Решение Верховного Суда РФ от 28.04.2016 N АКПИ16-104
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 апреля 2016 г. N АКПИ16-104
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А. о признании недействующим абзаца четвертого пункта 14 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2000 г. N 229,
установил:
приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 24 апреля 2000 г. N 229 утверждено Положение о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (далее - Положение).
Нормативный правовой акт зарегистрирован 2 июня 2000 г. в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России), регистрационный номер 2256, опубликован 19 июня 2000 г. в издании "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 25, 27 июля 2000 г. в издании "Российская газета", N 144.
Пунктом 14 Положения определено, что "семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 1, статьях 2 и 3 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", выдается удостоверение установленного образца, по форме, приведенной в приложении N 4 к настоящему Положению.
Основанием для выдачи удостоверения являются следующие документы:
удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Положением, свидетельство о браке, свидетельство о смерти;
заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти гражданина с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
А., являясь вдовой участника ликвидации аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 14 Положения, ссылаясь на его противоречие Федеральному закону от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и приказу МЧС России N 727, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 831, Министерства финансов Российской Федерации N 165н от 8 декабря 2006 г. "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС". Свое требование она мотивировала тем, что оспариваемое предписание препятствует ей в получении соответствующего удостоверения вдовы участника ликвидации аварии без заключения межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти ее супруга с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и нарушает ее право на социальное обеспечение, гарантированное частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации, в том числе на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных пунктами 3 - 12, 14 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В письменных возражениях на административное исковое заявление МЧС России и Минюст России указали, что оспариваемое нормативное положение издано уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и соответствует законодательству Российской Федерации.
А. и ее представитель Р. в судебное заседание, о котором были извещены надлежащим образом, не явились.
Представители МЧС России - Д. и Минюста России - Б. административный иск не признали.
Обсудив доводы административного истца А., выслушав возражения представителя МЧС России Д., представителя Минюста России Б., проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявленного требования отказать, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" (далее - Федеральный закон от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ) установлен порядок распространения действия Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на категории граждан, определенные в его статье 1.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1999 г. N 1281 "О мерах по реализации Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" МЧС России предписано установить порядок оформления и выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (пункт 2).
Таким образом, оспариваемый в части нормативный правовой акт издан МЧС России в пределах предоставленных этому федеральному органу исполнительной власти полномочий.
В соответствии с частью второй статьи 11 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в статьях 2 и 3 этого федерального закона, меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 14 части первой статьи 14, частью четвертой статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", сохраняются в случае, если смерть явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Частью первой статьи 13 поименованного федерального закона закреплено, что причинная связь заболеваний и инвалидности, имеющихся у граждан, указанных в статьях 1 и 12 данного федерального закона, а также смерти указанных граждан с последствиями воздействия радиации устанавливается межведомственными экспертными советами.
Согласно пункту 4 Положения о межведомственном экспертном совете по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 21 апреля 2005 г. N 289, на межведомственный экспертный совет возложены следующие основные функции: проведение экспертизы по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов; принятие решения о наличии или отсутствии причинной связи заболевания, инвалидности и смерти с воздействием радиационных факторов.
Исходя из вышеприведенных законоположений предоставляемые конкретному гражданину меры социальной поддержки в случае его смерти могут быть сохранены за его семьей, потерявшей кормильца, только при условии, что такая смерть явилась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Следовательно, устанавливая в абзаце четвертом пункта 14 Положения предписание, что в качестве одного из документов, являющихся основанием для выдачи удостоверения семьям, потерявшим кормильца из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 1, статьях 2 и 3 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ, должно быть заключение межведомственного экспертного совета об установлении причинной связи смерти гражданина с последствиями воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на территории производственного объединения "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, МЧС России следовало названным выше требованиям федерального закона и принятых в целях его реализации постановлений Правительства Российской Федерации.
Доводы о противоречии оспариваемого нормативного положения приказу МЧС России N 727, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации N 831, Министерства финансов Российской Федерации N 165н от 8 декабря 2006 г. "Об утверждении Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС" лишены правовых оснований. Упоминаемый приказ не имеет большей юридической силы по отношению к проверяемому приказу (его отдельному положению), а кроме того, он регулирует схожие, но иные правоотношения, а именно устанавливает правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
При установленных обстоятельствах оспариваемое нормативное положение не нарушает прав А. на социальное обеспечение в указанных ею аспектах.
Поскольку абзац четвертый пункта 14 Положения соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заявленное требование не подлежит удовлетворению согласно пункту 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления А. о признании недействующим абзаца четвертого пункта 14 Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2000 г. N 229, отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО