Решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 826
ЕВРАЗИЙСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО
КОМИССИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
РЕШЕНИЕ
от 18 октября 2011 г. N 826
О ПРИНЯТИИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
"О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ,
ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ"
В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссия Таможенного союза (далее - Комиссия) решила:
1. Принять технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) (прилагается).
2. Утвердить Перечень межгосударственных стандартов, национальных (государственных) государств - членов Таможенного союза (до принятия межгосударственных стандартов), в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и межгосударственных стандартов, национальных (государственных) стандартов государств - членов Таможенного союза (до принятия межгосударственных стандартов), содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимых для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции (прилагается).
3. Установить:
3.1. Технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (далее - Технический регламент) вступает в силу с 31 декабря 2012 года.
3.2. Документы об оценке (подтверждении) соответствия обязательным требованиям, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданные или принятые в отношении продукции, являющейся объектом технического регулирования Технического регламента (далее - продукция), до дня вступления в силу Технического регламента, действительны до окончания срока их действия, но не позднее 30 июня 2014 года, за исключением документов об оценке (подтверждении) соответствия требованиям, установленным законодательством государства - члена Таможенного союза или нормативными правовыми актами Таможенного союза, выданных или принятых в отношении топлива для реактивных двигателей марки РТ, которые действуют до 1 января 2015 года. Указанные документы, выданные или принятые до дня официального опубликования настоящего Решения, действительны до окончания срока их действия.
Со дня вступления в силу Технического регламента выдача или принятие документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции обязательным требованиям, ранее установленным нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, не допускается.
3.3. До 30 июня 2014 года допускается производство и выпуск в обращение продукции в соответствии с обязательными требованиями, ранее установленными нормативными правовыми актами Таможенного союза или законодательством государства - члена Таможенного союза, при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия продукции указанным обязательным требованиям, выданных или принятых до дня вступления в силу Технического регламента, за исключением топлива для реактивных двигателей марки РТ, производство и выпуск в обращение которого при наличии таких документов допускается до 1 января 2015 года.
Указанная продукция маркируется национальным знаком соответствия (знаком обращения на рынке) в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
Маркировка такой продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза не допускается.
3.4. Обращение продукции, выпущенной в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в подпункте 3.2 настоящего Решения, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза.
3.5. Документы об оценке (подтверждении) соответствия топлива для реактивных двигателей и мазута требованиям, установленным Техническим регламентом, выданные или принятые до дня вступления в силу изменений в Технический регламент согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 23 июня 2014 г. N 43 "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011)", действительны до окончания срока их действия.
Обращение топлива для реактивных двигателей и мазута, выпущенных в обращение в период действия документов об оценке (подтверждении) соответствия, указанных в абзаце первом настоящего пункта, допускается в течение срока годности продукции, установленного в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза и Единого экономического пространства.
4. Секретариату Комиссии совместно со Сторонами подготовить проект Плана мероприятий, необходимых для реализации Технического регламента, и в трехмесячный срок со дня вступления в силу настоящего Решения обеспечить представление его на утверждение Комиссией в установленном порядке.
5. Казахстанской Стороне с участием Сторон на основании мониторинга результатов применения стандартов обеспечить подготовку предложений по актуализации Перечня стандартов, указанных в пункте 2 настоящего Решения, и представление не реже одного раза в год со дня вступления в силу Технического регламента в Секретариат Комиссии для утверждения Комиссией в установленном порядке.
6. Сторонам:
6.1. к дате вступления Технического регламента в силу определить органы государственного контроля (надзора), ответственные за осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента, и информировать об этом Комиссию;
6.2. обеспечить проведение государственного контроля (надзора) за соблюдением требований Технического регламента с даты вступления его в силу.
7. Настоящее Решение вступает в силу через 15 дней со дня его официального опубликования, если в течение этого срока Стороны не заявят о приостановлении своего одобрения Технического регламента.
Члены Комиссии Таможенного союза:
Утвержден
Решением Комиссии Таможенного союза
от 18 октября 2011 г. N 826
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
ТР ТС 013/2011
О ТРЕБОВАНИЯХ
К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ, ДИЗЕЛЬНОМУ
И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ
Предисловие
1. Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее - Технический регламент ТС) - разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года.
2. Настоящий технический регламент ТС разработан с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза обязательных для применения и исполнения требований к выпускаемым автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту (далее - топливо), выпускаемым в обращение на единую таможенную территорию Таможенного союза.
Статья 1. Область применения
1.1. Технический регламент ТС распространяется на выпускаемое в обращение и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного союза топливо.
1.2. Технический регламент ТС устанавливает требования к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей относительно его назначения, безопасности и энергетической эффективности.
1.3. Технический регламент ТС не распространяется на топливо, поставляемое по государственному оборонному заказу, на экспорт за пределы единой таможенной территории Таможенного союза, находящееся на хранении в организациях, обеспечивающих сохранность государственного материального резерва, а также для нужд собственного потребления на нефтяных промыслах и буровых платформах.
Статья 2. Определения
2.1. В Техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:
автомобильный и авиационный бензин - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с искровым воспламенением;
выпуск в обращение - первичный переход паспортизированного топлива от изготовителя к потребителю;
дизельное топливо - жидкое топливо для использования в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия;
изготовитель - юридическое либо физическое лицо, в том числе иностранное, осуществляющее от своего имени или по поручению изготовление и (или) реализацию топлива, ответственное за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
импортер - резидент государства - члена ТС, который заключает с нерезидентом государства ТС внешнеторговый договор на передачу топлива и осуществляет хранение и реализацию (оптовая и (или) розничная торговля) этого топлива и несет ответственность за его соответствие требованиям Технического регламента ТС;
мазут - топливо, получаемое из продуктов переработки нефти, газоконденсатного сырья и предназначенное для транспортных средств, стационарных котельных и технологических установок;
марка топлива - словесное и (или) буквенное, цифровое обозначение топлива, включающее для автомобильного бензина и дизельного топлива его экологический класс;
обращение топлива на рынке - этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение;
октановое число - показатель, характеризующий детонационную стойкость бензина, выраженный в единицах эталонной шкалы;
опытно-промышленная партия - партия продукции, изготовленная по вновь разработанной рабочей документации для проверки путем испытаний соответствия заданным техническим требованиям с целью принятия решения о возможности постановки на производство и (или) использования по назначению;
партия топлива - количество топлива одной марки, сопровождаемое одним документом о качестве (паспортом);
потребитель - юридическое либо физическое лицо, имеющее намерение приобрести или приобретающее паспортизированное топливо для собственных нужд;
присадка - вещество, добавляемое в топливо в целях улучшения его эксплуатационных свойств;
продавец - юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена ТС, осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента ТС;
судовое топливо - жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках;
топливо для реактивных двигателей - жидкое топливо для использования в реактивных авиационных двигателях;
уполномоченное изготовителем лицо - юридическое либо физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке государством - членом ТС, которое определено изготовителем на основании договора с ним для осуществления действий от его имени при подтверждении соответствия и размещении топлива на единой таможенной территории Таможенного союза, а также для возложения ответственности за несоответствие топлива требованиям Технического регламента ТС;
цетановое число - показатель, характеризующий воспламеняемость дизельного топлива, выраженный в единицах эталонной шкалы;
экологический класс топлива - классификационный код (К2, К3, К4, К5), определяющий требования безопасности топлива.
Статья 3. Требования к обращению топлива на рынке
3.1. Допускается выпуск в обращение и обращение топлива, соответствие которого подтверждено требованиям согласно статье 6 Технического регламента ТС.
3.2. При реализации автомобильного бензина и дизельного топлива продавец обязан предоставить потребителю информацию о:
наименовании и марке топлива;
соответствии топлива требованиям Технического регламента ТС.
При розничной реализации автомобильного бензина и дизельного топлива информация о наименовании, марке топлива, в том числе об экологическом классе, должна быть размещена в местах, доступных для потребителей. На топливно-раздаточном оборудовании размещается и в кассовых чеках отражается информация о марке топлива.
По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.
3.3. Требования к обозначению марки автомобильного бензина и дизельного топлива приведены в приложении 1.
Статья 4. Требования безопасности
4.1. Автомобильный бензин должен соответствовать требованиям, указанным в приложении 2 к Техническому регламенту ТС.
4.2. Не допускается применение в автомобильном бензине металлосодержащих присадок (содержащих марганец, свинец и железо).
Применение ароматических аминов (монометиланилинов) на территории Республики Беларусь запрещено.
4.3. Автомобильный бензин может содержать красители (кроме зеленого и голубого цвета) и вещества-метки.
4.4. Дизельное топливо должно соответствовать требованиям, указанным в приложении 3 к Техническому регламенту ТС.
4.5. До 1 января 2018 года в Кыргызской Республике и в Республике Казахстан, наряду с выпуском в обращение (обращение) дизельного топлива, соответствующего требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС, допускается выпуск в обращение дизельного топлива, используемого для сельскохозяйственной и внедорожной техники, с цетановым числом не менее 45 и массовой долей серы не более 2000 мг/кг и без нормирования показателей "смазывающая способность" и "массовая доля полициклических ароматических углеводородов" при условии соответствия остальных характеристик требованиям, предусмотренным приложением 3 к Техническому регламенту ТС.
Данное топливо не допускается к реализации через автозаправочные станции общего пользования.
4.6. Не допускается применение в дизельном топливе металлосодержащих присадок, за исключением антистатических присадок.
4.7. Мазут должен соответствовать требованиям, определенным приложением 4 Технического регламента ТС.
4.8. Топливо для реактивных двигателей должно соответствовать требованиям, определенным приложением 5 Технического регламента ТС.
4.9. Топливо для реактивных двигателей не должно содержать поверхностно-активные и другие химические вещества в количестве, ухудшающем его свойства.
4.10. Авиационный бензин должен соответствовать требованиям, определенным приложением 6 Технического регламента ТС.
4.11. Авиационный бензин с октановым числом не менее 99,5 и сортностью не менее 130 может содержать краситель голубого цвета.
4.12. Судовое топливо должно соответствовать требованиям, определенным приложением 7 Технического регламента ТС.
4.13. Каждая партия топлива, выпускаемого в обращение и (или) находящегося в обращении, должна сопровождаться документом о качестве (паспортом).
Паспорт должен содержать:
наименование и обозначение марки топлива;
наименование изготовителя (уполномоченного изготовителем лица) или импортера, или продавца, их местонахождение (с указанием страны);
обозначение документа, устанавливающего требования к топливу данной марки (при наличии);
нормативные значения и фактические результаты испытаний, подтверждающие соответствие топлива данной марки требованиям Технического регламента ТС;
дату выдачи и номер паспорта;
подпись лица, оформившего паспорт;
сведения о декларации соответствия;
сведения о наличии присадок в топливе.
4.14. Сопроводительная документация на партию топлива, выпускаемого в обращение, выполняется на русском языке и на государственном языке государства - члена ТС, на территории которого данная партия будет находиться в обращении.
Статья 5. Обеспечение соответствия требованиям безопасности
5.1. Безопасность топлива обеспечивается соблюдением требований, установленных настоящим Техническим регламентом.
5.2. Правила и методы исследований (испытаний), в том числе отбора проб, необходимые для исполнения требований технического регламента ТС и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции, устанавливаются в межгосударственных стандартах, а в случае их отсутствия (до принятия межгосударственных стандартов) - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза.
Статья 6. Подтверждение соответствия
6.1. Перед выпуском топлива в обращение проводится подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС в форме декларирования соответствия.
Процедуру подтверждения соответствия топлива проводит заявитель.
При декларировании соответствия топлива заявителем может быть зарегистрированное в соответствии с законодательством государства - члена ТС на его территории юридическое лицо или физическое лицо, являющееся либо изготовителем, либо уполномоченным представителем изготовителя, либо импортером.
Подтверждение соответствия топлива проводится по схемам декларирования соответствия топлива, установленным в настоящей статье и описанным в Приложении 8 к Техническому регламенту ТС.
Для целей подтверждения соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС испытательная лаборатория (центр) должна быть аккредитована и включена в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Таможенного Союза.
Испытания топлива опытно-промышленной партии для целей подтверждения соответствия допускается проводить в испытательной лаборатории.
Заявитель принимает декларацию о соответствии топлива Техническому регламенту ТС по единой форме, утвержденной решением Комиссии Таможенного союза.
6.2. Подтверждение соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС осуществляется:
для серийно выпускаемых топлив - по схемам 3д или 6д;
для топлив, выпускаемых или ввозимых партиями, - по схеме 4д;
для опытно-промышленных партий - по схеме 2д для автомобильного бензина, дизельного топлива, судового топлива и мазута, по схеме 4д для авиационного бензина и топлива для реактивных двигателей.
6.2.1. Для серийно выпускаемого топлива заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии и при декларировании по схеме 6д);
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.2.2. Для топлива, выпускаемого или ввозимого партиями, заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- копия документа, в котором установлены требования к изготовленному топливу (при наличии);
- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество каждой ввезенной партии топлива (паспорт);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.2.3. Для опытно-промышленных партий заявитель формирует и представляет для регистрации декларации о соответствии комплект документов, подтверждающий соответствие топлива требованиям Технического регламента ТС, в следующем составе:
- протокол (протоколы) испытаний топлива;
- документы, идентифицирующие и подтверждающие качество опытно-промышленной партии топлива (паспорт);
- копия сертификата на систему менеджмента качества (при наличии);
- декларация о соответствии топлива Техническому регламенту ТС.
6.3. Декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной базе данных Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме по уведомительному принципу. Срок действия декларации о соответствии начинается с даты ее регистрации.
Декларации о соответствии топлива регистрируются на срок:
при подтверждении соответствия по схеме 3д - не более 3 лет;
при подтверждении соответствия по схемам 4д и 2д - с учетом срока хранения данного топлива, но не более 3 лет;
при подтверждении соответствия по схеме 6д - не более 5 лет.
Статья 7. Защитительная оговорка
7.1. Государство - член ТС обязано предпринять меры для ограничения, запрета выпуска в обращение топлива на территории государства - члена ТС, а также изъятия с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.
О принятом решении уведомляются другие государства - члены ТС.
7.2. В течение 3 лет со дня вступления в силу Технического регламента ТС допускается обращение топлива, выпущенного в обращение до дня вступления в силу Технического регламента ТС.
7.3. Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.
Определение содержания марганца, железа, монометиланилина для Республики Казахстан начинает осуществляться не позднее 1 января 2014 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К3 допускается на территории:
Республики Армения - по 31 декабря 2016 года;
Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года;
Республики Казахстан - по 31 декабря 2017 года;
Кыргызской Республики - по 31 декабря 2017 года;
Российской Федерации - по 31 декабря 2014 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К4 допускается на территории:
Республики Армения - по 31 декабря 2016 года;
Республики Беларусь - по 31 декабря 2015 года;
Российской Федерации - по 1 июля 2016 года.
Переход на выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.
Выпуск в обращение и обращение автомобильного бензина экологического класса К5 не ограничен.
7.4. Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К2 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. На территории Кыргызской Республики и Республики Казахстан указанный запрет действует с 1 января 2018 года.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К3 на единой таможенной территории Таможенного союза не допускается. Указанный запрет действует на территориях:
Республики Армения - со 2 января 2016 года;
Республики Казахстан - с 1 января 2018 года;
Кыргызской Республики - с 1 января 2018 года;
Российской Федерации - с 1 января 2015 года.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К4 допускается на территории:
Республики Армения - по 31 декабря 2015 года;
Республики Беларусь - по 31 декабря 2014 года;
Российской Федерации - по 31 декабря 2015 года.
Переход на выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологических классов К4 и К5 осуществляется на территории Республики Казахстан и Кыргызской Республики не позднее 1 января 2018 года.
Выпуск в обращение и обращение дизельного топлива экологического класса К5 не ограничен.
Приложение 1
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ОБОЗНАЧЕНИЕ
МАРКИ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА И ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
1. Обозначение автомобильного бензина включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
1.1. Первая группа: буквы АИ, обозначающие автомобильный бензин.
1.2. Вторая группа: цифровое обозначение октанового числа автомобильного бензина (80, 92, 93, 95, 96, 98 и др.), определенного исследовательским методом.
1.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс автомобильного бензина.
2. Обозначение дизельного топлива включает следующие группы знаков, расположенных в определенной последовательности через дефис.
2.1. Первая группа: буквы ДТ, обозначающие дизельное топливо.
2.2. Вторая группа: буквы Л (летнее), З (зимнее), А (арктическое), Е (межсезонное), обозначающие климатические условия применения.
2.3. Третья группа: символы К2, К3, К4, К5, обозначающие экологический класс дизельного топлива.
3. Обозначение марки может включать торговую марку (товарный знак) изготовителя.
Приложение 2
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВТОМОБИЛЬНОГО БЕНЗИНА
Характеристики автомобильного бензина
Единица измерения
Нормы в отношении экологического класса
К2
К3
К4
К5
Массовая доля серы, не более
мг/кг
500
150
50
10
Объемная доля бензола, не более
%
5
1
1
1
Массовая доля кислорода, не более
%
не определяется
2,7
2,7
2,7
Объемная доля углеводородов, не более:
%
ароматических
не определяется
42
35
35
олефиновых
не определяется
18
18
18
Октановое число:
-
по исследовательскому методу, не менее
80
80
80
80
по моторному методу, не менее
76
76
76
76
Давление насыщенных паров:
кПа
в летний период
35 - 80
35 - 80
35 - 80
35 - 80
в зимний период
35 - 100
35 - 100
35 - 100
35 - 100
Концентрация железа, не более
мг/дм3
отсутствие
отсутствие
отсутствие
отсутствие
Концентрация марганца, не более
мг/дм3
отсутствие
отсутствие
отсутствие
отсутствие
Концентрация свинца <*>, не более
мг/дм3
5
5
5
5
Объемная доля монометиланилина, не более
%
1,3
1,0
1,0
отсутствие
Объемная доля оксигенатов, не более:
%
метанола <**>
не определяется
1
1
1
этанола
не определяется
5
5
5
изопропанола
не определяется
10
10
10
третбутанола
не определяется
7
7
7
изобутанола
не определяется
10
10
10
эфиров, содержащих 5 или более атомов углерода в молекуле
не определяется
15
15
15
других оксигенатов (с температурой конца кипения не выше 210 °C)
не определяется
10
10
10
<*> Для Российской Федерации для экологических классов К2, К3, К4 и К5 отсутствие.
<**> Для Российской Федерации для экологических классов К3, К4 и К5 отсутствие.
Приложение 3
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА
Характеристики дизельного топлива <*>
Единица измерения
Нормы в отношении экологического класса
К2
К3
К4
К5
Массовая доля серы, не более
мг/кг
500
350
50
10
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже:
°C
для летнего и межсезонного дизельного топлива
40
40
55
55
для зимнего и арктического дизельного топлива
30
30
30
30
Фракционный состав - 95 процентов объемных перегоняется при температуре, не выше
°C
360
360
360
360
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов, не более
%
-
11
11
8
Цетановое число для летнего дизельного топлива, не менее
-
45
51
51
51
Цетановое число для зимнего и арктического дизельного топлива, не менее
-
не определяется
47
47
47
Смазывающая способность, не более
мкм
не определяется
460
460
460
Предельная температура фильтруемости, не выше:
°C
летнее дизельное топливо
не определяется
не определяется
не определяется
не определяется
дизельного топлива зимнего <**>
минус 20
минус 20
минус 20
минус 20
дизельного топлива арктического
минус 38
минус 38
минус 38
минус 38
дизельного топлива межсезонного <***>
минус 15
минус 15
минус 15
минус 15
<*> Допускается содержание в дизельном топливе не более 7% (по объему) метиловых эфиров жирных кислот.
<**> Для Республики Казахстан не более минус 15 °C для экологических классов К2, К3, К4 и К5.
<***> Для Республики Казахстан не более минус 5 °C для экологических классов К2, К3, К4 и К5.
Приложение 4
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ МАЗУТА
Характеристика мазута
Единица измерения
Норма для флотского мазута
Норма для топочного мазута
Массовая доля серы, не более
%
2,0
3,5
Температура вспышки в открытом тигле, не ниже
°C
-
90
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже
°C
80
-
Выход фракции, выкипающей до 350 °C, не более
% об.
17 <*>
17 <*>
Содержание сероводорода, не более
ppm
10 <**>
10 <**>
--------------------------------
<*> Норма устанавливается для Российской Федерации (для флотского мазута марки Ф-5 норма не более 22 % об.).
<**> Норма устанавливается для Российской Федерации с 1 января 2015 г., для Республики Казахстан с 1 января 2017 г., для Республики Беларусь с 1 января 2019 г., для Республики Армения с 1 января 2015 г.
Приложение 5
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ
К ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Характеристика топлива для реактивных двигателей
Единица измерения
Норма в отношении летательных аппаратов с дозвуковой скоростью полета
Джет А-1
ТС-1
РТ
Кинематическая вязкость при температуре минус 40 °C, не более
мм2/с
-
8 <*>
16
Кинематическая вязкость при температуре минус 20 °C, не более
мм2/с
8
8 <**>
8 <**>
Температура начала кристаллизации, не выше
°C
-
минус 60 <***>
минус 60 <***>
Температура замерзания, не выше
°C
минус 47
-
-
Содержание механических примесей и воды
-
отсутствие
отсутствие
отсутствие
Фракционный состав:
10% отгоняется при температуре не выше
°C
205
165
175
90% отгоняется при температуре не выше
°C
-
230
270
98% отгоняется при температуре не выше
°C
-
250
280
остаток от разгонки, не более
%
1,5
не нормируется
1,5
потери от разгонки, не более
%
1,5
не нормируется
1,5
Высота некоптящего пламени, не менее
мм
25
25
25
или
при объемной доле нафталиновых углеводородов не более 3 %, не менее
мм
19
-
-
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже
°C
38
28
28
Объемная (массовая) доля ароматических углеводородов, не более
%
25
20 (22)
20 (22)
Концентрация фактических смол, не более
мг/100 см3
7
5
4
Массовая доля общей серы, не более
%
0,25
0,20
0,10
Массовая доля меркаптановой серы, не более
%
0,003
0,003
0,003
Термоокислительная стабильность при контрольной температуре, не ниже
°C
260
260
260 (275) <****>
Перепад давления на фильтре, не более
мм рт. ст.
25
25
25
Цвет отложений на трубке (при отсутствии нехарактерных отложений), не более
баллы по цветовой шкале
3
3
3
Удельная электрическая проводимость <*****>:
пСм/м
без антистатической присадки, не более
10
10
10
с антистатической присадкой
50 - 600
50 - 600
50 - 600
--------------------------------
<*> Норма устанавливается для Республики Казахстан.
<**> Норма устанавливается для Республики Беларусь и Российской Федерации.
<***> Допускается вырабатывать с температурой начала кристаллизации не выше минус 50 °C, за исключением применения топлива в холодных и арктических климатических районах.
<****> По требованию потребителей допускается определять термоокислительную стабильность для топлив при температуре не ниже 275 °C.
<*****> Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.
Приложение 6
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ АВИАЦИОННОГО БЕНЗИНА
Характеристики авиационного бензина
Единица измерения
Нормы
Октановое число по моторному методу, не менее
-
91
Сортность <*> (богатая смесь), не менее
-
115
Температура начала кристаллизации, не выше
°C
минус 60
Содержание механических примесей и воды
-
отсутствие
Давление насыщенных паров
кПа
29,3 - 49
Фракционный состав:
10 процентов отгоняется при температуре не выше
°C
82
50 процентов отгоняется при температуре не выше
°C
105
90 процентов отгоняется при температуре не выше
°C
170
остаток от разгонки, не более
%
1,5
потери от разгонки, не более
%
1,5
Содержание фактических смол, не более
мг/100 см3
3
Массовая доля общей серы, не более
%
0,03
Цвет
-
зеленый
<*> Определяется на стадии подготовки производства и гарантируется изготовителем.
Приложение 7
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
ТРЕБОВАНИЯ К ХАРАКТЕРИСТИКАМ СУДОВОГО ТОПЛИВА
Характеристики судового топлива
Единица измерения
Нормы
Массовая доля серы, не более
%
3,5 (по 31 декабря 2011 г.)
2 (по 31 декабря 2012 г.)
1,5 (с 1 января 2013 г.)
0,5 (с 1 января 2020 г.)
Температура вспышки в закрытом тигле, не ниже
°C
61
Приложение 8
к техническому регламенту
Таможенного союза
"О требованиях к автомобильному
и авиационному бензину,
дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных
двигателей и мазуту"
(ТР ТС 013/2011)
СХЕМЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ТОПЛИВА <*>
Номер схемы
Элементы схемы
Применение
Документ, подтверждающий соответствие
испытания продукции, исследование типа
оценка производства
производственный контроль
2д
Испытание партии продукции осуществляется в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре)
-
-
Для опытно-промышленной партии
Декларация о соответствии на партию продукции
Заявитель-изготовитель государства - члена Таможенного союза или уполномоченное иностранным изготовителем лицо на территории Таможенного союза
3д
Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)
-
Производственный контроль осуществляет изготовитель
Для топлива, выпускаемого серийно, Заявитель-изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо
Декларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно
4д
Испытание партии топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)
-
-
Для партии топлива, Заявитель-изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо или импортер
Декларация о соответствии на партию топлива
6д
Испытание образцов топлива в аккредитованной испытательной лаборатории (центре)
сертификат системы менеджмента качества и инспекционный контроль органом по сертификации систем менеджмента
Производственный контроль осуществляет изготовитель
Для топлива, выпускаемого серийно, Заявитель-изготовитель государства - члена ТС или уполномоченное изготовителем лицо
Декларация о соответствии на топливо, выпускаемое серийно
<*> Согласно Положению о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия в техническом регламенте Таможенного союза, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 года N 621.
Описание схем декларирования соответствия топлива
1. Схема декларирования 2д
1.1. Схема 2д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- проведение испытаний опытно-промышленной партии;
- принятие и регистрация декларации о соответствии.
