Решение Верховного Суда РФ от 05.04.2010 N ГКПИ10-3
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2010 г. N ГКПИ10-3
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Толчеева Н.К.,
при секретаре Г.,
с участием прокурора Кротова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.Е.Ю., Б.Е.В., П. о признании частично недействующим пункта 3.6 приложения к Приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 15 октября 2009 г. N 415 "О внесении изменений в Приказ ФСИН России от 13.11.2008 N 624",
установил:
пунктом 3.6 приложения к Приказу Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) от 15 октября 2009 г. N 415 пункт 11 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом ФСИН России от 13 ноября 2008 г. N 624, изложен в следующей редакции: "11. Гражданскому персоналу лечебно-профилактических учреждений и лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, бактериологических лабораторий по диагностике туберкулеза, кабинетов медицинских частей и участков исправительных учреждений, следственных изоляторов, больниц и лечебно-производственных (трудовых) мастерских, занятому на работах с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, 50 процентов и более рабочего времени, должностные оклады (тарифные ставки) повышаются на 25 процентов.
В случаях, когда гражданский персонал занят на работах с данной категорией больных менее 50 процентов рабочего времени, оплата труда производится в виде доплаты за фактически отработанное время.".
Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 ноября 2009 г., регистрационный номер 15261, опубликован в "Российской газете" от 2 декабря 2009 г.
Б.Е.Ю., Б.Е.В., П. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании приведенной нормы недействующей в части, предусматривающей для гражданского персонала лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 25 процентов при условии занятости на работах с такими лицами 50 процентов и более рабочего времени, а при занятости менее 50 процентов рабочего времени - доплату за фактически отработанное время.
Свои требования заявители мотивировали тем, что относятся к гражданскому персоналу федерального бюджетного учреждения, специально созданного для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, оспариваемые нормативные положения противоречат пункту 2 части 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", вводят не предусмотренные этим Законом ограничения на установление 25-процентной надбавки к должностному окладу, вследствие чего снижается размер оплаты их труда при работе с осужденными, больными туберкулезом, менее 50 процентов рабочего времени.
Заявители в судебное заседание, о котором извещены надлежащим образом, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Федеральная служба исполнения наказаний в своих возражениях указала на то, что порядок выплаты и размер надбавки к должностным окладам работников, оказывающих противотуберкулезную помощь, определены не названным заявителями Законом, устанавливающим надбавку за работу с инфекционными больными, а специальным Федеральным законом от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", во исполнение которого издан оспариваемый нормативный правовой акт.
Обсудив доводы заявителей, выслушав возражения представителя Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний Ш., проверив оспариваемые нормативные положения на соответствие федеральному закону, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кротова В.А., полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, Верховный Суд Российской Федерации считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", закрепляющей социальные гарантии медицинским, ветеринарным и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании противотуберкулезной помощи, предусмотрено, что порядок предоставления таких гарантий и установления размера надбавок к должностным окладам за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда для работников федеральных учреждений здравоохранения определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение этого Федерального закона и Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2001 г. N 892 "О реализации Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации" Приказом Минздрава России, Минобороны России, МВД России, Минюста России, Минобразования России, Минсельхоза России и ФПС России от 30 мая 2003 г. N 225/194/363/126/2330/777/292 утвержден согласованный с Министерством труда и социального развития Российской Федерации Перечень должностей медицинских, ветеринарных и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, а также работников организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающих больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, дающих право на дополнительный оплачиваемый отпуск, 30-часовую рабочую неделю и дополнительную оплату труда в связи с вредными условиями труда.
Пунктом 3 первого столбца раздела 5 этого Перечня к числу должностей медицинских и иных работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, занятие которых связано с опасностью инфицирования микобактериями туберкулеза, отнесены сотрудники и работники всех служб, независимо от занимаемой должности, в силу своих служебных обязанностей непосредственно контактирующие с больными активной формой туберкулеза, у которых контакт с больными активным туберкулезом составляет более 50% процентов рабочего времени. Согласно пункту 3 второго столбца того же раздела указанное положение распространяется на лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы, специально созданные для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 введены с 1 декабря 2008 г. новые системы оплаты труда для работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений. Подпунктом "в" пункта 2 этого Постановления предписано федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, до 1 сентября 2008 г. утвердить условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного характера гражданскому персоналу в соответствии с перечнем видов выплат компенсационного характера, утверждаемым Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, но не ниже размеров, установленных в соответствии с законодательством.
Во исполнение указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13 ноября 2008 г. N 624 утверждена Инструкция о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы. Пунктом 11 этого Приказа (в редакции оспариваемого заявителями Приказа от 15 октября 2009 г. N 415) предусмотрено повышение должностных окладов (тарифных ставок) на 25 процентов гражданскому персоналу, занятому на работах с осужденными и лицами, содержащимися под стражей, больными туберкулезом, 50 процентов и более рабочего времени, а также доплата за фактически отработанное время гражданскому персоналу, занятому на работах с данной категорией больных менее 50 процентов рабочего времени.
Размеры указанных выплат, определенные оспариваемым Приказом, соответствуют размерам выплат компенсационного характера, установленным вышеприведенными нормативными актами, принятыми в развитие статьи 15 Федерального закона "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации", предусматривающей меры социальной поддержки работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи.
Надбавка к должностным окладам в размере 25 процентов, предусмотренная пунктом 2 части первой статьи 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 477, на которые ссылаются заявители в обоснование своих требований, имеет иную правовую природу. Данная надбавка не относится к выплатам компенсационного характера, предусмотренным для работников, непосредственно участвующих в оказании противотуберкулезной помощи, установлена персоналу учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных.
Правомерность выделения из инфекционных больных в отдельную категорию больных туберкулезом и установление работникам учреждений, созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, увеличения должностного оклада в иных размерах в зависимости от режима учреждения и количества осужденных, отбывающих в них наказание, подтверждена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 13 августа 2002 г. N ГКПИ02-522, 523, 529, которым проверена законность Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 477, предусматривающего такую дифференциацию.
Увеличение должностных окладов работникам учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в зависимости от вида учреждений, характера и сложности выполняемых работ, в том числе работникам учреждений, созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, в размерах, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 477, предусмотрено пунктом 4 Инструкции о порядке, условиях и размерах выплат компенсационного характера, применяемых для гражданского персонала уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 13 ноября 2008 г. N 624 (в ред. Приказа от 15 октября 2009 г. N 415).
Оспариваемые заявителями изменения, внесенные в пункт 11 указанной Инструкции, не отменяют и не умаляют закрепленные законодательством права работников лечебных исправительных учреждений, специально созданных для содержания и лечения осужденных, больных туберкулезом, и не противоречат статье 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", а также изданному в его развитие постановлению Правительства Российской Федерации, в связи с чем в удовлетворении заявления надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194 - 199, частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении заявления Б.Е.Ю., Б.Е.В., П. о признании частично недействующим пункта 3.6 приложения к Приказу Федеральной службы исполнения наказаний от 15 октября 2009 г. N 415 "О внесении изменений в Приказ ФСИН России от 13.11.2008 N 624" отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.К.ТОЛЧЕЕВ