Рейтинг@Mail.ru

Решение Верховного Суда РФ от 26.06.2015 N АКПИ15-471

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 26 июня 2015 г. N АКПИ15-471

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г.,

при секретаре П.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению А., К., Р., Ф. о признании частично недействующими пунктов 1, 2 и 5 раздела "Министерства, государственные комитеты, комитеты субъектов Российской Федерации, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, управления, отделы Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации" приложения N 9 к приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 декабря 2011 г. N 762 "О размерах должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий",

установил:

приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 19 декабря 2011 г. N 762 (далее - Приказ) установлены размеры должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемые при назначении (пересмотре) пенсий. Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) 26 января 2012 г., регистрационный номер 23022, и опубликован 3 февраля 2012 г. в "Российской газете", N 23.

Пунктами 1, 2 и 5 раздела "Министерства, государственные комитеты, комитеты субъектов Российской Федерации, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, управления, отделы Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации" приложения N 9 к Приказу предусмотрены оклады (в рублях в месяц) для различных должностей начальствующего состава в субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн человек и менее 2,5 млн человек.

В частности, оклад по должности "первый заместитель начальника главного управления" согласно упоминаемому делению может составлять 31000 рублей и 28000 рублей соответственно (пункт 1), оклад по должности "заместитель начальника главного управления" - 28000 рублей и 25000 рублей (пункт 2), оклад по должности "заместитель начальника управления" в размере 22000 рублей предусмотрен для такой должности в субъектах Российской Федерации с численностью населения менее 2,5 млн человек.

А., К., Р., Ф., получающие пенсионное обеспечение как лица, проходившие службу в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы МЧС России, обратились в Верховный Суд Российской Федерации с названным выше заявлением, в обоснование которого и с учетом уточнений и дополнений требований указывали, что оспариваемые положения Приказа противоречат Федеральному закону от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 247-ФЗ), пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 1020 "Об окладах денежного содержания сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, применяемых при пересмотре (назначении) пенсий" (далее - Постановление N 1020) и пункту 3 приложения N 1 к нему, принципам равенства и справедливости в пенсионном обеспечении, поскольку они не предусматривают окладов для нетиповых должностей начальствующего состава Главного управления МЧС России по Ленинградской области в размерах, соответствующих окладам по должностям в субъектах Российской Федерации с численностью населения более 2,5 млн человек, а также не предусматривают повышения окладов на 10 процентов. Заявители считают, что вследствие данного несоответствия и правовой неопределенности норм были нарушены их права, так как на основании Приказа им был произведен перерасчет размеров получаемых пенсий, которые были уменьшены.

В судебном заседании заявители, извещенные надлежащим образом о месте и времени его проведения, участия не принимали. Их представитель адвокат Столаев С.В. требования поддержал.

Представитель МЧС России С. возражал против удовлетворения заявления, ссылаясь на то, что нормативные предписания Приказа соответствуют требованиям действующего законодательства.

Представители Минюста России Ч. и Л., уточнив в судебном заседании ранее представленные письменные возражения, пояснили, что основания для удовлетворения заявления отсутствуют.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив Приказ в оспариваемой части на соответствие федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с пунктом "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон N 4468-1) условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в Государственной противопожарной службе.

Согласно части первой статьи 43 названного закона пенсии, назначаемые лицам, перечисленным в статье 1 данного закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

Размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с Законом N 4468-1, подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. (часть 8 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 309-ФЗ).

При пересмотре указанных размеров пенсий в составе денежного довольствия учитываются оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы) в размерах, установленных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (далее - Федеральный закон N 306-ФЗ) или статьей 2 Федерального закона N 247-ФЗ. Размеры окладов по воинским должностям и должностных окладов и порядок их применения для этих целей устанавливаются Правительством Российской Федерации до 1 января 2012 г. (часть 9 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ).

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено для назначения и пересмотра размеров пенсий гражданам, проходившим службу в Государственной противопожарной службе и увольняемым в 2012 году со службы (части 10 и 11 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ).

В части 4 статьи 2 Федерального закона N 247-ФЗ (в редакции Федерального закона N 309-ФЗ) закреплено, что размеры окладов по типовым должностям сотрудников и окладов по специальным званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Размеры окладов по другим (нетиповым) должностям сотрудников - руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, применительно к размерам окладов по типовым должностям.

В целях исполнения Федерального закона N 309-ФЗ пунктом 1 во взаимосвязи с приложением N 1 к Постановлению N 1020 Правительством Российской Федерации установлены размеры должностных окладов по типовым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемые при назначении (пересмотре) пенсий.

Пунктом 2 Постановления N 1020 Министру МЧС России предписано установить размеры должностных окладов сотрудников по нетиповым штатным должностям применительно к размерам окладов по типовым штатным должностям соответствующих категорий сотрудников, указанных в приложении N 1 к данному постановлению.

Реализуя предоставленные приведенными правовыми нормами полномочия, Министр МЧС России издал Приказ, который зарегистрирован и опубликован в установленном порядке.

Доводы заявителей о противоречии оспариваемых положений Приказа Федеральному закону N 247-ФЗ, пункту 2 Постановления N 1020 и пункту 3 приложения N 1 к нему, а также принципам равенства и справедливости в пенсионном обеспечении основаны на неверном толковании норм материального права.

Так, приложением N 1 к Постановлению N 1020 предусмотрены типовые должности главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн человек и менее 2,5 млн человек (пункты 3 и 4). При этом увеличенные размеры окладов установлены для типовых должностей в субъектах Российской Федерации с большей численностью населения.

Применительно к названному критерию Приказом установлены и оклады для нетиповых должностей.