1.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
1.3. Заявитель проводит испытания образцов продукции для обеспечения подтверждения заявленного соответствия продукции требованиям технического регламента. Испытания образцов продукции проводят по выбору заявителя в испытательной лаборатории или аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
1.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
2. Схема декларирования 3д
2.1. Схема 3д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- осуществление производственного контроля;
- проведение испытаний образцов топлива;
- принятие и регистрация декларации о соответствии.
2.2. Заявитель принимает все необходимые меры, чтобы процесс производства был стабильным и обеспечивал соответствие изготавливаемого топлива требованиям Технического регламента ТС, формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
2.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля.
2.4. С целью контроля соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС заявитель проводит испытания образцов топлива. Испытание образцов топлива проводится в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
2.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
3. Схема декларирования 4д
3.1. Схема 4д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации;
- проведение испытаний партии топлива;
- принятие и регистрация декларации о соответствии.
3.2. Заявитель формирует техническую документацию и проводит ее анализ.
3.3. Заявитель проводит испытание образцов топлива для обеспечения подтверждения заявленного соответствия топлива требованиям Технического регламента ТС. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
3.4. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
4. Схема декларирования 6д
4.1. Схема декларирования 6д включает следующие процедуры:
- формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента (копия сертификата), выданный органом по сертификации систем менеджмента;
- формирование и анализ технической документации, в состав которой в обязательном порядке включается копия сертификата на систему менеджмента;
- осуществление производственного контроля;
- проведение испытаний образцов топлива;
- принятие и регистрация декларации о соответствии;
- контроль за стабильностью функционирования системы менеджмента.
4.2. Изготовитель принимает все необходимые меры для того, чтобы процесс производства и стабильное функционирование системы менеджмента обеспечивали соответствие продукции требованиям технического регламента ТС.
4.3. Заявитель обеспечивает проведение производственного контроля и информирует орган по сертификации систем менеджмента обо всех запланированных изменениях в системе менеджмента.
4.4. Заявитель проводит испытание образцов топлива. Испытания образцов топлива проводятся в аккредитованной испытательной лаборатории (центре).
4.5. Заявитель оформляет декларацию о соответствии.
4.6. Орган по сертификации систем менеджмента осуществляет инспекционный контроль за функционированием сертифицированной системой менеджмента.
При отрицательных результатах инспекционного контроля заявитель принимает одно из следующих решений:
- приостановить действие декларации о соответствии;
- отменить действие декларации о соответствии.
В Единый реестр выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме заявителем, вносится соответствующая запись.
5. Хранение технической документации
На единой таможенной территории Таможенного союза должен храниться комплект документов на:
- выпускаемые серийно автомобильный и авиационный бензин, дизельное, судовое топливо и топливо для реактивных двигателей, мазут - у изготовителя или уполномоченного изготовителем лица в течение не менее 10 лет со дня снятия (прекращения) с производства указанных автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута;
- партию автомобильного и авиационного бензина, дизельного, судового топлива, топлива для реактивных двигателей, мазута - у импортера в течение не менее 10 лет от даты реализации данной партии.
Комплект документов должен предоставляться органам государственного надзора по их требованию.
Утвержден
Решением Комиссии Таможенного союза
от 18 октября 2011 г. N 826
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ
(ГОСУДАРСТВЕННЫХ) ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
(ДО ПРИНЯТИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ), В РЕЗУЛЬТАТЕ
ПРИМЕНЕНИЯ КОТОРЫХ НА ДОБРОВОЛЬНОЙ ОСНОВЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ
СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО
СОЮЗА "О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ
БЕНЗИНУ, ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ
ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ" (ТР ТС 013/2011)
И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ
(ГОСУДАРСТВЕННЫХ) СТАНДАРТОВ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ
ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА (ДО ПРИНЯТИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ
СТАНДАРТОВ), СОДЕРЖАЩИХ ПРАВИЛА И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
(ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРАВИЛА ОТБОРА
ОБРАЗЦОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА
"О ТРЕБОВАНИЯХ К АВТОМОБИЛЬНОМУ И АВИАЦИОННОМУ БЕНЗИНУ,
ДИЗЕЛЬНОМУ И СУДОВОМУ ТОПЛИВУ, ТОПЛИВУ ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ
ДВИГАТЕЛЕЙ И МАЗУТУ" (ТР ТС 013/2011) И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОЦЕНКИ (ПОДТВЕРЖДЕНИЯ) СООТВЕТСТВИЯ ПРОДУКЦИИ
N п/п
Элементы технического регламента Таможенного союза
Обозначение и наименование стандартов
1
2
3
Требования к характеристикам автомобильного бензина (Приложение 1)
1
Массовая доля серы
СТБ ИСО 20846-2005 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции
СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии
СТ РК ИСО 8754-2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии
ГОСТ Р ЕН ИСО 20846-2006 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом ультрафиолетовой флуоресценции
ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций для класса К2)
ИСО 20846-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливе для двигателей внутреннего сгорания. Метод с применением флуоресценции в ультрафиолете
ГОСТ Р 52660-2006 (ЕН ИСО 20884:2004) Топлива автомобильные. Метод определения содержания серы рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций для классов К3, К4, К5)
ИСО 20884-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах с помощью дисперсионно-волновой рентгеновской флуоресцентной спектрометрии
СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом волновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ Р 53203-2008 Нефтепродукты. Определение серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по длине волны
СТБ 2141-2010 (ISO 20847:2004) Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по энергии
ASTM D 4294-2003 Стандартный тест-метод определения содержания серы в нефти и нефтепродуктах с использованием энергодисперсионной рентгеновской флуоресцентной спектроскопии
2
Объемная доля бензола
ЕН 12177-1998 Жидкие нефтепродукты. Бензин. Определение содержания бензола газохроматографическим методом
СТ РК 2051-2010 Жидкие нефтепродукты. Бензин. Определение содержания бензола газохроматографическим методом
