Решение Верховного Суда РФ от 08.11.2006 N ГКПИ06-1016
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 ноября 2006 г. N ГКПИ06-1016
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению А. о признании недействующим Приложения N 1 (образец временного разрешения на право управления транспортным средством) к Приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2002 г. N 720 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472" в части, устанавливающей, что данное временное разрешение на право управления транспортным средством действительно при предъявлении удостоверения личности гражданина (паспорта),
установил:
пунктом 1 Приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2002 г. N 720 утвержден образец временного разрешения на право управления транспортным средством (приложение N 1). На оборотной стороне утвержденной формы указано, что данное временное разрешение на право управления транспортным средством действительно при предъявлении удостоверения личности гражданина (паспорта).
А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании утвержденного образца недействующим в той части, в которой действительность временного разрешения на право управления транспортным средством поставлена в зависимость от наличия или отсутствия у водителя документа, удостоверяющего личность гражданина.
Заявитель мотивировал свои требования тем, что Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, не устанавливают обязанность водителя предъявлять по требованию сотрудников милиции документ, удостоверяющий личность, наряду с временным разрешением, являющимся самостоятельным документом, подтверждающим право водителя на управление транспортным средством, сотрудники милиции наделены правом проверки документов, удостоверяющих личность гражданина, исключительно в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", оспариваемым нормативным правовым актом расширены права сотрудников милиции по проверке таких документов, что не соответствует действующему законодательству и ухудшает его положение по сравнению с водителями, имеющими водительское удостоверение.
А. о месте и времени судебного заседания извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 6, 30).
Представители Министерства внутренних дел Российской Федерации Марьян Г.В. и Шакиров Ю.К., возражая против заявленных требований, указали на то, что полномочия сотрудников милиции проверять помимо временного разрешения и документы, удостоверяющие личность гражданина, основаны на требованиях пункта 9 статьи 10, пункта 2 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции", поскольку без проверки таких документов нельзя сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях водителя транспортного средства признаков некоторых составов административных правонарушений, например, предусмотренных статьями 12.3, 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Обушенко Л.А. считает, что Приказ от 1 августа 2002 г. N 720 издан правомочным нормотворческим органом, оспариваемое заявителем положение этого акта соответствует федеральному закону, наделяющему милицию правом проверять в определенных случаях документы, удостоверяющие личность граждан.
Обсудив доводы участвующих в деле лиц, оценив законность оспариваемого положения, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей заявленные требования необоснованными, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление А. не подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 3 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.
Образец временного разрешения на право управления транспортным средством разработан и утвержден Министерством внутренних дел Российской Федерации во исполнение поручения, данного в Постановлении Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472. Следовательно, нормативный правовой акт, отдельное положение которого оспаривает заявитель, издан федеральным органом государственной власти в рамках своих полномочий.
Согласно пунктам 9, 23 статьи 10 Закона Российской Федерации "О милиции" милиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими.
В силу пункта 2 статьи 11 того же Закона милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право проверять документы, удостоверяющие личность, у граждан, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо имеется повод к возбуждению в отношении них дела об административном правонарушении.
Поводом к возбуждению в отношении гражданина дела об административном правонарушении может служить, в частности, управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (статья 12.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Водительское удостоверение на право управления транспортным средством подтверждает не только наличие такого права у поименованного в нем лица, но и принадлежность самого документа именно этому лицу, поскольку содержит все необходимые реквизиты, позволяющие удостоверить личность гражданина.
В отличие от водительского удостоверения временное разрешение подтверждает только право указанного в нем лица на управление транспортным средством, но не принадлежность документа гражданину, его предъявившего.
Как следует из утвержденной формы временного разрешения, части 3 статьи 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также из объяснений представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации в судебном заседании, временное разрешение выдается по упрощенной процедуре при изъятии водительского удостоверения, действует ограниченный период времени и не содержит всех необходимых атрибутов (фотографии и др.), позволяющих при отсутствии иных документов идентифицировать личность предъявившего его гражданина.
Таким образом, временное разрешение на право управления транспортным средством может исключить повод к возбуждению в отношении предъявившего его гражданина дела об административном правонарушении лишь в совокупности с документом, удостоверяющим личность этого гражданина.
Исходя из этого, включенное в форму временного разрешения положение, имеющее целью установление личности предъявившего его гражданина для подтверждения наличия именно у него специального права, по своему содержанию не направлено на нарушение или умаление прав водителей, основано на нормах Закона Российской Федерации "О милиции", допускающих проверку милицией документов, удостоверяющих личность, у граждан, если имеется повод к возбуждению в отношении них дела об административном правонарушении, в частности, по факту отсутствия права на управление транспортным средством. Изложенное на оборотной стороне временного разрешения положение заранее предупреждает водителей о необходимости иметь документ, удостоверяющий личность, что отвечает их интересам.
Поскольку оспариваемое А. нормативное положение не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, то в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления А. о признании недействующим Приложения N 1 (образец временного разрешения на право управления транспортным средством) к Приказу Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2002 г. N 720 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 472" в части, устанавливающей, что данное временное разрешение на право управления транспортным средством действительно при предъявлении удостоверения личности гражданина (паспорта), отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий - судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