Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 11.08.2015 N АКПИ15-688

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 11 августа 2015 г. N АКПИ15-688

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре С.С.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению З. о признании недействующим в части пункта 3 раздела XXVIII Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10,

установил:

постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 утверждены списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, в том числе Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях (далее - Список N 2). Текст постановления опубликован в "Сборнике нормативных актов по пенсионному обеспечению", 1992 г.

Пунктом 3 раздела XXVIII ("Транспорт") Списка N 2 в категорию производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, включены плавающий состав морского и речного флота (позиция 23003010): машинная команда судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта (за исключением служебно-разъездных, пригородных и внутригородского сообщения).

З. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 3 раздела XXVIII Списка N 2 в части слов "служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта", ссылаясь на то, что предоставление права на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях исключительно машинной команде судов служебно-вспомогательного флота и судов портового флота, постоянно работающих на акватории порта, нарушает его право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения пенсионного возраста на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ). По мнению заявителя, в течение 7 лет 8 месяцев и 3 дней он выполнял работы в составе машинной команды судов транспортного флота, которая отличалась более вредными и тяжелыми условиями труда, чем работа машинной команды, указанной в оспариваемой норме, поэтому введенное ограничение по типам судов является незаконным и не соответствующим подпунктам 2 и 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, а также пунктам 2 и 9 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ).

В судебном заседании З. и его представитель М. требование поддержали.

Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, представляющего интересы Правительства Российской Федерации на основании распоряжения от 15 июня 2015 г. ОГ-П12-3890, С.М. возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что оспариваемое нормативное положение не противоречит законодательству Российской Федерации и прав и свобод заявителя не нарушает.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, возражения представителя заинтересованного лица, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам большей юридической силы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации полагает, что оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.

Во исполнение постановления Верховного Совета РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" Советом Министров РСФСР с 1 января 1992 г. было распространено действие на территории РСФСР утвержденных постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, с дополнениями и изменениями, внесенными постановлениями Кабинета Министров СССР от 23 июля 1991 г. N 497 и от 9 августа 1991 г. N 591.

Впоследствии их действие было подтверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

С 1 января 2015 г. основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются Федеральным законом N 400-ФЗ, в части 1 статьи 8 которой закреплено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с частью 3 статьи 36 названного федерального закона с указанной даты не применяется Федеральный закон N 173-ФЗ, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным федеральным законом в части, не противоречащей ему.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, устанавливающей основания сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии, предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 этой статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона N 400-ФЗ Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление), которым в числе прочего утвержден порядок применения Списка N 2 при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 упомянутого федерального закона.

Постановление опубликовано 24 июля 2014 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" http://www.pravo.gov.ru, 28 июля 2014 г. в Собрании законодательства Российской Федерации, N 30 (часть II), ст. 4306.

Таким образом, Список N 2 утвержден и введен в действие Правительством Российской Федерации в установленном законом порядке и в пределах предоставленных ему полномочий.

В силу пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Пунктом 9 приведенной нормы в таком же порядке предусмотрено назначение страховой пенсии досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

При досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются Список N 2, а также Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г. (подпункт "б" пункта 1 Постановления).

Недостаточность специального стажа для назначения заявителю страховой пенсии досрочно по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, а до 1 января 2015 г. - подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, не указывает на несоответствие оспариваемого нормативного положения Списка N 2 требованиям актов федерального законодательства большей юридической силы.

Требование заявителя об исключении из пункта 3 раздела XXVIII Списка N 2 слов, касающихся типов судов, с целью расширения круга лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию на льготных условиях на основании пункта 2 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ (до 1 января 2015 г. - подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), фактически касается вопросов целесообразности существующего правового регулирования.

Вместе с тем, проверяя полномочия органа (должностного лица), суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Федеральный закон N 400-ФЗ, определяя основания сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии, вопреки доводам заявителя не содержит норм, которым противоречит пункт 3 раздела XXVIII Списка N 2. Иного нормативного правового акта большей юридической силы, которому оспариваемое нормативное положение не соответствует, также не имеется.

Положения подпунктов 2 и 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ не применяются с 1 января 2015 г., поэтому доводы заявителя о несоответствии им оспариваемого предписания являются несостоятельными.

Согласно части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

С учетом того, что оспариваемое нормативное положение не противоречит законодательству Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов граждан не нарушает, заявление З. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 193 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления З. о признании недействующим в части пункта 3 раздела XXVIII Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца четвертого пункта 14 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утв. Приказом МЧС РФ от 24.04.2000 N 229>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими абзаца второго пункта 10, подпункта 5 пункта 16 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.12.1996 N 1396, пунктов 14, 15.4 "Инструкции о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации", утв. Приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим подпункта "а" пункта 6 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений...", утв. Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054>
(ред. от 02.10.2012) "Об упрощении процедуры ввоза на территорию Российской Федерации комплектующего оборудования (компонентов) радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств и выделении полос радиочастот для ввозимых из-за границы радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств"
Ошибка на сайте