ГОСТ Р ЕН 12177-2008 Жидкие нефтепродукты. Бензин. Определение содержания бензола газохроматографическим методом
ГОСТ Р 52714-2007 Бензины автомобильные. Определение индивидуального и группового углеводородного состава методом капиллярной газовой хроматографии (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ Р 51930-2002 Бензины автомобильные и авиационные. Определение бензола методом инфракрасной спектрометрии
ЕН ИСО 22854-2008 Жидкие нефтепродукты. Определение типов углеводородов и оксигенатов в автомобильном бензине. Метод многомерной газохроматографии
СТБ ЕН 12177-2005 Жидкие нефтепродукты. Бензин. Определение содержания бензола газохроматографическим методом
ГОСТ 29040-91 Бензины. Метод определения бензола и суммарного содержания ароматических углеводородов
СТБ ISO 22854-2011 Нефтепродукты жидкие. Бензин. Определение группового содержания углеводородов и кислородосодержащих соединений в автомобильном бензине методом многомерной газовой хроматографии
3
Массовая доля кислорода
ГОСТ Р ЕН 1601-2007 Нефтепродукты жидкие. Неэтилированный бензин. Определение кислородосодержащих органических соединений и общего содержания органически связанного кислорода с помощью газовой хроматографии (O-FID)
ГОСТ Р ЕН 13132-2008 Нефтепродукты жидкие. Бензин неэтилированный. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания органически связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием переключающихся колонок (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
СТБ ЕН 1601-2005 Нефтепродукты жидкие. Неэтилированный бензин. Определение кислородосодержащих органических соединений и общего содержания органически связанного кислорода с помощью газовой хроматографии (O-FID)
ЕН 1601-1997 Нефтепродукты жидкие. Неэтилированный бензин. Определение кислородосодержащих органических соединений и общего содержания органически связанного кислорода с помощью газовой хроматографии (O-FID)
ГОСТ Р 52256-2004 Бензины. Определение МТБЭ, ЭТБЭ, ТАМЭ, ДИПЭ, метанола, этанола и трет-бутанола методом инфракрасной спектроскопии
ЕН 13132-2000 Нефтепродукты жидкие. Бензин неэтилированный. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания органически связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием переключающихся колонок
ЕН ИСО 22854-2008 Жидкие нефтепродукты. Определение типов углеводородов и оксигенатов в автомобильном бензине. Метод многомерной газохроматографии
СТБ ЕН 13132:2006 Нефтепродукты жидкие. Бензин неэтилированный. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания органически связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием переключающихся колонок
СТБ ЕН 1601-2005 Нефтепродукты. Неэтилированные бензины. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания кислорода методом газовой хроматографии (О-ПИД)
СТБ ИСО 22854-2011 Нефтепродукты жидкие. Определение группового содержания углеводородов и кислородосодержащих соединений в автомобильном бензине методом многомерной газовой хроматографии
4
Объемная доля углеводородов:
- ароматических
- олефиновых
ГОСТ Р 52714-2007 Бензины автомобильные. Определение индивидуального и группового углеводородного состава методом капиллярной газовой хроматографии (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ Р 52063-2003 Нефтепродукты жидкие. Определение группового углеводородного состава методом флуоресцентной индикаторной адсорбции
ЕН ИСО 22854-2008 Жидкие нефтепродукты. Определение типов углеводородов и оксигенатов в автомобильном бензине. Метод многомерной газохроматографии
СТБ 1539-2005 Нефтепродукты жидкие. Определение типов углеводородов методом адсорбции с флуоресцентным индикатором
СТБ ISO 22854-2011 Нефтепродукты жидкие. Определение группового содержания углеводородов и кислородосодержащих соединений в автомобильном бензине методом многомерной газовой хроматографии
5
Октановое число
- по исследовательскому методу
ИСО 5164-2005 Нефтепродукты. Определение антидетонационных свойств моторного топлива. Исследовательский метод
СТ РК ИСО 5164-2008 Нефтепродукты. Определение антидетонационных свойств моторного топлива. Исследовательский метод
ГОСТ Р 52947-2008 (ЕН ИСО 5164-2005) Нефтепродукты. Определение антидетонационных свойств моторного топлива. Исследовательский метод (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
СТБ ISO 5164-2008 Нефтепродукты. Определение антидетонационных свойств автомобильных топлив. Исследовательский метод
ГОСТ 8226-82 Топливо для двигателей. Исследовательский метод определения октанового числа
- по моторному методу
ИСО 5163-2005 Нефтепродукты. Определение антидетонационных характеристик моторного и авиационного топлива. Моторный метод
СТ РК ИСО 5163-2008 Нефтепродукты. Определение детонационной стойкости автомобильного и авиационного топлива. Моторный метод
ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005) Нефтепродукты. Определение антидетонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
СТБ ISO 5163-2008 Нефтепродукты. Определение детонационной стойкости характеристик автомобильных и авиационных топлив. Моторный метод
ГОСТ 511-82 Топлива для двигателей. Моторный метод определения октанового числа
6
Давление насыщенных паров
ЕН 13016-1-2008 Нефтепродукты жидкие. Часть 1. Определение давления насыщенных воздухом паров (ASVP) и расчетного эквивалентного давления сухих паров (DVPE)
СТБ EN 13016-1-2011 Нефтепродукты жидкие. Давление паров. Часть 1. Определение давления насыщеных паров, содержащих воздух (ASVP)
ГОСТ Р ЕН 13016-1-2008 Нефтепродукты жидкие. Часть 1. Определение давления насыщенных паров, содержащих воздух (ASVP). (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ 1756-2000 Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров
СТБ 1425-2003 Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров по методу Рейда
ГОСТ 28781-90 Нефть и нефтепродукты. Метод определения давления насыщенных паров на аппарате с механическим диспергированием
7
Объемная доля оксигенатов
СТБ ЕН 13132-2006 Нефтепродукты жидкие. Бензин неэтилированный. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания органически связанного кислорода методом газовой хроматографии с использованием переключающихся колонок
СТБ ЕН 1601-2005 Нефтепродукты. Неэтилированные бензины. Определение органических кислородосодержащих соединений и общего содержания кислорода методом газовой хроматографии (О-ПИД)
СТБ ISO 22854-2011 Нефтепродукты жидкие. Определение группового содержания углеводородов и кислородосодержащих соединений в автомобильном бензине методом многомерной газовой хроматографии
8
Концентрация железа
ГОСТ Р 52530-2006 Бензины автомобильные. Фотоколориметрический метод определения железа
9
Концентрация марганца
ГОСТ Р 51925-2002 Бензины. Определение марганца методом атомно-абсорбционной спектроскопии
10
Концентрация свинца
ЕН 237:2004 Нефтепродукты жидкие. Бензин. Определение низких концентраций свинца спектрометрическим методом атомной абсорбции
СТБ ЕН 237-2005 Нефтепродукты жидкие. Бензин. Определение низких концентраций свинца спектрометрическим методом атомной абсорбции
СТ РК ЕН 237-2008 Нефтепродукты жидкие. Бензин. Определение низких концентраций свинца спектрометрическим методом атомной абсорбции
ГОСТ Р ЕН 237-2008 Нефтепродукты жидкие. Определение малых концентраций свинца методом атомно-абсорбционной спектрометрии (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ Р 51942-2002 Бензины. Определение свинца методом атомно-абсорбционной спектрометрии
