Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 25.02.2014 N АКПИ13-1221

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 25 февраля 2014 г. N АКПИ13-1221

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.,

при секретаре С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.А. о признании частично недействующим пункта 1.2 Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. N 118,

установил:

пунктом 1.1 Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1994 г. N 118 (далее - Инструкция), предусмотрено, что контрольные отстрелы огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося в обороте на территории Российской Федерации, производятся с целью постановки на учет Федеральной пулегильзотеки МВД России и обеспечения его розыска в случае утраты (хищения), а также раскрытия преступлений, совершенных с его применением.

Согласно пункту 1.2 Инструкции контрольному отстрелу подлежит следующее служебное и гражданское огнестрельное оружие с нарезным стволом: изготовляемое на предприятиях по производству оружия и предназначенное для реализации на территории Российской Федерации - перед его реализацией; прошедшее ремонт его основных частей, патронника, канала ствола, замену или механическую обработку бойка ударного механизма, - перед его реализацией или передачей владельцу; ввезенное предприятиями-поставщиками из-за границы и предназначенное для реализации на территории Российской Федерации, - перед его реализацией; приобретенное гражданином Российской Федерации за границей, - перед его регистрацией и оформлением разрешения на хранение и ношение; хранящееся и используемое предприятиями, организациями и учреждениями, - один раз в пять лет; передаваемое или продаваемое предприятиями, организациями и учреждениями, - перед передачей или продажей; принадлежащее гражданам Российской Федерации, - перед продлением разрешения на хранение и ношение, уничтожением или продажей другому лицу.

Б.А., неоднократно приобретавший гражданское огнестрельное оружие с нарезным стволом за границей, обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 1.2 Инструкции в части обязательного требования проводить контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом, приобретенного гражданином Российской Федерации за границей, перед его регистрацией и оформлением разрешения на хранение и ношение. В заявлении указано, что оспариваемое предписание противоречит статье 13.1 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", которая не предусматривает проведение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, приобретенного гражданином Российской Федерации за границей. Вследствие этого на него неправомерно возлагается данная обязанность.

В судебном заседании Б.А. поддержал свое заявление и просил о его удовлетворении, пояснив, что не оспаривает правомерность проведения контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, приобретенного гражданином Российской Федерации за границей, перед его регистрацией и оформлением разрешения на хранение и ношение оружия в соответствующем органе внутренних дел по месту жительства. Однако оспариваемая норма возлагает на него обязанность предъявлять протокол контрольного отстрела указанного оружия как в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, так и в органе внутренних дел по месту жительства.

Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Б.Р. и Д., представитель Министерства юстиции Российской Федерации К. заявленное требование не признали, ссылаясь на то, что оспариваемое предписание Инструкции не противоречит законодательству Российской Федерации и прав заявителя не нарушает. Контрольный отстрел огнестрельного оружия с нарезным стволом, осуществляемый полицией в соответствии с пунктом 21 части 1 статьи 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", позволяет обеспечить возможность розыска оружия в случае его утраты и хищения. Непроведение такого отстрела в отношении оружия, приобретенного гражданином Российской Федерации за границей, перед его регистрацией и оформлением разрешения на хранение и ношение приведет к неполноте сведений, содержащихся в федеральной пулегильзотеке (изъятии из нее исходных сведений о соответствующем оружии), и к утрате смысла в последующем контрольном отстреле, проводимом при продлении срока действия разрешения на хранение и ношение такого оружия.

Выслушав объяснения заявителя, представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей отказать заявителю в удовлетворении его требования, суд находит заявление Б.А. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Компетенция Министерства внутренних дел Российской Федерации на принятие оспариваемого нормативного правового акта подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2009 г. по делу N ГКПИ09-747, в котором указано, что, утверждая Инструкцию, Министерство не вышло за пределы имевшихся у него полномочий. В решении также отмечено, что проведение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом является одной из форм контроля за оборотом гражданского оружия на территории Российской Федерации, осуществляемого органами внутренних дел на основании статьи 28 Федерального закона "Об оружии" и Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814.

