Решение Верховного Суда РФ от 13.11.2003 N ВКПИ03-96
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 13 ноября 2003 г. N ВКПИ 03-96
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Змеевой Ольги Александровны о признании недействительным п. 21 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" в части слов "вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя",
установил:
Змеева, как указано в заявлении, проживает в закрытом военном городке Богандинский-33 Тюменского района Тюменской области в квартире, забронированной ее отцом.
Желая переехать вместе с мужем и ребенком в квартиру, расположенную в закрытом военном городке Дачное-1 Сахалинской области, где проживают ее родители, заявитель узнала, что обжалуемой нормой Приказа Министра обороны РФ вселение ее семьи в такую квартиру не допускается.
Поэтому Змеева обратилась в суд с указанными выше требованиями, ссылаясь на то, что данными нормами нарушается ее право на выбор места пребывания и жительства на территории Российской Федерации, гарантированное Конституцией РФ.
Змеева отмечает, что ограничения этого права, согласно ст. ст. 55, 56 Конституции, ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", допускаются только в соответствии с федеральным законом.
Между тем такое ограничение предусмотрено Приказом Министра обороны РФ, что федеральным законом не предусмотрено.
В связи с изложенным Змеева просит признать п. 21 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" в части слов "вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя" недействительным.
Змеева надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, однако в судебное заседание не прибыла и, согласно ее сообщению, просила рассмотреть дело без ее участия.
Заслушав объяснения представителя Министра обороны РФ Тупикина С.В., возражавшего против требований заявителя, исследовав материалы дела и выслушав заключение прокурора, полагавшего заявление оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Змеевой не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" служебные жилые помещения предоставляются на весь срок военной службы в закрытых военных городках военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 5 ст. 2 этого же Федерального закона к членам семьи военнослужащих, на которых распространяются указанные льготы, гарантии и компенсации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся:
- супруга (супруг);
- несовершеннолетние дети;
- дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
- дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
- лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
В силу ст. 94 Жилищного кодекса РСФСР офицеры, прапорщики и мичманы, военнослужащие сверхсрочной службы Вооруженных Сил СССР и приравненные к ним лица, уволенные с действительной военной службы в отставку или в запас, а также проживающие совместно с ними лица могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений в военных городках с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В таком же порядке подлежат выселению из военных городков другие лица, утратившие связь с Вооруженными Силами СССР.
Таким образом, действующее российское законодательство определяет, что жилые помещения в закрытых военных городках предназначены для проживания военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей. Предоставление данных жилых помещений иным лицам в качестве постоянно проживающих с нанимателем не предусмотрено.
Этими нормами Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и Жилищного кодекса РСФСР предусматривается ограничение права граждан Российской Федерации на выбор места пребывания и жительства на территории закрытых военных городков.
Поэтому, вопреки мнению заявителя, ограничения права на выбор места пребывания и жительства в закрытых военных городках установлены в полном соответствии со ст. 55 Конституции РФ и ст. 8 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Что касается законности обжалуемых норм Приказа Министра обороны РФ, то они полностью соответствуют Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и не ущемляют прав граждан, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации согласно данному Федеральному закону.
Согласно подп. 21 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357, функцией Министерства обороны РФ является осуществление расквартирования войск (сил), управление жилищным фондом, закрепляемым за Министерством обороны.
Подп. 36 п. 11 этого же Положения установлено, что Министр обороны РФ издает приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, в необходимых случаях - совместно с другими федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, дает указания, организует и проверяет их исполнение.
Министерство обороны РФ обладает полномочиями, установленными для органов государственной власти ст. 13 Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 2002 г. N 4218-1.
Таким образом, Министр обороны РФ, издавая Приказ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", действовал в пределах полномочий, предоставленных ему Указом Президента РФ от 11 ноября 1998 г. N 1357 и названным Федеральным законом.
Этот Приказ Министра обороны РФ зарегистрирован в Минюсте РФ 7 июня 2000 г., регистрационный номер 2260, а текст Приказа опубликован в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 26 июня 2000 г. N 26.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253, п. 1, ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Змеевой Ольги Александровны о признании недействительным п. 21 приложения N 1 к Приказу Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 г. N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" в части слов "вселение граждан, не имеющих отношения к Министерству обороны, в жилые помещения домов, расположенных в закрытых военных городках, в качестве постоянно проживающих с нанимателем не допускается. Вселение в жилые помещения граждан, проживающих в домах, расположенных в закрытых военных городках, может быть разрешено начальником гарнизона по представлению начальника квартирно-эксплуатационной части района (гарнизона) нетрудоспособным гражданам Российской Федерации, находящимся на иждивении нанимателя" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Л.М.ЗАХАРОВ