Решение Верховного Суда РФ от 12.05.2006 N ГКПИ06-243
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 12 мая 2006 г. N ГКПИ06-243
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Е. о признании частично недействующим абзаца 4 пункта 1 Разъяснения порядка применения пункта 6 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 42/398-4,
установил:
гражданин Е. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании частично недействующим абзаца 4 пункта 1 Разъяснения порядка применения пункта 6 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 42/398-4.
Как указывает заявитель, положения абзаца 4 пункта 1 Разъяснения в части слов: "в случае если до этого времени..." противоречат федеральным законам и нарушают его избирательные права, выдвигая дополнительное требование к кандидатам, не оговоренное в законе.
В суде Е. поддержал заявленные требования и пояснил, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации создала новую норму об обязательной регистрации федерального списка до 18 часов 22 октября 2003 года для регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией по одномандатным округам.
Представитель заинтересованного лица ЦИК России Соломонидина И.О. возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что ЦИК России утвердила Разъяснения в соответствии с законом и избирательные права граждан данным актом не нарушены.
Выслушав объяснения заявителя Е., представителя заинтересованного лица ЦИК России Соломонидиной И.О., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Федотовой А.В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 42/398-4 утверждено Разъяснение о порядке применения пункта 6 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Настоящее Постановление опубликовано в "Российской газете" N 211, 21.10.2003; журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" N 17, 2003.
Из содержания Разъяснения следует, если до 18 часов 22 октября 2003 года федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией, избирательным блоком, не будет зарегистрирован ЦИК России, процедура регистрации кандидата может быть начата только по основаниям и при наличии соответствующих документов, предусмотренных подпунктами 1, 2, 3 и 4 пункта 1 и пунктом 5 статьи 45 Федерального закона. При отсутствии таковых окружная избирательная комиссия в соответствии с подпунктом 3 пункта 8 статьи 47 Федерального закона принимает решение об отказе зарегистрировать кандидата (абзац 4 пункта 1).
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (статья 26 настоящего Федерального закона).
Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в части 1 статьи 45 устанавливает общий срок представления избирательных документов для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, и федеральных списков кандидатов.
Применительно к выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва последним днем представления в ЦИК России и окружные избирательные комиссии документов для регистрации федеральных списков кандидатов и кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, являлось 22 октября 2003 года (до 18 часов).
В соответствии с Федеральным законом основаниями регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу являются подписи избирателей, собранные в его поддержку, либо избирательный залог.
При этом пункт 6 статьи 45 Федерального закона устанавливает, что представление в окружные избирательные комиссии подписей избирателей, внесение избирательного залога для регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком по одномандатным избирательным округам, не требуется, если федеральный список кандидатов, выдвинутый этими политической партией, избирательным блоком, зарегистрирован на основании представленных подписей избирателей.
Из содержания Федерального закона следует, что регистрация кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу без сбора подписей или внесения избирательного залога возможна, если кандидат представил в окружную избирательную комиссию документы, перечисленные в подпунктах 3 и 4 пункта 1 статьи 45 Федерального закона, кроме того, до 18 часов 22 октября 2003 года состоялась регистрация соответствующего федерального списка.
По объяснениям представителя ЦИК России Соломонидиной И.О., регистрация кандидата, выдвинутого политической партией по одномандатному избирательному округу, без сбора подписей или внесения избирательного залога может произойти только после регистрации соответствующего федерального списка кандидатов. Регистрация кандидата в случае, если регистрация федерального списка кандидатов произошла после 18 часов 22 октября 2003 года, привела бы к необоснованному продлению периода регистрации кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, нарушению сроков регистрации и принципа равенства кандидатов.
Доводы заявителя о том, что оспариваемые положения противоречат абзацу 2 пункта 2 Разъяснения, не могут служить основанием для удовлетворения заявленных требований, поскольку суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта на предмет его соответствия федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Оспариваемые положения Разъяснения новых норм права не содержат.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах полномочий ЦИК России и не нарушают избирательные права граждан, заявление Е. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 261 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Е. о признании частично недействующим абзаца 4 пункта 1 Разъяснения порядка применения пункта 6 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", утвержденного Постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17 октября 2003 г. N 42/398-4, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.РОМАНЕНКОВ