ГОСТ 28828-90 Бензины. Метод определения свинца
11
Объемная доля монометиланилина
ГОСТ Р 54323-2011 Бензины автомобильные. Определение N - метиланилина методом капиллярной газовой хроматографии
Требования к характеристикам дизельного топлива (Приложение 2)
12
Массовая доля серы
СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ИСО 8754-2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии
СТ РК ИСО 8754:2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии
ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций для класса К2 и К3)
ИСО 20846-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливе для двигателей внутреннего сгорания. Метод с применением флуоресценции в ультрафиолете
СТБ ИСО 20846-2005 Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливе для двигателей внутреннего сгорания. Метод с применением флуоресценции в ультрафиолете
СТБ 2141-2010 (ISO 20847:2004) Нефтепродукты. Определение содержания серы в автомобильных топливах методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии с дисперсией по энергии
ГОСТ Р ЕН ИСО 20846-2006 Нефтепродукты. Определение содержания серы в топливе для двигателей внутреннего сгорания. Метод с применением флуоресценции в ультрафиолете
ГОСТ Р 52660-2006 (ЕН ИСО 20884:2004) Топлива автомобильные. Метод определения содержания серы рентгенофлуоресцентной спектрометрией с дисперсией по длине волны (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций для классов К4, К5)
СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом волновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
13
Температура вспышки в закрытом тигле
ИСО 2719-2002 Определение температуры вспышки. Метод с применением прибора Пенски-Мартенса с закрытым тиглем
ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2006 Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса
ГОСТ 6356-75 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле
СТБ ИСО 2719-2002 Метод определения температуры вспышки на приборе Мартенс-Пенского с закрытым тиглем
14
Фракционный состав
ЕН ИСО 3405-2005 Нефтепродукты. Определение фракционного состава при атмосферном давлении
ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 Нефтепродукты. Определение фракционного состава при атмосферном давлении (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
СТБ ИСО 3405-2003 Нефтепродукты. Определение фракционного состава при атмосферном давлении
ГОСТ 2177-99 Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава (метод А)
СТБ 1934-2009 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении
15
Массовая доля полициклических ароматических углеводородов
ГОСТ Р EN 12916-2008 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с обнаружением по показателю преломления (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
СТБ EN 12916-2011 Нефтепродукты. Определение содержания ароматических углеводородов в средних дистиллятах методом высокоэффективной жидкостной хроматографии
EN 12916-2006 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с обнаружением по показателю преломления
16
Цетановое число
ГОСТ Р 52709-2007 Топлива дизельные. Определение цетанового числа (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ 3122-67 Топлива дизельные. Метод определения цетанового числа
ГОСТ Р ЕН 15195-2011 Нефтепродукты жидкие. Средние дистиллятные топлива. Метод определения задержки воспламенения и цетановых чисел (DCN). Сжигание в камере постоянного объема
ИСО 5165-1998 Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельных топлив. Метод цетанового числа с использованием двигателя
СТБ ИСО 5165-2002 Нефтепродукты. Определение воспламеняемости дизельного топлива. Определение цетанового числа моторным методом
17
Смазывающая способность
ИСО 12156-1-2006 Топливо дизельное. Оценка смазывающей способности на испытательном стенде с помощью устройства возвратно-поступательного движения высокой частоты (HFRR). Часть 1. Метод испытания
СТ РК ИСО 12156-1-2005 Топливо дизельное. Оценка смазывающей способности, используя стенд с высокой частотой возвратно-поступательного движения (HFRR). Часть 1. Метод испытания
ГОСТ Р ИСО 12156-1-2006 Топливо дизельное. Оценка смазывающей способности на испытательном стенде с помощью устройства возвратно-поступательного движения высокой частоты (HFRR). Часть 1. Метод испытания (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
СТБ ISO 12156-1-2011 Топливо дизельное. Оценка смазывающей способности с использованием установки с возвратно-поступательным движением высокой частоты (HFRR). Часть 1. Метод испытания
18
Предельная температура фильтруемости
ГОСТ 22254-92 (ЕН 116) Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости на холодном фильтре (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ЕН 116-1997 Топливо дизельное и бытовое жидкое. Метод определения предельного значения температуры фильтруемости
СТБ ЕН 116-2002 Топливо дизельное и бытовое жидкое. Метод определения предельного значения температуры фильтруемости
Требования к характеристикам мазута (Приложение 3)
19
Массовая доля серы
ГОСТ Р 51947-2002 Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ 1437-75 Нефтепродукты темные. Ускоренный метод определения серы
ИСО 8754-2003 Нефтепродукты. Определение содержания серы. Рентгеновская флуоресцентная спектрометрия на основе метода энергетической дисперсии
СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии
СТБ ИСО 8754-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
20
Температура вспышки в открытом тигле
ГОСТ 4333-87 Нефтепродукты. Методы определения температур вспышки и воспламенения в открытом тигле (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ИСО 2592-2000 Нефтепродукты. Определение температуры вспышки и воспламенения методом с применением прибора Кливленда с открытым тиглем
СТБ 1651-2006 Нефтепродукты. Определение температур вспышки и воспламенения в приборе с открытым тиглем по методу Кливленда
СТБ ISO 2592-2010 Нефтепродукты. Определение температур вспышки и воспламенения в приборе с открытым тиглем по методу Кливленда
21
Содержание сероводорода
ГОСТ Р 53716-2009 Топлива жидкие. Определение сероводорода (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
IP 570 Обнаружение сероводорода в топочных мазутах экспресс-методом жидкофазной экстракции
Требования к характеристикам топлива для реактивных двигателей (Приложение 4)
22
Кинематическая вязкость при температуре минус 40 °C
ГОСТ 33-2000 (ИСО 3104-94) "Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Определение кинематической вязкости и расчет динамической вязкости"
СТБ 1798-2007 Нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости. Метод определения кинематической вязкости и расчет динамической вязкости (ASTM D445-06, IDT)
23
Температура начала кристаллизации
ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) "Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации" (метод Б применяется при возникновении спорных ситуаций)
24
Температура замерзания
ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) "Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ Р 52332-2005 "Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации методом автоматического фазового перехода"
СТБ 1615-2006 Топлива авиационные. Метод определения температуры кристаллизации (автоматический метод фазового перехода) (ASTM D 2386-05, IDT)
