Решение ВАС РФ от 27.09.2011 N ВАС-8490/11
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2011 г. N ВАС-8490/11
Резолютивная часть решения объявлена 20 сентября 2011 г.
Полный текст решения изготовлен 27 сентября 2011 г.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Чистякова А.И., судей Александрова В.Н., Березия А.Е. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Герда Мед" (Москва) о признании недействующим пункта 111 распоряжения Федеральной таможенной службы от 19.01.2011 N 6-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров".
Протокол вел помощник судьи Русаков И.В.
В заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Герда Мед" - Домрачев Е.Н. - заместитель генерального директора (доверенность от 22.07.2011);
Федеральной таможенной службы:
Лебедева К.В. - должностное лицо Правового управления (доверенность от 14.12.2010 N 15-46/100-10д);
Кругликов И.И. - старший государственный таможенный инспектор Управления товарной номенклатуры (доверенность N 15-46/2-11д от 19.01.2011).
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле,
суд установил следующее:
Федеральная таможенная служба (далее - ФТС России) приняла распоряжение от 19.01.2011 N 6-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров" (далее - распоряжение ФТС России N 6-р) с прилагаемым к этому распоряжению Сборником решений и разъяснений по классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС) отдельных товаров.
Данное распоряжение ФТС России зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11.03.2011 за N 20063 и опубликовано в издании "Российская газета", N 69, 01.04.2011.
Распоряжением ФТС России N 6-р пункт 111 упомянутого приложения изложен в следующей редакции.
Адсорбер, представляющий собой цилиндрическое устройство с корпусом из поликарбоната, внутри которого размещены диски из пористого полиэтилена, на которых иммобилизирован пептид, и предназначенный для экстракорпоральной очистки крови пациента от эндотоксинов (липополисахаридов), классифицируется в подсубпозиции 8421 29 000 9 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД 1 и 6. Принцип действия адсорбера: кровь пропускается через диски и становится очищенной от липополисахаридов посредством их селективного взаимодействия со специфическим пептидом. Адсорбер применяется в медицине, является одноразовым и имеет стерильную упаковку.
По мнению общества, данный пункт приложения к распоряжению ФТС России N 6-р противоречит единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", при этом адсорбер подлежит классификации в товарной подсубпозиции 9018908500 - приборы и устройства, применяемые в медицине, прочие.
ФТС России полагает, что оспариваемый акт принят ею в рамках полномочий, предоставленных статьями 52 и 108 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", адсорбер подлежит классификации в товарной подсубпозиции 8421290009 - центрифуги, включая центробежные сушилки, оборудование и устройства для фильтрирования или очистки жидкостей или газов, прочее.
Распоряжение ФТС России N 6-р опубликовано и зарегистрировано как нормативный правовой акт с соблюдением требований, предъявляемых к изданию правовых актов в сфере таможенного дела.
Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" нормативный правовой акт Российской Федерации в области таможенного дела признается не соответствующим настоящему Федеральному закону, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Федеральным законом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права лиц, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом;
3) изменяет установленные таможенным законодательством Таможенного союза и настоящим Федеральным законом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Федеральным законом;
4) изменяет содержание понятий, определенных настоящим Федеральным законом, либо использует эти понятия в значениях, отличных от применяемых в настоящем Федеральном законе.
В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" положения нормативных и иных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства Таможенного союза, федеральных законов и актам Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в области таможенного дела, устанавливать требования, условия и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, федеральными законами и актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в области таможенного дела.
Согласно пункту 3 Основных правил интерпретации ТН ВЭД в случае, если имеется возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Рассмотрев вопрос по существу о правильности классификации товара, указанной в оспариваемом акте ФТС России, суд с учетом пояснений к Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (тома 4, 5, 6) и Гармонизированной системе описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации пришел к выводу о допущенных ФТС России нарушений Основных правил интерпретации ТН ВЭД, выразившихся в неприменении пункта 3 указанных правил.
В данном случае ФТС России при классификации товара по коду 8421290009 - центрифуги, включая центробежные сушилки, оборудование и устройства для фильтрирования или очистки жидкостей или газов, не учла медицинского предназначения товара.
С учетом изложенного указанная классификация товара в оспариваемом акте является необоснованной.
Руководствуясь статьями 167, 168, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
признать недействующим пункт 111 распоряжения Федеральной таможенной службы от 19.01.2011 N 6-р "О классификации в соответствии с ТН ВЭД ТС отдельных товаров" как не соответствующему Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, утвержденной Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества N 18 от 27.11.2009 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
Взыскать с Федеральной таможенной службы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Герда Мед" судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Выдать исполнительный лист на взыскание сумм судебных расходов.
На решение может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Председательствующий судья
А.И.ЧИСТЯКОВ
Судья
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ
Судья
А.Е.БЕРЕЗИЙ