размере минимальной пенсии по старости.

Назначение социальной пенсии осуществлялось с применением перечня районов проживания малочисленных народов Севера, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 1993 г. N 22 (далее - Перечень N 22), в котором отсутствовали территории Республики Карелия, Ленинградской и Вологодской областей, а в числе малочисленных народов Севера - народ "вепсы", а также с применением Указаний Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 6 июля 1994 г. N 1-4-У, Министерства Российской Федерации по делам национальностей и региональной политике от 14 июля 1994 г. N 1459 и Пенсионного фонда Российской Федерации от 8 июля 1994 г. N ЮЛ-6-23/3562 "О применении Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" при назначении и перерасчете пенсий".

Согласно данным указаниям при назначении пенсий применялся Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действовавший ко дню обращения за пенсией.

С 1 января 2002 г. норма о назначении социальной пенсии по старости лицам из числа малочисленных народов Севера была введена в Федеральный закон N 166-ФЗ.

Вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О страховых пенсиях" и "О накопительной пенсии" подпункт 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона N 166-ФЗ дополнен нормой, согласно которой социальная пенсия гражданам из числа малочисленных народов Севера назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет при условии их постоянного проживания на день назначения пенсии в районах проживания малочисленных народов Севера (статья 16), с целью исключения неоднозначного толкования гражданами и судебными органами условия назначения указанной социальной пенсии.

Для установления круга лиц, имеющих право на данный вид пенсии, обязательным является условие постоянного проживания в районах проживания малочисленных народов Севера на день назначения пенсии.

Предоставление права на пенсионное обеспечение по старости именно гражданам из числа малочисленных народов Севера по достижении ими определенного возраста осуществляется исходя из сложившихся для них неблагоприятных природно-климатических, социально-экономических и демографических обстоятельств, необходимости сохранения и развития соответствующих этносов.

Вепсское национальное сельское поселение Бабаевского муниципального района Вологодской области в Перечень районов проживания малочисленных народов Севера не включено, поскольку данная территория не относится к районам Крайнего Севера.

Дополнения, внесенные Постановлением N 448 в Перечень народов и Перечень районов, корреспондируются с положениями Распоряжения N 631-р, в соответствии с которыми Прионежский муниципальный район Республики Карелия (Шокшинское вепсское, Шелтозерское вепсское, Рыборецкое вепсское сельские поселения) является местом традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности вепсов, и именно Прионежский район Республики Карелия входит в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Нормативные правовые акты, относящие Вепсское национальное сельское поселение Бабаевского муниципального района Вологодской области к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, отсутствуют.

Таким образом, действующее в оспариваемом постановлении Правительства Российской Федерации правовое регулирование соответствует целям установления наиболее благоприятных условий реализации гражданами из числа коренных малочисленных народов Севера права на пенсионное обеспечение, обусловленных их постоянным проживанием в районах со сложными природно-климатическими условиями, уязвимостью традиционного образа жизни, не противоречит положениям подпункта 4 пункта 1 статьи 11 Федерального закона 166-ФЗ, закрепляющим право этих граждан на льготную социальную пенсию при условии их постоянного проживания на день назначения пенсии в районах проживания малочисленных народов Севера.

Принимая во внимание, что Перечень районов в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, в удовлетворении заявленного требования надлежит отказать в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении административного искового заявления С.Г. о признании частично недействующим перечня районов проживания малочисленных народов Севера в целях установления социальной пенсии по старости, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2015 г. N 1049, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий судья

Верховного Суда

Российской Федерации

А.М.НАЗАРОВА

Судьи Верховного Суда

Российской Федерации

Л.В.БОРИСОВА

В.П.МЕРКУЛОВ

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления об оспаривании пункта 2 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утв. Приказом Минтранса России от 13.01.2010 N 4>
<Об отказе в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим абзаца четырнадцатого пункта 9 режима округа горно-санитарной охраны курорта федерального значения Светлогорск-Отрадное, утв. постановлением Правительства РФ от 22.02.2018 N 188>
"Об утверждении Порядка представления уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза информации в электронной форме в рамках формирования общего рынка газа Евразийского экономического союза"
"Об утверждении Порядка представления уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза информации в электронной форме в рамках формирования общих рынков нефти и нефтепродуктов Евразийского экономического союза"
Ошибка на сайте