СТБ 1633-2006 Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации (ASTM D 2386-05, IDT)
СТБ 2009-2009 Топлива авиационные. Определение температуры кристаллизации автоматическим лазерным методом (ASTM D 7153-05)
25
Содержание механических примесей и воды
ГОСТ 10227-86 "Топлива для реактивных двигателей. Технические условия" (пункт 4.5)
СТБ 1634-2006 Топлива дистиллятные. Определение свободной воды и механических примесей визуальным методом (ASTM D 4176-04, IDT)
26
Фракционный состав
ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 "Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ 2177-99 "Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава" (Метод А)
СТБ 1634-2006 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении (ASTM D 86-07b)
СТБ ИСО 3405-2003 Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении (ISO 3505:2000)
27
Высота некоптящего пламени
ГОСТ 4338-91 "Топливо для авиационных газотурбинных двигателей. Определение максимальной высоты некоптящего пламени"
28
Температура вспышки в закрытом тигле
ГОСТ 6356-75 "Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле"
СТБ 1576-2005 Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки на приборе Тага с закрытым тиглем (ASTM D 56-02a, IDT)
СТБ ISO 3679-2008 Нефтепродукты и другие жидкости. Ускоренный метод определения температуры вспышки в закрытом тигле в равновесных условиях (ISO 3679:2004, IDT)
СТБ ИСО 13736-2007 Нефтепродукты и другие жидкости. Определение температуры вспышки в закрытом тигле по методу Абеля (ISO 13736:1997, IDT)
29
Объемная доля ароматических углеводородов
ГОСТ Р 52063-2003 "Нефтепродукты жидкие. Определение группового углеводородного состава методом флуоресцентной индикаторной адсорбции"
СТБ 1539-2005 Нефтепродукты жидкие. Определение типов углеводородов методом адсорбции с флуоресцентным индикатором
СТБ EN 12916-2011 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с обнаружением по показателю преломления
30
Массовая доля ароматических углеводородов
ГОСТ Р 52063-2003 Нефтепродукты жидкие. Определение группового углеводородного состава методом флуоресцентной индикаторной адсорбции
СТБ EN 12916-2011 Нефтепродукты. Определение типов ароматических углеводородов в средних дистиллятах. Метод высокоэффективной жидкостной хроматографии с обнаружением по показателю преломления
СТБ 1539-2005 Нефтепродукты жидкие. Определение типов углеводородов методом адсорбции с флуоресцентным индикатором
31
Содержание фактических смол
ГОСТ 1567-97 "Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения смол выпариванием струей"
СТБ 1652-2006 Нефтепродукты. Определения содержания смол в топливах методом выпаривания струей (ASTM D 381-04, IDT)
32
Массовая доля общей серы
ГОСТ Р 51947-2002 "Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии
СТБ ИСО 8754-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
ГОСТ Р 51859-2002 "Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом"
СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом волновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии (ASTM D 2622-03, IDT)
СТБ ИСО 14596-2002 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии (ISO 14596:1998, IDT)
33
Массовая доля меркаптановой серы
ГОСТ Р 52030-2003 "Нефтепродукты. Потенциометрический метод определения меркаптановой серы" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ 17323-71 "Топливо для двигателей. Метод определения меркаптановой и сероводородной серы потенциометрическим титрованием"
СТБ 1588-2005 Нефтепродукты жидкие. Потециометрический метод определения меркаптановой серы
34
Термоокислительная стабильность при контрольной температуре или термоокислительная стабильность динамическим методом
ГОСТ Р 52954-2008 "Нефтепродукты. Определение термоокислительной стабильности топлив для газовых турбин. Метод JFTOT"
ГОСТ 17751-79 Топливо для реактивных двигателей. Метод определения термоокислительной стабильности в динамических условиях
СТБ 1665-2006 Топлива авиационные газотурбинные. Определение термоокислительной стабильности с применением анализатора окисления реактивного топлива (JFTOT)
35
Термоокислительная стабильность в статических условиях
ГОСТ 11802-88 Топливо для реактивных двигателей. Метод определения термоокислительной стабильности в статических условиях
36
Удельная электрическая проводимость
ГОСТ 25950-83 "Топливо для реактивных двигателей с антистатической присадкой. Метод определения удельной электрической проводимости"
СТБ 1587-2005 Топлива авиационные и дистиллятные. Методы определения электрической проводимости
Требования к характеристикам авиационного бензина (Приложение 5)
37
Октановое число (по моторному методу)
ГОСТ Р 52946-2008 (ЕН ИСО 5163:2005) "Нефтепродукты. Определение детонационных характеристик моторных и авиационных топлив. Моторный метод" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ 511-82 "Топливо для двигателей. Моторный метод определения октанового числа"
38
Сортность (богатая смесь)
ГОСТ 3338-68 "Бензины авиационные. Метод определения сортности на богатой смеси"
39
Температура начала кристаллизации
ГОСТ 5066-91 (ИСО 3013-74) "Топлива моторные. Методы определения температуры помутнения, начала кристаллизации и кристаллизации"
40
Содержание механических примесей и воды
ГОСТ 1012-72 "Бензины авиационные. Технические условия" (пункт 2.6)
41
Цвет
ГОСТ 1012-72 "Бензины авиационные. Технические условия" (пункт 2.6)
42
Давление насыщенных паров
ГОСТ 1756-2000 "Нефтепродукты. Определение давления насыщенных паров"
43
Фракционный состав
ГОСТ Р ЕН ИСО 3405-2007 "Нефтепродукты. Метод определения фракционного состава при атмосферном давлении" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ 2177-99 "Нефтепродукты. Методы определения фракционного состава"
44
Содержание фактических смол
ГОСТ 1567-97 "Нефтепродукты. Бензины автомобильные и топлива авиационные. Метод определения смол выпариванием струей"
45
Массовая доля серы
ГОСТ Р 51947-2002 "Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ Р 51859-2002 "Нефтепродукты. Определение серы ламповым методом"
Требования к характеристикам судового топлива (Приложение 6)
46
Массовая доля серы
ГОСТ Р 51947-2002 "Нефть и нефтепродукты. Определение серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ 1437-75 Нефтепродукты темные. Ускоренный метод определения серы
СТБ ИСО 8754-2004 Нефтепродукты. Определение содержания серы методом энергодисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
СТБ 1420-2003 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом рентгенофлуоресцентной спектрометрии
СТБ 1469-2004 Нефть и нефтепродукты. Определение содержания серы методом волновой дисперсионной рентгенофлуоресцентной спектрометрии
47
Температура вспышки в закрытом тигле
ГОСТ Р ЕН ИСО 2719-2008 "Нефтепродукты. Методы определения температуры вспышки в закрытом тигле Пенски-Мартенса" (метод, применяемый при возникновении спорных ситуаций)
ГОСТ 6356-75 "Нефтепродукты. Метод определения температуры вспышки в закрытом тигле"
СТБ ИСО 2719-2002 Метод определения температуры вспышки на приборе Пенски-Мартенса с закрытым тиглем
Требования к отбору проб
48
Отбор проб
ГОСТ 2517-85 Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб
ГОСТ Р 52659-2006 Нефть и нефтепродукты. Методы ручного отбора проб (применим в отношении топлива для реактивных двигателей Джет А-1 (Jet A-1)
СТБ ИСО 3170-2004 Нефтепродукты жидкие. Ручные методы отбора проб