Решение Верховного Суда РФ от 15.12.2003 N ГКПИ03-1307
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 15 декабря 2003 г. N ГКПИ 03-1307
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Артемьева Валерия Николаевича о признании недействительными абз. 6 пп. "в" и абз. 33 пп. "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части слов: "по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором ФСНП России",
установил:
Артемьев В.Н. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительными абз. 6 пп. "в" и абз. 33 пп. "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части слов: "по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации".
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права на пенсионное обеспечение.
В суде Артемьев В.Н. поддержал заявленные требования и пояснил, что обжалуемые положения допускают отказ в льготном исчислении выслуги лет сотрудникам налоговой полиции, проходившим службу в оперативных, следственных подразделениях, подразделениях физической защиты, и другим сотрудникам при их участии в оперативно-розыскной деятельности. Так, при увольнении из органов налоговой полиции он лишился права на пенсию, т.к. время службы в органах налоговой полиции ему было засчитано в календарном исчислении, а не льготном, как предусмотрено законом.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Добкина Е.А., Зиновьев В.В., Дивеев М.Д. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают пенсионные права сотрудников налоговой полиции.
Выслушав объяснения заявителя Артемьева В.Н., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Добкиной Е.А., Зиновьева В.В., Дивеева М.Д., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Совет Министров - Правительство Российской Федерации 22 сентября 1993 г. принял Постановление N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).
Согласно абз. 33 пп. "г" пункта 3 Постановления в выслугу лет для назначения пенсии засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца службы в должностях оперативного состава и других должностях при участии в оперативно-розыскной деятельности, в следственных подразделениях и подразделениях физической защиты органов налоговой полиции - сотрудникам этих органов, имеющим специальные звания, по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации.
Как пояснили в суде представители Правительства РФ Добкина Е.А., Зиновьев В.В., оспариваемый нормативный правовой акт издан в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Федеральным законом "О пожарной безопасности", постановлениями Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения в действие этих Законов и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации "Об утверждении Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации".
Правительство Российской Федерации определяет порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции.
Положение о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 20 мая 1993 г. N 4991-1, в статье 51 предусматривает право директора ФСНП России определять перечни подразделений и должностей, служба в которых подлежит льготному исчислению.
С 1 июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон N 86-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления".
Настоящий Федеральный закон сохранил лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, и членам их семей выплату пособий и предоставление льгот, установленных по состоянию на 1 июля 2003 года в соответствии со статьей 51 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации, и признал утратившим силу Закон Российской Федерации от 24 июня 1993 г. N 5238-1 "О федеральных органах налоговой полиции" (статья 55).
При таких обстоятельствах суд считает несостоятельными доводы заявителя об ограничении оспариваемым нормативным правовым актом прав сотрудников налоговой полиции на льготное исчисление выслуги лет для назначения пенсии.
Артемьев В.Н. также обжалует положения абз. 6 пп. "в" пункта 3 Постановления, в соответствии с которыми время службы сотрудников налоговой полиции, имеющих специальные звания, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в должностях оперативного состава и других должностях при участии в оперативно-розыскной деятельности, в следственных подразделениях и подразделениях физической защиты - по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации, засчитывается на льготных условиях: один месяц службы за два месяца в выслугу лет для назначения пенсий.
Из объяснений заявителя Артемьева В.Н. в суде следует, что он не проходил службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Оспариваемые положения не затрагивают его прав.
Согласно разъяснению пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1995 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании нормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий Правительства РФ и не нарушают права сотрудников, проходивших службу в органах налоговой полиции и участвующих в оперативно-розыскной деятельности, на пенсионное обеспечение, заявление Артемьева В.Н. не подлежит удовлетворению.
Если заявитель полагает, что, будучи сотрудником налоговой полиции, он участвовал в оперативно-розыскной деятельности и ему необоснованно отказали в льготном исчислении выслуги лет, то он вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных прав.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Артемьева Валерия Николаевича о признании недействительными абз. 6 пп. "в" и абз. 33 пп. "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в части слов: "по перечню подразделений и должностей, утверждаемому директором Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации" - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, - принесено кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.