Занимаемые ранее заявителями должности "<...> главного управления" (А.), "<...> главного управления" (К.), "<...> управления" (Р., Ф.) не указаны в Постановлении N 1020 и являются нетиповыми. Размеры окладов по таким нетиповым должностям установлены в пунктах 1, 2 и 5 раздела "Министерства, государственные комитеты, комитеты субъектов Российской Федерации, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, управления, отделы Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации" приложения N 9 к Приказу.

Различия в размерах окладов по одинаковым нетиповым должностям установлены в соответствии с Постановлением N 1020 в зависимости от численности населения (свыше 2,5 млн человек и менее 2,5 млн человек).

Утверждения заявителей, замещавших до увольнения со службы перечисленные выше должности в Главном управлении МЧС России по Ленинградской области, о том, что для этого территориального органа МЧС России размеры окладов по нетиповым должностям должны быть установлены как для субъектов Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн человек, следует признать неправильными.

Как следует из дела, численность населения в Ленинградской области составляет менее 2,5 млн человек.

В Приказе применен аналогичный Постановлению N 1020 механизм правового регулирования, согласно которому конкретные наименования или перечень главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации не указаны, а используется общий критерий их возможного деления в зависимости от численности населения субъекта Российской Федерации.

В связи с этим ссылка заявителей и их представителя на примечание "<*>" к наименованию пункта 3 приложения N 1 к Постановлению N 1020 также является несостоятельной. Данное примечание не содержит нормы о том, что размеры окладов по типовым должностям Главного управления МЧС России по Ленинградской области должны определяться применительно к субъектам Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн человек, а предусматривает, что месячные оклады по типовым должностям сотрудников территориальных органов МЧС России, дислоцированных в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, повышаются на 10 процентов.

В свою очередь, отсутствие в оспариваемых положениях Приказа нормы о подобном повышении окладов по нетиповым должностям, учитываемых при пересмотре (назначении) пенсий, не указывает на его противоречие нормативным правовым актам большей юридической силы.

Согласно части первой статьи 43 Закона N 4468-1 для исчисления пенсий учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы). Аналогичная, по сути, норма имеется и в частях 9 и 11 статьи 12 Федерального закона N 309-ФЗ.

Предусмотренное упоминаемым примечанием повышение окладов связано с особыми условиями службы и, по смыслу приведенных норм федеральных законов, не учитывается при пересмотре размеров пенсий, осуществляемом с учетом нового правового регулирования с 1 января 2012 г.

Такой вывод следует и из содержания постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2013 г. N 95 "О ежемесячной надбавке к должностному окладу за особые условия службы сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти", которым утвержден перечень особых условий службы сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и предельных размеров ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы, в соответствии с которым служба в г. Москве и Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области (пункты 4 и 14) отнесена к особым условиям службы.

Вопреки доводам заявителей оспариваемые предписания соответствуют принципу правовой определенности, не допускают неоднозначного или неясного толкования. Предлагаемое заявителями собственное толкование упомянутой сноски Постановления N 1020 также не свидетельствует о правовой неопределенности именно оспариваемой части Приказа.

Не образует неопределенности нормативного регулирования и то обстоятельство, что должность "заместитель начальника управления" предусмотрена в типовых и нетиповых должностях. В силу Постановления N 1020 данная должность отнесена к числу типовых только в субъектах Российской Федерации с численностью населения свыше 2,5 млн человек. В субъектах Российской Федерации с меньшей численностью населения она Приказом правомерно отнесена к числу нетиповых. Как следует из пояснений представителя МЧС России, в качестве нетиповой такая должность может быть введена в соответствующем субъекте Российской Федерации в результате организационно-штатных мероприятий, если для этого случая она не является типовой.

Ссылка на то, что до введения нового правового регулирования оклады были равными по размеру для одинаковых должностей в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области и отсутствовало разделение размеров должностных окладов в зависимости от численности населения субъекта Российской Федерации, не имеет отношения к содержанию проверяемого нормативного правового акта, который принят во исполнение положений федеральных законов и постановления Правительства Российской Федерации, предусмотревших иное, отличное от предшествующего, правовое регулирование вопросов, касающихся месячных окладов денежного содержания (довольствия) и исчисления размеров пенсии.

Не указывают на противоречие Приказа нормам федерального законодательства и имевшие место обстоятельства оспаривания заявителями правоприменительных решений центра пенсионного обслуживания Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, связанных с первичным исчислением размера их пенсий и последующим перерасчетом. Из материалов дела видно, что такие решения были предметом иной судебной проверки по исковым требованиям каждого из заявителей.

В силу части первой статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Оспариваемые положения Приказа не противоречат нормативным правовым актам большей юридической силы, прав, свобод и охраняемых законом интересов заявителей не нарушают, поэтому оснований для удовлетворения заявления А., К., Р., Ф. не имеется.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления А., К., Р., Ф. о признании частично недействующими пунктов 1, 2 и 5 раздела "Министерства, государственные комитеты, комитеты субъектов Российской Федерации, главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, управления, отделы Государственной противопожарной службы в субъектах Российской Федерации" приложения N 9 к приказу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19 декабря 2011 г. N 762 "О размерах должностных окладов по нетиповым штатным должностям сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, применяемых при назначении (пересмотре) пенсий" отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Ю.Г.ИВАНЕНКО

Другие документы по теме
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пункта 1.1 и абзаца второго пункта 1.2 Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010 N 5>
<О частичном удовлетворении заявления о признании недействительной части 2 пункта 2.5 "Основных положений о вахтовом методе организации работ", утвержденных Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31.12.1987 N 794/33-82>
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим подпункта "г" пункта 23 Инструкции о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утв. Приказом МВД России от 18.06.2012 N 590>
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействующим пункта 1 Разъяснения порядка применения пункта 6 статьи 45 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", утв. Постановлением Центризбиркома РФ от 17.10.2003 N 42/398-4>
Ошибка на сайте