Согласно статье 13.1 Федерального закона "Об оружии", введенной Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 398-ФЗ, из гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом проводится контрольный отстрел для формирования федеральной пулегильзотеки при продлении срока действия разрешения органа внутренних дел на хранение и ношение такого оружия, после проведения ремонта его основных частей, замены или механической обработки бойка ударного механизма, а также при продаже оружия другому лицу. Порядок проведения контрольного отстрела из гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом и требования к учету пуль и гильз, передаваемых в федеральную пулегильзотеку, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

С утверждением заявителя о противоречии пункта 1.2 Инструкции в оспариваемой части приведенной норме федерального закона суд согласиться не может, поскольку она регламентирует лишь специально оговоренные в ней случаи контрольного отстрела гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося у граждан Российской Федерации (при продлении срока действия разрешения органа внутренних дел на хранение и ношение оружия, после проведения ремонта его основных частей, замены или механической обработки бойка ударного механизма, при продаже оружия другому лицу), и не регулирует отношения, связанные с контрольным отстрелом гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, приобретенного гражданином Российской Федерации за границей, перед его первоначальной регистрацией в органе внутренних дел и оформлением разрешения на хранение и ношение.

Из содержания Федерального закона "Об оружии" видно, что им предусмотрены и иные случаи контрольного отстрела оружия с нарезным стволом помимо приведенных в статье 13.1. Так, в соответствии со статьей 11 данного Федерального закона для формирования федеральной пулегильзотеки производится контрольный отстрел из огнестрельного оружия с нарезным стволом, находящегося на вооружении государственных военизированных организаций. Статьей 18 этого Федерального закона на юридических лиц, имеющих право осуществлять торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, возложена обязанность представлять в федеральную пулегильзотеку пули и гильзы, отстрелянные из продаваемого служебного и нарезного гражданского оружия, в порядке, предусмотренном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Таким образом, оспариваемое предписание статье 13.1 Федерального закона "Об оружии" не противоречит.

В силу подпункта "в" пункта 14 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, принятых во исполнение Федерального закона "Об оружии", на территории Российской Федерации запрещается продажа огнестрельного оружия с нарезным стволом, не прошедшего контрольный отстрел с представлением в федеральную пулегильзотеку отстрелянных пуль и гильз в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

По смыслу данной нормы, на территории России все огнестрельное оружие с нарезным стволом, находящееся в обороте и принадлежащее гражданам Российской Федерации или юридическим лицам, подлежит контрольному отстрелу. Следовательно, гражданское огнестрельное оружие с нарезным стволом, приобретенное гражданином Российской Федерации за границей, также подлежит контрольному отстрелу перед его регистрацией и оформлением разрешения на хранение и ношение. В противном случае сведения об этом оружии в федеральной пулегильзотеке будут отсутствовать, что не позволит обеспечить его розыск в случае утраты (хищения), а также раскрытие преступлений, совершенных с его применением.

Довод заявителя о том, что оспариваемое предписание неправомерно возлагает на него обязанность предъявлять протокол контрольного отстрела гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, приобретенного за границей, как в Министерстве внутренних дел Российской Федерации, так и в органе внутренних дел по месту жительства, ошибочен, поскольку такое положение пункт 1.2 Инструкции не содержит. При несогласии с действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц заявитель вправе обжаловать их в установленном порядке.

В силу части первой статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

Б.А. в удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

В.Ю.ЗАЙЦЕВ

Другие документы по теме
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими некоторых положений "Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263>
"О перечне стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013), и перечне стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности мяса и мясной продукции" (ТР ТС 034/2013) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции"
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими подпункта "ж" пункта 5 и подпункта "и" пункта 6 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009 N 906н>
<О признании недействующим пункта 111 Распоряжения ФТС РФ от 19.01.2011 N 6-р>
Ошибка на сайте